Русская линия
Красная звезда Анатолий Антипов22.01.2005 

«СУ"щий дьявол

«В конце декабря состоялась передача российским ВВС первых модернизированных Су-27СМ. Не могли бы вы рассказать подробнее об этом авиационном комплексе? В чем изюминка модернизации истребителя, успешно зарекомендовавшего себя не только в нашей стране, но и за рубежом?»

Федор СОЛОВЬЕВ. Казань.

Модернизация Су-27, как сообщили в АХК «Сухой», предусматривает придание самолету возможностей выполнения задач в любых погодных условиях, днем и ночью, обеспечение многофункционального применения и расширение номенклатуры вооружения.

Су-27СМ способен эффективно решать ударные задачи с использованием высокоточного оружия «воздух -поверхность» и другого штатного оружия. При этом обеспечивается эффективная работа экипажа путем создания нового информационно-управляющего поля кабины, повышения защищенности и выживаемости самолета в условиях интенсивного противодействия средств ПВО противника. При этом усовершенствованы эксплуатационно-технические характеристики истребителя, улучшена эргономика кабины пилота, увеличены надежность и ресурс самолета, продлен срок его службы.

Радикальное расширение функциональных возможностей и повышение боевой живучести Су-27СМ в варианте многофункционального истребителя обеспечивается доработкой системы управления вооружением «воздух-воздух» (СУВ-В), введением дополнительной системы управления вооружением самолета «воздух-поверхность» (СУВ-П) в состав бортового радиоэлектронного оборудования и наращиванием возможностей БРЭО за счет новых элементов и алгоритмов.

Наращивание средств вооружения обеспечивается за счет ракет класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, ракет класса «воздух-поверхность» Х-31П, Х-31А, Х-29Т (ТЕ), Х-29Л и других, а также корректируемых авиабомб КАБ-500Кр, КАБ-1500Кр.

Эффективность работы летчика обеспечивается за счет создания нового информационно-управляющего поля кабины, повышения точности прицельно-навигационной системы и использования сервисных режимов, которые решаются путем применения двух дополнительных вычислителей системы управления вооружением СУВ-П и установкой спутниковой навигационной системы (СНС) А-737, работающей с системами ГЛОНАСС и NAVSTAR.

Бортовой локатор получил возможность картографирования в режиме реального луча и синтезированной аппертуры со средним и высоким разрешением. Реализованы также режим селекции движущихся целей и режим «море», обеспечивающий снижение влияния балльности моря в режиме поиска и обнаружения. Локатор обнаруживает радиолокационно-контрастные наземные цели на дальности до 100 км, крупные морские цели на дальности до 350 км и малоразмерные — до 120 км.

Новое информационно-управляющее поле кабины с цветными жидкокристаллическими многофункциональными индикаторами формата 6×8 дюймов. Информация от конкретных систем может высвечиваться по желанию летчика на любом из индикаторов. Традиционным стрелочным приборам отведены дублирующие функции. Оптимальное построение информационно-управляющего поля кабины позволяет оперативно воспринимать быстро меняющуюся информацию об окружающей обстановке и минимизировать действия летчика для адекватного реагирования на эти изменения. В сочетании с новыми органами управления это позволяет эффективно управлять самолетом, системами и оружием.

Применение ракет Х-29Л с лазерным наведением обеспечивается установкой новой оптико-локационной станции 52Ш с расширенными функциональными возможностями за счет реализации режима «воздух-поверхность» с использованием лазерного целеуказателя-дальномера с дальностью эффективной подсветки наземной цели до 10 км. Одновременно увеличена дальность действия дальномера в режиме «воздух-воздух» с 3 км до 8 км, что существенно улучшает точностные параметры прицеливания при ведении ближнего боя.

Аппаратура телекодовой связи обеспечивает связь с командными пунктами и между самолетами в воздухе, в режиме «групповые действия» реализуется обмен информацией между самолетами группы, распределение целей и целеуказание в бою, а также контроль взаимного положения самолетов группы.

Кроме того, самолет может оснащаться системой дозаправки топливом в полете. Специальный режим, введенный в систему дистанционного управления, по оценке летчиков, гарантирует практически 100-процентную вероятность успешного выполнения дозаправки в воздухе. Исходя из физиологических возможностей экипажа приемлемо переносимая продолжительность полета составляет около 10 часов, что обеспечивает дальность около 7 тыс. км.

Напомним нашим читателям, что в рамках гособоронзаказа ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина» 23 декабря передало первые 7 модернизированных самолетов Су-27СМ, предназначенных для формирования первого авиационного полка модернизированных самолетов этого типа, ВВС России. Решение о заключении долгосрочных контрактов на поставку Су-27СМ в количествах, необходимых для формирования полностью укомплектованных авиачастей, было принято Министерством обороны России в июне 2004 года совместно с ОАО «Холдинговая компания «Сухой».

Несмотря на планы диверсификации производства и экспортную направленность деятельности фирмы, поставка боевой техники в ВВС России является абсолютным приоритетом компании «Сухой». По словам Михаила Погосяна, компания «Сухой» готова с 2005 года начать такие же комплексные поставки российским ВВС модернизированных самолетов Су-24М2 и Су-25СМ, а с 2006 года — также многофункциональных боевых самолетов Су-34.

И вот что еще важно. В ходе модернизации Су-27, реализованной предприятиями компании «Сухой», в значительной степени использован научно-технический задел, созданный в рамках экспортных программ компании, что позволило существенно сократить расходы Минобороны России на разработку и испытания этого авиационного комплекса.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru