Русская линия
Независимая газета Роман Прокудин26.01.2005 

Тайна зачарованного старца Григория
Одна из дочерей Распутина стала укротительницей диких животных

Личность загадочного старца Григория Распутина неизменно приковывает к себе внимание людей, интересующихся отечественной историей. Многое в биографии этого человека настолько приукрашено и извращено, что фактически невозможно отличить правду от вымысла.

Григорий Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии 10 января 1869 года. Его отец Ефим Распутин работал ямщиком и обрабатывал землю, мать Анна (в девичестве Паршукова) вела домашнее хозяйство.

Уже в детстве Гриша обнаружил в себе дар ясновидения. В раннем возрасте Распутин питал отвращение к воровству. Он был уверен, что его воровство моментально откроется, потому что сам сразу замечал, если кто-то из его товарищей украл. Однажды, лежа в постели в лихорадке, Григорий услышал разговор отца с соседними мужиками о недавней краже лошади. Виновный не был найден. Во время этого разговора мужчин мальчик вскочил, указывая на одного из них, и обвинил его в краже. Ефим приписал поведение своего сына жару. Однако некоторые из мужиков проследили за указанным Григорием односельчанином и обнаружили в его хозяйстве украденную лошадь.

В мемуарах современники упоминают о странных обмороках, наблюдавшихся у Распутина на протяжении жизни. Сам о себе он пишет: «Вся жизнь моя была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не спал. Сон будто как забытье… Медицина мне не помогала, со мной ночами бывало, как с маленьким, мочился в постели». Иногда Распутин чувствовал необъяснимое беспокойство, которое могло сменяться безудержной веселостью. Известна страсть Распутина к бешеным пляскам, продолжавшимся по 3−4 часа без остановки. Очень часто Григория посещали видения и слуховые галлюцинации.

Все эти симптомы характерны для так называемой черной немощи, или эпилепсии. Медицине известны необычные способности некоторых больных эпилепсией к предсказаниям и ясновидению. Проявлением болезни можно объяснить чередование религиозного аскетизма старца с периодами крайнего разгула и повышенной половой страстности.

Распутин, по словам великой княгини Ольги Александровны, никогда не забывал семью (жену Прасковью и троих детей Дмитрия, Варвару и Матрену), был глубоко и искренне привязан к ним. Уже осев в Петербурге Григорий выписал туда дочерей. Матрена в октябре 1917 года вышла замуж за поручика Соловьева. В эмиграции она была цирковой актрисой, укротительницей.

1892 год стал поворотным в судьбе Григория. Он совершил паломничество в Верхотурский монастырь. Вернувшись в Покровское, Григорий в течение пяти лет не притрагивался к мясному, бросил пить и курить, стал ревностно соблюдать церковные посты. В 1893 году Распутин отправился странствовать по святым местам России, побывал на Афоне в Греции, потом в Иерусалиме. В 1915 году была опубликована книга Григория Распутина-Новых «Мои мысли и размышления» с кратким описанием скитаний «старца» и его рассуждениями на религиозные темы. В этой и в другой своей книге — «Житие опытного странника», появившейся в 1907 году, Распутин изложил свои религиозно-философские воззрения.

Проскитавшись три года, Распутин вернулся в Покровское сильно изменившимся человеком. Он стал еще более богомолен, истово крестился, бился лбом о землю до крови. Говорил загадочно, отрывистыми фразами, стал претендовать на пророчество и предсказание. Весть о появлении нового пророка-исцелителя разнеслась далеко за пределы села. К Распутину потянулись страждущие из разных мест.

Однако оседлая жизнь в родном селе не давала «старцу» необходимого душевного успокоения. В 1900 году Распутин снова отправляется странствовать. На этот раз его путь лежит в Киев. «Я шел по 40−50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя», — вспоминал Распутин. Странствуя и общаясь с представителями духовенства, «старец» приобретал опыт духовной жизни. Одна из таких встреч с архимандритом Хрисанфом определила дальнейшую судьбу Распутина — с письмами, полными похвал, отправил любимого ученика в Петербург к гремевшему в столичном обществе славою аскета и глубокого мистика архимандриту Феофану.

«Григорий Ефимович, — говорил Феофан, — крестьянин, простой человек. Вашим Величествам принесет пользу его выслушать, потому что голос русской земли слышится из его уст».

Первая встреча с царской семьей состоялась 1 ноября 1905 года. Под этой датой царь запишет в своем дневнике: «Мы встретили Божьего человека — Григория Ефимовича из Тобольской губернии». «Распутин вошел в царский дворец так же спокойно и непринужденно, как входил в свою избу», — отметит в воспоминаниях Феликс Юсупов. Сторонники крайне правых взглядов, среди которых было немало представителей духовенства, предполагали сделать «старца» орудием влияния на царя.

Спустя некоторое время после появления Распутина в Петербурге архимандрит Иоанн Кронштадтский предложил ему стать членом «Союза истинно русских людей», общества, созданного для борьбы с революционерами и оказания поддержки трону. В союз входили видные иерархи Русской Православной Церкви: Гермоген, Феофан, Илиодор, а также кое-кто из крупных землевладельцев и аристократов.

Распутин становится модным. Его вводят во влиятельные круги Петербурга, подыскивают жилье в доме члена Синода Сазонова. Проповеди «старца» собирают огромное количество слушателей. После чудесного исцеления наследника Алексея на глазах у изумленных родителей императрица «настолько уверовала в Распутина, что сочла его за Богом посланного человека, имеющего специальную миссию — спасти и сохранить наследника русского престола». Однако независимое и высокомерное поведение простого сибирского мужика по отношению к царским сановникам и аристократам спровоцировало ненависть и злобу с их стороны. Безграничное доверие императрицы и государя, считавшего Распутина «хорошим, простым, религиозным русским человеком», породило зависть некоторых соратников по «Союзу истинно русских людей». Поползли слухи о сладострастии и безудержном пьянстве Распутина.

Осознав, что скомпрометировать «старца» в глазах императорской четы не удастся, его решили уничтожить физически. В ночь с 16 на 17 декабря в доме Юсуповых на Мойке, под звуки граммофона, закончилась жизнь «святого черта» Григория. Убийцы, великий князь Дмитрий Павлович, Феликс Юсупов, доктор Лазоверт, поручик Сухотин и депутат Думы Пуришкевич, оскопили труп Распутина и сбросили в Неву с Петровского моста. Расследование, начатое было по указанию Николая II, постепенно свелось на нет. Никто не был наказан.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru