Новые Известия | Михаил Поздняев | 25.01.2005 |
Сообщение об избрании Иосифа Верта прозвучало, прямо скажем, тускло на фоне обильной информации о праздновании православными Крещения, завершении мусульманами хаджа и избиении в столице раввина Лакшина. Такое бывает сплошь и рядом при освещении СМИ религиозных новостей.
Как сказал один поэт, большое видится на расстоянье. Но уже сегодня в избрании нового лидера российских католиков можно разглядеть по крайней мере три важных обстоятельства. Территория епархии Иосифа Верта — крупнейшая по площади не только в нашем отечестве, но и в мире — 4 млн. кв. км. В ней служат 50 пастырей — выходцев из Польши, Германии, Италии, Франции, Словакии, США, других стран. Лишь пятеро — наши сограждане. Как и сам Иосиф Верт. Это второй важный момент: из четырех российских епископов двое приехали из Польши, один из Германии и лишь новоиспеченный председатель ККЕР появился на свет и всю жизнь провел в нашей стране.
Родился он в Караганде, в семье ссыльных немцев. Тогда, в начале 50-х, по его словам, в Караганде «сконцентрировались лучшие католические силы». Вышедшие из лагерей и отбывшие ссылку, они задержались в казахских степях, как та генеральская дочка из песни Александра Галича: «Ох, Караганда, ты Караганда, //Ты мать и мачеха, для кого когда…». «Сколько себя помню, — рассказывает епископ Верт, — вера была в нашей семье чем-то само собой разумеющимся. Едва я ребенком научился говорить, как мать приучила меня на вопрос: „Кто ты?“ — отвечать: „Я христианин-католик!“ Несмотря на преследования и издевательства, не могу припомнить, чтобы мы когда-нибудь страдали комплексом неполноценности. Что-то воинствующее наша вера позаимствовала у противника. „За Бога, Церковь и души“ — в этих словах моего епископского герба я уже тогда находил нечто, чему стоило отдать всего себя».
Службу в армии будущий прелат проходил в Литве. После демобилизации стал послушником Ордена иезуитов, действовавшего в те годы в подполье. Окончил Каунасскую семинарию, был рукоположен в священники, нес пастырское служение в Актюбинске, а затем в городе Маркс Саратовской области. В неполные сорок лет стал епископом и апостольским администратором Сибири.
В каждодневной деятельности первостепенную роль Верт уделяет кадровым вопросам. 30 молодых людей из его епархии ежегодно поступают в духовные школы Санкт-Петербурга. Он заявил о намерении ежегодно рукополагать 8−10 священников и диаконов. Много это или мало? По сравнению с РПЦ — капля в море, но относительно общего числа католиков — ситуация в Сибири динамичнее, чем в Польше.
Третье обстоятельство, связанное с новым назначением у «русских латинян». Лидером ККЕР стал человек не просто высокообразованный, современно мыслящий, реалистично оценивающий свои возможности, но и хорошо понимающий слабые стороны конкурентов на рынке «духовных услуг». Человек из «поколения П». Это назначение вписывается в логику последних лет, когда, наряду с престарелым патриархом Алексием, стали вхожи в Кремль сверстники президента муфтий Гайнутдин, раввин Лазар и старообрядческий митрополит Андриан. Думается, не случайны слова из интервью прелата Верта, данного им агентству KNA в ходе прошлогоднего визита в ФРГ: «Что касается отношений между священнослужителями разных Церквей, тут все зависит от конкретных личностей. Если прежний глава новосибирской Православной Церкви всегда был готов к диалогу с католиками, нынешний на контакт не идет… А взаимоотношения с государством в целом заметно улучшились благодаря президенту России Владимиру Путину, который нередко защищает католическую церковь от нападок. Многие россияне оценивают неприязнь православных к католикам как нормальное явление — мол, в православной России иначе и быть не может. Но вообще религию русские воспринимают прежде всего как культуру». Эту особенность нашего национального католицизма прелат учитывает в «работе на местах». По его признанию, в Новосибирске, в среде ученых, «сформировался определенный интерес к католичеству, чаще, впрочем, имеющий интеллектуальную подоплеку».
Хотя избрание нового главы ККЕР было, что называется, плановым и рабочим (истекли два законных срока архиепископа Тадеуша Кондрусевича), мы имеем дело с фактом большой политики Ватикана. Личным решением Иоанна Павла II епископ Верт стал также ординарием для греко-католиков, проживающих преимущественно в юго-западных, приграничных с Украиной, областях. Таким образом, прелат сосредоточивает в своих руках власть, с которой полномочия Тадеуша Кондрусевича сопоставимы лишь номинально. Первое лицо католической церкви в России должно быть российским — таков подтекст. В этом смысле начинают весьма интригующе звучать предположения относительно кандидатуры преемника самого Иоанна Павла II, долетавшие из Рима. Источник утверждал, что новым папой станет не итальянец и не епископ «третьего мира», но славянин. Аналитики начали пристальнее приглядываться к персоне митрополита Кондрусевича. Но кто поручится, что грядущий обитатель Ватиканского дворца не живет сегодня в Новосибирске?
Предположение фантастическое? Не более чем, если бы в начале 70-х сослуживцам рядового Иосифа Верта кто-нибудь заявил, что с ними ходит в наряды будущий архипастырь…
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РОССИИ
Иерархические структуры Римско-католической Церкви, переставшие существовать в СССР с конца 20-х годов ХХ века, были восстановлены 13 апреля 1991 г. Тогда же Святой Престол определил деятельность двух Апостольских администратур — европейской части РФ и Сибири. С 1999 г. на территории нашей страны функционируют уже четыре администратуры: севера европейской части с центром в Москве (глава архиепископ Тадеуш Кондрусевич), юга европейской части с центром в Саратове (епископ Клеменс Пикель), Западной Сибири с центром в Новосибирске (епископ Иосиф Верт) и Восточной Сибири с центром в Иркутске (епископ Ежи Мазур).
Главы администратур формируют коллегиальный орган церковно-административного управления — Конференцию католических епископов РФ. Апостольские администратуры, будучи зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации, канонически подчинены юрисдикции Ватикана. В Апостольские администратуры входят более 300 общин, объединяющих 500 тысяч верующих.
11 февраля 2002 г. Иоанн Павел II возвел Апостольские администратуры в достоинство епархий. Дабы выразить надлежащее почтение епархиям Русской Православной Церкви, действующим на тех же территориях (РПЦ именует их «канонически православными»), католические епархии России получили титулы святых и праздников, а не городов. Так, Западно-Сибирская епархия Иосифа Верта стала официально именоваться Преображенской. Для осуществления совместной пастырской деятельности и более эффективного сотрудничества согласно каноническому праву была учреждена объединяющая все епархии России митрополия во главе с Тадеушем Кондрусевичем.
24.01.2005