Regnum | 25.01.2005 |
Стоит отметить, что данное проявление активности Эстонской апостольской Православной Церкви совпало с политическим курсом правящей эстонской элиты на создание в Эстонии русской общины, оторванной от России и негативно настроенной к ее политике. Этот курс особенно активизировался после «оранжевой революции» на Украине и был косвенно провозглашен представителем правящей коалиции Эстонии, мэром Таллина Тынисом Пальтсем (Tonis Palts) в новогоднем обращении к русским таллинцам. Выдвигая мотивацию для перехода русских жителей страны на антироссийские позиции, мэр Таллина сказал: «сейчас, когда мы с тревогой наблюдаем признаки ущемления гражданских свобод и свободы предпринимательства в соседней России, хочется особо отметить, что Эстония — это дом не только для эстонцев, но и для проживающих здесь русских людей». Весьма возможно, что проигравшая в борьбу за окормление русской паствы Эстонская апостольская православная церковь увидела перспективу по-прежнему получать поддержку эстонских властей в расширении своего влияния в Эстонии за окормление «оранжево» настроенных русских. Примечательно, что в критическом выступлении митрополита Стефания практически впервые со стороны Эстонской апостольской Православной Церкви была упомянута проблематика национальных меньшинств, — причем в официальной правительственной трактовке. Кроме того, тезис Стефания о том, что присутствие Русской Православной Церкви Московского Патриархата на территории Эстонии является следствием «советской оккупацией» созвучен официальной политике властей Эстонии, требующей от России признания «оккупации» и — на основании правопреемственности современной России СССР — возмещения ущерба, понесенного Эстонией в годы «оккупации». В связи с этим имеют все основания опасения, что церковный конфликт в Эстонии в будущем обострится, но уже по украинскому варианту — путем постепенного перехода отдельных приходов в окормление Константинопольской Патриархии.
Важно отметить, что состоявшаяся в Москве беседа между президентом Эстонии, президентом России и патриархом Всея Руси не может гарантировать сохранения положительной динамики в разрешении оставшихся проблем с положением Московского Патриархата в Эстонии, так как, согласно 78 статье конституции Эстонии, ведший переговоры с президентом России президент Эстонии в международных сношениях только представляет Эстонскую Республику, а непосредственно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, согласно статье 87, правительство республики, в котором у «пропрезиденской» партии «Народный союз» хотя и достаточно стабильные, но далеко не ведущие позиции. К тому же в случае прямого обострения церковного конфликта в Эстонии, поддержка Московскому Патриархату со стороны президента Эстонии и «Народного Союза» сомнительна. Это объясняется электоральными причинами — среди лидеров и электората «Народного союза» преобладают хуторяне юга Эстонии, так называемые лянемаасцы, среди которых достаточно распространено православие. Именно они составляют основную массу паствы, перешедшей после 1993 года из Московского Патриархата в Эстонскую апостольскую Православную Церковь Константинопольского Патриархата, в том числе и сам президент Эстонии. Примечателен и тот момент, что в мэрии Таллина руководство практической деятельностью по созданию условий «перекраски в оранжевый цвет» русской общины города поручено представителям «пропрезидентского» «Народного союза».
В связи резкими заявлениями Главы Эстонской апостольской Православной Церкви Константинопольского Патриархата митрополита Стефания, ИА REGNUM считает необходимым более детально напомнить историю и методику решения конфликта православных церквей Эстонии. Корреспондент ИА REGNUM обратился к председателю Объединенной Народной партии Эстонии, главе фракции ОНПЭ в Таллинском городском собрании, члену Парламента Эстонии 1999−2003 Евгению Томбергу — активисту общественного движения Эстонии за сохранение в стране Русской Православной Церкви под юрисдикцией Московского патриархата — с просьбой рассказать о действиях, которые предпринимала русская община Эстонии в политическом и правовом поле страны в защиту Московского Патриархата. Развернутый комментарий Е. Томберга публикуется ниже:
«Проблемы ЭПЦ в Эстонии возникли с 1993 года, когда была зарегистрирована Эстонская Апостольская православная церковь в окормлении Константинопольского Патриархата (ЭАПЦ КП), а Эстонской православной церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП) было отказано в регистрации как юридического лица в Эстонской Республике. В течении почти 10 лет эта проблема была основной, — как внутри Эстонии, так и в эстонско-российских взаимоотношениях. Проводились интенсивные межцерковные переговоры, в результате которых было заключено межцерковное „Цюрихское соглашение“ о юридическом статусе двух ветвей православной церкви в Эстонии, где было зафиксировано понятие раздела имеющегося на территории Эстонской Республики церковной собственности в зависимости от канонической принадлежности приходов. В то время Кафедральный Собор ЭПЦ МП находился на балансе города Таллина, правительство Эстонской Республики настаивало на передаче его на баланс государства (МВД), что представляло опасность перехода Собора (как объекта недвижимости) в подчинение Константинопольскому Патриархату. В связи с этим фракция „Наш выбор“ (ОНПЭ) в Таллинском городском собрании, используя свои депутатские возможности, инициировала регистрацию прихода Собора Александра Невского как юридического лица и передачу ему в пользование здания Собора на 9 лет. Девять лет — это максимальный срок аредного договора, который в то время могла принять мэрия города Таллина.
В 1995 году после парламентских выборов в Эстонии в парламенте возникла Русская фракция (ОНПЭ+РПЭ), депутаты которой, используя свои возможности, неоднократно ставили вопрос перед правительством Эстонской Республики о регистрации ЭПЦ МП как юридического лица. В следующем составе Рийгикогу 1999−2003 годы была создана фракция ОНПЭ, по инициативе которой была образована группа православных депутатов Рийгикогу, в которую входили представители православной церкви как Московского Патриархата (сопредседатель Евгений Томберг), так и Константинопольского Патриархата (сопредседатель Георг Пелиссаар). Причем в эту группу входил, как представитель Константинопольского Патриархата, и нынешний Президент Эстонии А. Рюйтель, являвшийся в то время депутатом парламента. Эта парламентская группа прилагала усилия как внутри страны, так и на международной арене для разрешения конфликта между двумя ветвями православия в Эстонии. Для ОНПЭ решение этого вопроса всегда являлось приоритетным в переговорах с эстонскими коллегами, а также с представителями европейских и международных структур (Евросоюз, ОБСЕ). Принимая участие в межпарламентских конференциях, проходящих под эгидой Фонда Единства православных народов, представители ОНПЭ постоянно информировали международную общественность о проблемах, связанных с получением юридического статуса ЭПЦ МП в Эстонии.
В 2000 году при образовании новой коалиции в Таллинском городском собрании с участием фракции „Выбор народа“ (ОНПЭ+РПЭ) одним из условий заключения коалиционного договора и вхождения ОНПЭ в коалицию было заключение нового договора об аренде Кафедрального Собора Александра Невского на 36 лет по цене 1 крона в год. Это решение было принято городским собранием города Таллина и действует до сих пор.
В январе 2002 года в парламенте ЭР сменилась правящая коалиция и образовалась коалиция меньшинства, в связи, с чем для новой коалиции жизненно необходимо стало привлечение дополнительных голосов депутатов парламента на свою сторону. Были проведены сложные переговоры, в результате которых было заключено межпартийное соглашение между ОНПЭ и одним из членов коалиции меньшинства Центристской партией (февраль 2002 года). Один из пунктов этого соглашения зафиксировал необходимость скорейшего разрешения „конфликта между двумя ветвями православной церкви в Эстонии разного канонического подчинения“ как условие поддержки нашей фракцией коалиции меньшинства в парламенте. Этот пункт был включен в коалиционное соглашение между Центристской партией и Партией Реформ (коалиция меньшинства), по которому пост министра МВД отходил к Центристской партии. А так как юридические вопросы регулирования церковной деятельности в Эстонии относятся к компетенции МВД, то естественно, что назначенный министром внутренних дел А. Сеппик во исполнение коалиционного договора подписал весной 2002 года решение о регистрации ЭПЦ МП как юридического лица в Эстонской Республике.
Таким образом, была поставлена точка в этом сложном процессе, где Объединенная народная партия Эстонии сыграла немаловажную роль. Вклад партии в разрешение церковного конфликта и регистрации церкви был оценен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым, который во время своего визита в Эстонию наградил представителей ОНПЭ (Е.Томберг, В. Андреев, В. Илляшевич) церковными орденами Сергия Радонежского третьей степени. Регистрация ЭПЦ МП в Эстонии сняла одно из серьёзных препятствий на пути оздоровления эстонско-российских отношений»
22.01.2005