Русская линия
Правая.Ru Богдан Вахненко25.01.2005 

«Се раба Господня, Буди Ми, Владыко, по глаголу Твоему!»
День памяти великомученицы Татианы — небесной покровительницы святой Царевны-мученицы Татианы

Почему я решил написать о Царевне-мученице Татиане, а не о ком-то другом из Царских Детей? Отвечу кратко: если бы была иная воля Господня и были бы убиты только Царь и Царица, то Она — Царевна Татьяна, воплотившая в себе качества Отца и Матери, была бы хорошим регентом при Царевиче Алексие до Его совершеннолетия и достойным противником революции.

Ее сравнивают по духу и внутренему настрою со святой мученицей Царицей — матерью ее. Татьяна была ближе всех к Матери, ибо умело помогала, а часто и заменяла Маму в воспитании всех Царских детей. «Матери болящия место заступая вся потребная ко служению на рамех твоих понесла еси, обаче вящше сего в место сердца матере твоея явилася еси» (канон св. муч. Царевне Татьяне, песнь I-я, стих 3) [i].

Она также была «особенно близка к Отцу и производила впечатление настоящей царской дочери», — замечает в своей книге «История Цареубийства» О. Платонов.

Недаром мы читаем в молитве к Ней: «злато искушенное седмерицею является нам, внегда образ Царя царей зрит к нам от тебе, зрящей ко отцу». Она всем сердцем и душой последовала своей святой небесной покровительнице — мученице Татьяне (тезоименитство 12/25 января), в честь которой Она была крещена.

Святая мученица Царевна так же, как и Ее небесная покровительница, не стремилась замуж и готова была стать монахиней. Она была терпима и кротка пред Своими врагами, но готова была за Веру Христову отдать даже Свою жизнь. Кроме того, есть ещё один момент, столь важный для нас, подтверждающий духовную связь Царицы-мученицы Татьяны и Ее небесной покровительницы. Обе они были убиты вместе с их родителем-отцом (в то время у мученицы Татьяны уже матери не было).

Два человека вспоминают о мученице Татьяне по-разному.

Игумен Серафим (Кузнецов) пишет: «отличалась твердостью характера и самостоятельностью», а вот Буксгевич вспоминает: «Она не обладала сильным характером Ольги Николаевны… (хотя) принимала решения быстрее, чем старшая сестра, и никогда не теряла головы», «однако, — продолжает П. Жильяр — эти две сестры нежно любили друг друга».

Не хотелось бы одну Царевну-мученицу выделять и превозносить над другой. Мне кажется, что просто Буксгевич не видел того твердого характера Татьяны из-за, возможно, не того духовного зрения, которое было у игумена Серафима. Думаю, что твердый характер Царевны-мученицы Ольги был просто налицо — естественным в Ней проявлением, без надменности, в Христовой простоте. Святая же мученица Царевна Татьяна, поскольку стремилась в монастырь, просто скрывала его (характер) в себе, о чем мiрской человек не мог догадаться.

Скажу, что вся Царская Семья дополняла один другого, что и подтверждается в видении одной женщине: писать иконы Царской Семьи вместе. Если же мы пишем иконы каждого из Царственных мучеников по отдельности, то мы не должны забывать об Их совместной святой жизни и совместного смертного подвига. Недаром они являют собою число семь — полноту и уподобляются малой Церкви. Вечность символизирует число восемь. Известно, что должен быть Восьмой Вселенский Собор, после которого будет Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Также смерть Царственных Мучеников и пролитая Ими кровь явит России, а потом и мiру последнего Русского Государя, Помазанника Божия, Самодержца Святой Руси. Это будет последний поводырь нас в Вечность, последний, Кто соделает нас чадами Божьими, наследниками Христа.

Вернемся же к мученице Царевне. Полковник Кобылинский, начальник охраны Царской Семьи в Тобольске вспоминает, подтверждая мои размышления: «в ней именно чувствовалось, что она дочь Императора… Ей, может быть, лучше бы было родиться мужчиной, и, как мне кажется, будь иная судьба, она стала бы „Царевной Софией“. Это чувствовалось всеми». Это Ее, бедную, одну из Царевен, по слову блаженной Марии Ивановны Саровской: «Царевен — штыками! Жиды проклятые» (сказаны в ночь убийства 1918 г).

Господь в Их смертный час и жизненном пути посылает те муки, которые Они (Царственные мученики) смогли бы перенести, ибо выше меры Господь не посылает. Эта милая девушка, чувствуя и зная о Своем Царском положении, никогда не превозносилась этим, но как можно сильнее смиряла Себя, однако, не давая и пренебрежительно относиться к Себе.

Святая Царица-мученица Александра называет Ее — солнышком.

Как же Они, всё Семейство, любили друг друга, и мне так бы хотелось присутствовать при Их жизни, хотя бы краешком ока видеть Их святую жизнь!

Новые испытания святой мученицы Царевны начались с периода заточения Царской Семьи. Весь этот путь на свою Голгофу святая мученица была еще более сосредоточена, избегала разговоров с прислугой, Она «более остро ощущала несправедливую обиду, нанесенную народом, которому она с юных лет отдавала себя на служения» (игумен Серафим). Я думаю, с момента Их заточения, Она как никто другой знала и предчувствовала конец Своей жизни — мученическую смерть. Царь и Царица надеялись, что народ покается, что поймет свой грех пред Богом и Царем, Помазанником Его, о чем свидетельствует охранение Господом Государя с Семьей до 1918 г. Господь ждал, как ждал Иуду на Кресте. Конечно, у святой Царевны надежда и вера в это тоже не угасала, но, полагаю, Господь просветил Ее для готовности пострадать до конца. Может быть, Господь сначала попустил бесам искушать святую, а потом, чтобы укрепить Ее, дал уразуметь, что постигнет Ее, что Она увенчается венцами мучеников. Я, правда, не могу с уверенностью это утверждать, ибо мне не ведомо сердце и душа святой Княжны. Эти мысли родились у меня вследствие прочтения Ее выдержки, а также заметок о Ней Самой в период заточения.

Царскосельский период ареста: «…Она предпочитала молчание и беседу с Богом чрез молитву, получая ответы на свои душевные запросы от святых небожителей чрез написанные ими книги…» (игумен Серафим). То, что узрелось в начале заточения, возросло в такие предсмертные глубокие слова за несколько дней до мученической кончины: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник… становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту… Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывющуюся для человека за гробом «.

Я ни в коем случае не умаляю мученического подвига каждого из Святой Царственной Седмерицы, Их внутренней подготовки и сознания о предстоящем Им. Но Она — мученица Царевна Татиана — была монахиней в мiру, и если бы был иной путь для искупления грехов России, и Царственная Чета осталась бы в живых, то я с уверенностью могу сказать, что первым, кто бы после заточения принял бы монашество — была бы святая мученица Царевна Татьяна.

Прошу всех читающих не увидеть в моих словах некое духовное возвышение Царевны над Ее Отцом, Матерью, Сестрами и Братом.

Все Они, как я уже говорил, дополняли друг друга, и если бы не было кого-то из Них с Ними (в заточении, при жизни), Им было бы намного труднее. Они вместе явили мiру — Церковь «воинствующую» (Еф. 6, 12), а потом и Церковь «торжествующую» (Евр. 12, 13)

Когда читаешь строки из дневника святой Царицы-мученицы Александры о детях, об обстановке в семье, понимаешь, чем дышала эта святая Царственная Чета; и ясно, почему все Царские Дети были готовы к мученической смерти, в том числе и Великая Княжна, святая мученица Царевна Татьяна. «…Как счастлив дом, где все — дети и родители, без единого исключения — вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения…. есть дом, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И, спустя долгие годы, память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех» (слова из дневника Царицы-мученицы Александры, 1917 г.). Читаешь эти эти строки и понимаешь, что без разумения каждого Царственного узника невозможно понять Их вместе. Трудно и написать о Них по отдельности. Они одно целое.

«Искренность и прямолинейность сорастворялись с упорством,… склоность к поэзии» (Буксгевич). Эти качества, врожденные и приобретенные, принесли достойный плод. Царевна-мученица Татиана стала «давидствующая противу Голиафа Христоборного… пикой врази Христа унзающая», ради верности Христу Богу и помощи ближним Она «погубившая душу обретшая ю», и так исполнила главнейшую заповедь Христову: «возлюбила Господа всем сердцем Своим и помышлением Своим, ближнего же возлюбившая яко Сама Себе» (слова из Евангелия).

Господь говорит: «Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живта» (Ап. 2, 10).

Жизненный Ее путь завершается смертью от последователей убийц Воплотившегося Бога. Убиенная от жидов и Своих русских, уподобившихся иудеям, Она молила Бога «просветити людие русские… простившая вся должником своим… спасти хотя мiр, якоже во дни ноевы и якоже во дни Лотовы, молила Бога Твоего Царевно о России….» Явилася еси мiру в подражанию Христу даже до смерти: «…стена Руси Святой, на Ней же образ Христа Бога нашего вратарствует».

Да воскреснет Русь святая молитвами святой Царственной Седмерицы!

[i] Далее: все цитаты, после которых нет ссылок, взяты из Акафиста и Канона святой Мученице Царевне Татиане


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика