Интерфакс | 26.01.2005 |
Быть или не быть «Основам православной культуры» в программе средних школ страны? Многие годы аргументы иерархов, выступавших за преподавание «Основ», и просьбы православной общественности оставались гласом вопиющего в пустыне: светские власти либо деликатно обещали помочь, либо прямо заявляли, что церковь и государство разделены, и светской школы это тоже касается.
Пока вопрос пытались решить на высоком церковно-государственном уровне, кое-где на местах начинали самостоятельно вводить православный предмет, да и в исламских регионах не сидели сложа руки, вводя мусульманские «Основы» иногда даже в детских садах.
Первый сдвиг с мертвой точки произошел осенью 2002 года, когда Леонид Гребнев, бывший в то время заместителем министра образования РФ, высказался за преподавание основ религий, категорически не согласившись с теми, кто опасался разделения детей по вероисповедному признаку.
«Давайте вспомним, что эти дети приходят в школы в Российской Федерации. Друг с другом они общаются на русском языке. Никто не сомневается в необходимости изучения русского языка, русской истории, — сказал он тогда. — Почему история должна быть без Кирилла и Мефодия, без Сергия Радонежского?».
Еще более неожиданным для многих стало выступление год спустя прежнего министра образования Владимира Филиппова на очередных рождественских чтениях. Многолетний противник «Основ православной культуры», он вдруг заявил о готовности своего ведомства поддержать включение многострадального предмета в школьную программу.
Это было ровно год назад, однако вопрос о преподавании религии по-прежнему открыт. Не будучи внесен в федеральный компонент программы, религиозный курс сегодня может быть введен лишь по желанию самих школ, местных или региональных властей. Это значит, что если желания нет, то история остается «без Сергия Радонежского».
Именно против такой перспективы выступил накануне патриарх Алексий, получив поддержку многотысячной аудитории (рождественские чтения открылись в Кремлевском дворце).
В эти дни будущее «Основ православной культуры» станут обсуждать уже не только церковные деятели, но и те, от кого в конечном итоге зависит судьба предмета: по традиции, его введение станет одной из главных тем начавшихся чтений.