Аргументы и факты | Галина Метелица | 26.01.2005 |
Отец Константин из подмосковного Пересвета мало похож на своих коллег Тарантино или Спилберга — огромного роста, светловолосый, в рясе и с… настоящей камерой. В свободное от служения время священник снимает кино: «Не ради своей славы, а во славу Божию», — подчеркивает он. В помещениях единственного в городе храма Иверской иконы Божией Матери сейчас хранятся театральные костюмы и декорации, пианино и приспособления для спецэффектов. В храме можно встретить и кинозвезд — местных прихожан. В отличие от своих западных коллег они ведут себя скромно и благочестиво: вместо платьев от кутюрье и замысловатых причесок длинные юбки и платки на головах.
Фильм после спектакля
Идея создать православный Голливуд появилась год назад. «Мы каждый месяц устраивали детские спектакли, — объясняет отец Константин. — Но потом подумали: наши представления может видеть только ограниченное число зрителей. А что, если снять действие на камеру и сделать фильм?! Я познакомился с оператором, мы купили камеру, литературу — и, перекрестившись, начали работу».
Сейчас киностудия отсняла 4 ленты — все они, как принято говорить, малобюджетные. О спецэффектах «Властелина колец» или роскошных декорациях «Сибирского цирюльника» говорить не приходится. Декорации мастерят тут же, при храме, местные умельцы. Костюмы киногерои подбирают в основном из собственного гардероба, а иногда используют вещи, которые люди приносят в церковь «на благотворительность». Одна красно-клетчатая жилетка настолько подошла к киносюжетам, что снялась уже в двух фильмах. Такая же участь постигла старую мужскую шляпу и красные спортивные штаны. Наверняка их бывшие владельцы даже не подозревали, как могут прославиться в опытных руках эти старые вещи.
«Сейчас, правда, нам помогают и театры, — говорит отец Константин. Например, для последнего фильма военную форму одолжил Театр Российской Армии. А что касается спецэффектов, то мы их использовали всего два раза. В сказке исчезает из кадра лесная фея — это может сделать любой оператор-любитель. И еще: в одном фильме на стене неожиданно появляется светящийся крест — мы из огромного куска пенопласта вырезали контуры креста и направили на него свет. А вообще мы выполняем Божий промысел, поэтому у нас все получается и все нам помогают». Например, для съемок фильма «Молитва» нужна была лошадь с телегой. Одолжил ее хозяин — случайный встречный.
Для фильма «Дар друга» очень долго искали старинные круглые очки: не нашли. И вот в день съемок приезжаем в краеведческий музей, и выясняется, что такие очки хранятся у них в подсобке.
Меняю джип на…корову
Съемки обычно занимают день-два — не больше. Иногда группа работает и по ночам — только бы успеть отснять нужные сцены. Ведь кино для актеров — работа после работы. «Наш батюшка — строгий режиссер, — улыбается помощница Светлана Ивановна. — Любит дисциплину и, чуть что не так, сразу прерывает съемки. „Ты неправильно фразу сказала, выучи текст“. Одна реплика: „Я дальняя родственница из глухой Сибири“, — мне никак не давалась, пришлось делать несколько дублей». О таких актерах любой другой режиссер может только мечтать — никаких ссор, скандалов или капризов на съемочной площадке.
Только просьбы благословить на работу и улыбки в конце работы.
Единственная трудность — не хватает «актеров» на мужские и мальчишеские роли. «Иногда мальчиков играют девочки, — продолжает Светлана Ивановна. — Девочек в театральной и киностудии больше. Так получается, что в студии остаются в основном дети верующих и посещающих храм родителей. Например, 7-летняя Вика, сыгравшая в „Любовь сверх рассудка“ девочку-сироту, с младенческого возраста посещает церковь.
Когда она была совсем маленькой, ее бабушка на вечерней молитве укладывала на лавку, и она спала. Именно поэтому ее фраза: „Не волнуйся, мамочка, Господь обо мне позаботится“ звучит особенно трогательно и искренне. Неверующий так сыграть не смог бы».
Сложностей с сюжетами тоже нет — их подсказывает сама жизнь. «Смотришь, как жена пилит мужа, дескать, денег мало зарабатывает и вообще помощи никакой, — говорит отец Константин, — и вспоминаешь сказку Ганса Андерсена „Что муженек ни сделает, все хорошо“. Мы переделали ее на современный лад: муж накопил денег на корову и хочет подарить ее жене на день рождения. Потом встречает женщину с козой и меняет корову на козу, потом на курицу, а потом — на корзину гнилых яблок. Перед домом он встречает „нового русского“, который жалуется ему, что, сколько подарков он ни дарил бы своей жене, она всегда недовольна. А узнав историю превращения коровы в гнилые яблоки, обещает собеседнику отдать джип, если жена встретит его ласково. Жена, умная женщина, именно так и поступает».
Иногда сценарии пишут сами прихожане. Фильм, снятый по истории девятиклассницы Юлии Рожновой о девочке-сироте, попавшей в чужую семью, занял первое место в номинации «Сила любви» на фестивале православных фильмов «Семья России». «Все это показывает, что мы действуем по промыслу Божию, говорит отец Константин. — В конце концов, нужно возрождать культуру православных фильмов в стране, где основная часть населения исповедует православие».