Седмицa.Ru | Валерий Ганичев | 24.01.2005 |
В провозгласившей суверенность и самостийность Украине на свет Божий были вытащены политические и идеологические лекала очень напоминающие те, которые вырабатывались в спецслужбах Австро-Венгерской империи, панской пилсудской Польши и особенно в изощренных идеологических механизмах нацистской Германии. Для них главное было столкнуть Украину и Россию.
Россия и русские объявлялись главными врагами Украины и украинцев. В такого рода платформах разрывалась вековечная связь народов, растаптывалась вся прошитая единой истории их судьба, деформировалась и извращалась, отторгалась от основной массы народа спасшая от исчезновения украинскую нацию православная Вера. Не боясь Божиего наказания, ее пытаются изменить, приспособить к этим идеологическим, глобалистским требованиям. Раздался клич про инородность и «вмешательство» на Украине «московских попов».
Конечно, это от невежества, потому что именно «киевские попы», киевское священство принесли на Русь православную Веру. А православие — первая и главная Вера восточных славян, ибо князь Владимир отправил латинских вербовщиков из Киева за ненадобностью и безблагодатностью.
Мои собеседники на Восточной Украине с возмущением говорили, что в западных областях, как они называют униатских и католических, галицийских, многие посчитали себя крестоносцами. Они пытались переделать, перекодировать, переиначить историю и даже душу украинского народа. И действительно, эти новоявленные крестоносцы затопили светоносный Киев, заняли многие управленческие и культуртрегерские посты. Как тут не вспомнить, что именно крестоносцы, направляясь вроде бы для защиты Гроба Господня, разгромили православный Константинополь.
На свалку полетела и Киевская Русь, как колыбель братских народов, и сам древний Киев, как мать городов русских, вот-вот снесут памятник Богдану Хмельницкому, как объединителю наших народов, а Гоголь — дитя Украины и России — объявлен «зрадныком», ибо писал на русском языке. Вот и Шевченко полетит в ту же мусорную яму, ибо тоже немало писал по-русски. Православие объявлялось Верой московских попов, а не Верой украинского народа.
А как быть с Котляревским, Сковородой, Лесей Украинкой, Нечуем Левицким, Панасом Мирным, Марко Вовчоком? Ведь они создали свои творения в России, и в их творчестве никогда не было звериного оскала по отношению к русскому народу.
Особую ненависть вызывает у этих «полицаев от истории» Великая Отечественная война нашего народа, его победа над фашизмом, одержанная русскими, украинцами и белорусами, всем советским народом. Никак неохота признать, что эта победа привела к соединению украинских земель, к созданию мощной и суверенной Украины, получившей свою государственность из рук Советского Союза, а не от бандеровской суверенности, провозглашенной Гитлером в первые дни нападения на СССР.
Переиначить, перетолковать — этому подчинена была культурная, образовательная политика разъединителей наших народов, затопивших своими опусами всю сферу образования и культуры Украины. Прикрываясь «западнянской украинскостью, которую с большим пиитетом отмечал бывший президент Кучма, кинулись закрывать русские школы, русские театры, русские издания. Восточная Украина, все здравые люди ошеломленно молчали, думая, что это приметы роста нового суверенного государства, его неоформленности. Нет, оказалось, что за этим скрывается хорошо продуманная и организованная цель: не только изолировать, обособить Россию, что не удалось в 1612 году польским интервентам, в 1812 году — Наполеону, в 1941 году — Гитлеру, но и серьезная попытка лишить украинский народ его корней, его исторического прошлого, его духовного богатства. Одновременно это означает стремление привить на его дерево дичок отторжения, который и дал бы новые плоды духовно опустошенной, подвластной рыночному бичу всемирного и в первую очередь американского капитала; создав покорное население, но уже не народ Украины.
Разгромить Киев не удалось, потому что у украинского народа хватило трезвости и памяти, потому что денно и нощно молились православные люди, твердо стояли Киевско-Печерская и Почаевская Лавры, стойкими молитвенниками проявило себя украинское православное священство, в том числе и в западных областях, спасавшие не раз украинский народ от вырезания и уничтожения при панской Польше, Австро-Венгерской монархии, гитлеровской Германии, сохранившие вековечную Веру и Дух православия и в безбожное атеистическое время. Священство помнило, что в единой Киевской Руси, в едином очаге Веры, Духа и Культуры сложилась великая восточнославянская цивилизация трех братских народов.
Действительно, историю не переделаешь. Множество восточнославянских племен являли крепкое, подвижное, соединенное животворным и восприимчивым языком сообщество. Светоносная христианская Вера пришла сюда из Византии-Эллады и одухотворила, соединила эти племена, княжества в одно из просвещенных и динамичных государств Европы и передней Азии — Киевскую Русь. Тут на лесостепных просторах Востока Европы и зародилась великая мировая восточноевропейская цивилизация, выстроившаяся вокруг Православия, сумевшая впитать многие духовные, материальные достижения других народов. Дав высочайшие цивилизационные образцы, она пала под ударом тоталитарных систем Востока, под ударом татаро-монгольского нашествия, однако снова возродилась в различных типах церковных, государственных, общественных объединений, сохраняя и свое культурное, социальное и психологическое единство и разнообразие в русском, украинском, белорусском народах. Сейчас, когда народы этой цивилизации имеют свои суверенные государства, было бы самоубийством для истории, сути, духа, культуры, будущего каждого из народов — отказаться от великого цивилизационного наследия, не желать развивать и приумножать его.
Принадлежность к Европе отнюдь не требует погрома переплетающегося в веках и судьбах этого наследия. Почему необходимо расчленить, отъединить от Белоруссии и России древнерусского митрополита Иллариона с его актуальнейшим «Словом о Законе и Благодати», почему следует загнать в белорусские болота Ефросинью Полоцкую, не допустить украинских паломников к раке великого святого Сергия Радонежского, словом и духом которого была освобождена Малая и Московская Русь от монгольских орд. У нас великие общие святые Антоний и Феодосии Печерский, равноапостольные Ольга и Владимир, Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, Паисий Величковский и Серафим Саровский, Кирилл Туровской, сонм новомучеников, сонм великих святых соединил наши народы. Покров великих общих святых покрывает нас. И попытка найти им замену в лице богоборческой массовой культуры под видом европейской, отлучить от православия, как якобы отсталой, консервативной веры, не только ретроградская, но и смертельная операция, с которой никогда не согласятся ни народы, ни история.
А разве европейский да и весь мир не стал чище, сердечнее, совестливее, приняв в свою культуру Пушкина, Гоголя, Шевченко, Достоевского, Толстого. Якуба Коласа, Лесю Украинку, Янку Купалу, Чехова, Ивана Франко, Есенина, Рыльского. Шолохова, Рубцова, Василя Симоненко? Корифеи русской, украинской, белорусской культуры осознавали всегда эти корни, начиная от автора «Слова о полку Игореве», которое вошло в сокровищницу всех литератур, и до нынешнего времени. Дружба великих сынов наших народов Тараса Шевченко и Михаила Щепкина, Шевченко и Аксакова, Марко Вовчок и Тургенева, Короленко и Карпенко-Карого, Горького и Коцюбинского заставляют думать о будущем. А участие К. Брюллова и Жуковского в судьбе Тараса Шевченко, а Глинки — в судьбе Гулак-Артемовского? Давайте вспомним, как в 1907 году, противореча великому князю Константину Романову, покровителю российской науки, Шахматов и Корш выдвинули кандидатуру Ивана Франко в академики. А как не вспомнить слова Ивана Франко: «Мы все русофилы, слышите, повторяю еще раз, мы все русофилы. Мы любим великорусский народ и желаем ему всяческого добра, любим и учим его язык и читаем на нем нового, наверное, не меньше, а может больше, чем на своем… и русских писателей, великих светочей в духовном царстве мы знаем и любим…» Почему же нам следует разрывать их творчество, биографии, противопоставлять их друг другу, выискивать не соединяющие, общеславянские гуманистические мотивы, а временные, и даже обоснованные, нелокальные их неудовлетворения от положения своих народов.
Действительно, не в Российской ли империи, да и в Советском Союзе, создана была великая украинская литература: Сковорода, Котляревский, Гребинка, Панас Мирный. Марко Вовчок и тот же Шевченко, М. Рыльский, О. Гончар, Леся Украинка. То же можем сказать о белорусской литературе. Не русские ли поэты и писатели находились в поле Украины, ее истории, народного творчества. Пушкин, Гоголь, А.К. Толстой, Денис Давыдов, Бунин, Булгаков, Волошин, Шолохов. Развести их друг от друга значит уничтожить и опереться на более низкие образцы, которые, конечно, существуют в каждой культуре. Правы те, кто пишет: а как рассечь А.А. Горенко и А.А. Ахматову (написавшую в блокадном Ленинграде: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»). Это история, и она требует трезвого разговора и объективного осмысления. Нет сомнения, что когда мы говорим о взаимовлиянии культур, их параллельном развитии мы как бы предполагаем, что они находятся в разрыве, в несоединении. Русская же и украинская культура находились и находятся в неразрывном единстве. В письме Н.В. Гоголя от 24 декабря 1844 года читаем: «Какая у меня душа — хохляцкая или русская — сам не знаю. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собой нечто совершеннейшее в человечестве… Русский и малороссиянин — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные».
Кому и зачем необходимо их разрывать? Кому и зачем надо их противопоставлять? Какие только не находятся отговорки, чтобы не пускать на экраны, в СМИ в независимых государствах подлинную национальную культуру другой страны. Находились, да и теперь находятся «щирые» горячие головы, которые объявляют Гоголя «зрадныком» и призывают очистить представление об Украине от «гоголизмов». Не менее ретроградскими, зашоренными являются утверждения «великих патриотов» о неразвитости «украинской мовы», ее ограниченности. То и другое от незнания, невежества, неразвитости, несформированности. Конечно, есть и оплаченная и хорошо регулируемая предвзятость с тем чтобы породить разрыв братских, родственных, культурных, цивилизационных уз.
Но уверен, что в богопредназначенном, историческом развитии эти связи не порвутся, народы и люди будут предрасположены к ним. Уверен, что те лидеры, которые будут пытаться разрывать, стирать, исторически обречены, даже если они на время завоюют признание эгоистической части Европы, амбициозной, от временного лидерства Америки, или фундаменталистской Азии.
Цивилизации Восточной Европы предстоит в очередной раз, как от татаро-монгольского ига, наполеоновской тирании, гитлеровской чумы, спасать мир от безверия, от пошлости, грязи, бездуховности в культуре, от рыночного потребительского безумия. Есть мера, в которой может находиться и жить человек, общество, государство. Сегодняшний мир спасающего себя Запада старается объявить незаконным любой образ или способ жизни, не похожий на него. Раскормленный западный обыватель и интеллектуалы, кормящиеся от рынка, только в нем и видят спасение. Ныне только «рыночное мировоззрение» владеет европейским, или в целом западным обществом.
В то же время все здравые духовные силы в мире все больше возражают и протестуют против потребительского расточительства, бездумного и безумного комфорта, который себе хочет обеспечить «золотой миллиард» или еще более узкую группу людей. В эту потребительскую наркоманию попадает наше общество, наше государство. И только народное христианское начало, великая наша культура, только духовно закодированные в наших людях, в нашей восточнославянской цивилизации чувства, понятия сострадания, жалости, любви, совести, милосердия могут остановить наше падение, падение других цивилизаций в кошмар и безумие вседозволенности, в легкость преодоления нравственного порога.
Футурологи мира предупреждают, что в XXI веке главной опасностью является столкновение цивилизаций и религий. Но не менее серьезной опасностью является и столкновение языков, их вызовы друг другу, их вытеснение, ассимиляция. В случае украинско-российских отношений проблема языка отнюдь не второстепенная. Политики Украины, вычеркивая русский язык из государственного института, порождают не только недовольство и гнев 15−20 миллионов людей коренного русского языка, они порождают раскол и отторжение от суверенности Украины. Плюс они уводят от великой русской культуры еще 20−30 миллионов человек. Не катастрофическая ли это плата за вхождение в Европейское сообщество, которое чрезвычайно обеспокоено падением нравственного и культурного уровня европейцев. Многие иностранцы, с которыми мне приходилось сталкиваться в последние годы, говорят о русской классической литературе, как последней духовной опоре в жизни. Русским же политикам, да и согражданам надо освободиться от чванливого отношения к ароматной, лирической, всеобъемлющей народной украинской мове. Нет сомнения, что русский человек молодого и среднего возраста на Украине должен знать украинский язык. Это его только обогатит. Также ясно: по всем параметрам европейской и мировой цивилизации русский язык на Украине должен быть государственным языком. В России же надо всячески поддерживать изучение украинского языка в местах сосредоточения украинцев. Союз языков — самый прочный союз, залог нашего нового и более совершенного единства. Говорю и пишу о единстве восточнославянской цивилизации отнюдь не для того, чтобы посягнуть на государственную суверенность. История покажет свой вектор развития. Великобритания, Шотландия и Уэльс имеют свои существенные различия, но нет сомнения, что это единая цивилизация.
Украина сегодня — единое государство, хотя ряд историков четко обозначает три ее существенно различающиеся части: Малороссия, Новороссия и Галиция. Это единое государство, при том, если одна ее часть не будет насильно навязывать другой взгляды, воззрения. Веру. Если же это произойдет, то неизбежен раскол единого государства. Впрочем, это другая тема, требующая обсуждения.
Стремление России, Украины и Белоруссии в Европу, или скорее, в европейские структуры вроде бы оправдано, но Западу с его философией приобретения и комфорта нужен «обслуживающий персонал», а наши политики нередко ведут наши народы в это поле услужения. Нет, мы должны воспринимать и брать у Европы лучшие ее гуманистические ценности, лучшее в ее реалистическом, духовном искусстве, ее хозяйственную рациональность. Мы не отвергаем романо-германскую, англосаксонскую, греческую, арабскую и др. цивилизации. Но в «семью цивилизаций» мы должны входить со своим духовным, культурным, нравственным багажом, со своим цивилизационным богатством, которое создали народы России, Украины и Белоруссии.
В великом «Слове о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона говорится: «Не воздеваем рук наших к богу чужому… Доколе стоит мир сей, не наводи на нас напасти и искушения и не предай нас в руки иноплеменников… Продли милость твою на людях твоих, врагов прогони, мир утверди, народы укроти, голод вознагради изобилием».
Что ж, мы можем через 1000 лет согласиться с великим киевским мудрецом, писателем, провидцем и утвердителем восточнославянского мира.
Нам же всем надо вести работу дома, в школе, в храме, на поле общей Веры, на братстве неразрывной культуры. истории, на поле нашей обшей восточнославянской цивилизации. Сим победиши!