Труд | Глеб Заварзин | 25.01.2005 |
В своем «философском расследовании» они рассматривают особенности духовной жизни нашего народа, условия сохранения и развития российской цивилизации, русской традиции. Сейчас распространено мнение, что стране нужно идти дорогой Запада, иначе она окажется на задворках мировой истории. Впрочем, еще при Петре II вице-канцлер Остерман утверждал: «Бытие Руси определяется наличием немцев в России: главные посты заняты нами — значит, Россия на пути к славе, посты заняли русские — значит, Россия катится к варварству…» А вот авторы книги считают, что прозападные идеалы (индивидуализм, частная собственность, духовная разобщенность) не просто иллюзорны, но чужды и опасны для человечества и спасительную роль для мира может сыграть русский народ — «народ сердца и совести», для которого «душа всего дороже». Конечно, наша страна переживает сейчас драматические времена: она превращается в сырьевой регион, население постепенно вымирает, разрушаются наука и система образования…
Немалую роль в этом, по мнению А. Андреева и А. Селиванова, сыграла либеральная интеллигенция, предав народ в пользу личной свободы и благополучия и превратившись «…порой в откровенных интеллектуальных мошенников и фальсификаторов». С этой точки зрения рассматривается, в частности, роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота», чьи герои — «богемные инфанты», «духовные импотенты, обиженные на народ, народный дух и традицию».
Авторы «Русской традиции» уверены, что Россия спасется любовью — «не созерцательной, а деятельной. Любовью-трудом, любовью-борьбой, любовью-достоинством…» Как сказал другой классик: «Вынес достаточно русский народ…// Вынесет все — и широкую, ясную// Грудью дорогу проложит себе».