Русская линия
Труд Т. Горбачева26.01.2005 

Молитва на языке жестов
Уникальная православная община на территории Симонова монастыря сама по себе является чудом

— Так вышло, что мы стали первопроходцами, — говорит отец Андрей. — Ведь до нас нигде не было подобного опыта Божественной литургии — ни в России, ни в какой-либо другой стране.

Отец Андрей исполняет обязанности настоятеля Патриаршего подворья Симонова монастыря.

В XIV веке в Старо-Симоновом монастыре старцы-монахи обрекали себя на пожизненное безмолвие. Это было их добровольным обетом. Большинство прихожан из нынешней паствы отца Андрея лишены слуха, речи или зрения, а некоторые — всего этого сразу. На территории Симонова монастыря в сохранившемся храме Тихвинской иконы Божией Матери действует православная община глухонемых, слепоглухих и слабослышащих.

— Идея создания такой общины появилась у отца Павла Трошинкина, — рассказывает отец Андрей. — Он прекрасно освоил язык жестов и проводил занятия с глухонемыми еще в Новодевичьем монастыре.

Под влиянием отца Павла и сам отец Андрей, тогда только будущий священник, поступил в учебно-методический центр Всероссийского общества глухих.

— Занятия проходили в экспериментальной группе профессора Зайцевой. Наша программа была уникальна: мы как будто теряли голос, переступая порог центра. Язык жестов нам преподавали выпускники педагогического института факультета дефектологии — сами глухие и слабослышащие. Так что с первой встречи мы не говорили голосом — только мимика, артикуляция и жесты, — вспоминает отец Андрей.

Курсы были лишь частицей трехлетней кропотливой и тяжелой работы, цель которой, по замыслу двух священников, заключалась в переводе богослужебного текста на язык жестов. Было составлено чинопоследование Божественной литургии святого Иоанна Златоуста на жестовом языке без сурдопереводчика — служба проводилась священником и диаконом без третьего лица. А это очень важно для глухих не только для концентрации их внимания, но и с точки зрения сугубо духовной — перевод исходит не от мирского человека, а от самого священнослужителя.

Для адаптации церковнославянского языка богослужения к языку жестов приходилось заглядывать в греческий, английский, литовский и арабский переводы Божественной литургии, чтобы найти внутренний смысл слова и внимательно подобрать нужный жест. Помогали отцам Павлу и Андрею сами глухонемые, часто пытаясь придумать и показать подходящий жест.

Сейчас общине десять лет. Накоплен уникальный опыт, решено много больших и малых проблем. Есть теперь у общины и свой диакон — сам слабослышащий, он произносит текст, параллельно показывая жестами перевод. Когда преподаватели курсов, где обучался отец Андрей, увидели их служение, то были просто поражены, говорили, что это невозможно. По нормам даже после 30-минутного перевода на язык жестов обязательно положен отдых.

Специального хора в общине нет — поют сами глухонемые. Кто звуками, кто мимикой, кто жестами, но поют. И прекрасно разбираются в порядке богослужения.

Многие глухонемые приезжают из Московской, Калужской, Тверской, Владимирской и других областей. Отстоять службу непросто — службы в общине идут гораздо дольше, чем в обычном храме. И, несмотря на все сложности, люди с радостью приходят сюда, ждут очереди на исповеди, с благоговением исповедуются. Исповедь проходит за перегородкой. Это еще одна особенность общины — чтобы никто не смог прочесть по жестам грехи верующих.

Храм для этих людей — родной дом, радость общения не только с Богом, но и с православными глухонемыми и говорящими. А общение для глухонемых особенно важно, ведь они воспринимают одиночество гораздо острее и трагичнее.

Каждый прихожанин старается помочь общине. Своими руками украшали храм, сажали на газонах цветы, подготовили центральный алтарь для богослужения. Восстановлен склеп Мусина-Пушкина, чаяниями которого монастырь был вновь открыт после разгрома французами.

Членами общины стали и многие слепоглухонемые. Появление их в общине произвело огромное впечатление на прихожан. Они увидели людей, которым еще в большей мере требуются внимание и помощь. И стали помогать слепоглухим — переводить им службы. Проявили удивительную заботу и любовь, своей верой и примером воцерковляли слепоглухих.

Многие из молодых прихожан общины закончили катехизаторский факультет Свято-Тихоновского Богословского института. Сейчас служат в храме и преподают в интернатах для глухонемых.

Из Белоруссии, Молдавии, Украины, республик Закавказья сюда обращаются за опытом сурдопереводчики, чтобы издать церковные словари жестового языка. Только начинают свою работу православные общины глухих в Санкт-Петербурге, Иванове, Архангельске, Екатеринбурге, Минске. Уникальность московской общины — в профессиональном знании священнослужителями жестового языка.

Вопреки всем сложностям прихожане согрели своей молитвой эту великую святыню — еще полуразрушенный, но уже обретающий вторую жизнь Симонов монастырь. И нет больше такого примера, чтобы монастырь возрождался глухими…


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика