Русская линия
НГ-Религии Петр Силаев24.01.2005 

Панк во Христе
Социальный протест может привести к вере

Недавно вышедшая книга диакона Андрея Кураева «Рок и миссионерство» подняла довольно интересный и во многом насущный вопрос: возможно ли взаимодействие традиционной религии и современных молодежных движений? Проблема поднята только сейчас, но уже много лет представители духовенства пытаются как-то это взаимодействие наладить, постоянно встречая на своем пути огромное количество возражений.

Многие верующие убеждены, что молодежное движение и субкультура равнозначны «сатанизму». Уверен, переубедить их будет сложно даже Андрею Кураеву. Его выводы основываются на опыте личного общения с некоторыми представителями отечественной рок-сцены. В связи с этим складывается впечатление, что он воспринимает музыкальную культуру лишь в контексте личного выбора того или иного музыканта, будто хочет сказать: «Посмотрите, и в роке есть наши люди!» При этом очевидно, что за молодежным движением не остается права на культурную самобытность, ее можно воспринимать лишь как новое поле миссионерской деятельности.

В связи с этим хочется заметить, что на Западе проблемы взаимоотношений религии и современной музыки вообще не существует. Тысячи коллективов позиционируют свою религиозность, среди них огромное число и христианских рок-групп. Интересно, что более половины составляют группы одного направления, а именно панк. Христианский панк на данный момент — мощное культурное движение, во многом определяющее настроения на всем мировом пространстве сцены. Может возникнуть вопрос, как члены движения, прочно ассоциирующегося в общественном сознании с нигилизмом, вандализмом и алкоголизмом, могли прийти к христианству. Ответ следует искать в его истории.

Панк возник в конце 1970-х годов как яркое контркультурное движение в английском обществе. С самого начала он поставил себя в активную оппозицию окружающему миру. Основным отличительным признаком панка был некий бескомпромиссный революционный задор, заметно отличавший его от предыдущих молодежных движений, где была сильна тенденция пассивного ухода от реальности, параллельного существования с Системой. Панк — идейный нигилист того времени — всем своим поведением, внешним видом, своей музыкой плевал в лицо машине власти и контроля. Контроль осуществляется не только на физическом, но и на духовном уровне, человек — пешка в руках политиков и принадлежащих им масс-медиа, формирующих общественное мнение. Выход — тотально пересмотреть систему ценностей, сделать своими приоритетами и идеалами вещи, абсолютно противоположные общепринятым. Надо стать диаметрально другим.

Исходя из этого сформировались принципы «панка-77» (раннего панка). Ими стали пренебрежение общественной моралью (зачастую выражавшееся в показной аморальности), резкое отрицание всех форм государственного, идейного, религиозного контроля, отказ от карьеры и благополучия (переходящий в ведение жизни бомжа), старый призыв сознательно «умереть молодым» (чаще всего от наркотиков). В свое время битничество было элитарным уходом из мира, панк стал бунтом против него среднего класса.

Однако с начала 1980-х годов ситуация изменилась. Для многих представителей движения стало очевидно, что подобные действия не наносят системе мирового порядка ожидаемого урона. Люди просто спивались, умирали от передозировки. Саморазрушение оказалось не самым удачным путем духовной революции. В среде американских панков росло убеждение, что действительное противостояние возможно лишь тогда, когда ты можешь предъявить миру некую ответную культуру, которая станет твоим оружием в борьбе с ним. Нигилизм и отрицание должно стать позитивным.

Такие настроения сформировали новое ответвление панка — хардкор-культуру. К предшествовавшим идеалам нестяжания, асоциальности, нонконформизма прибавились запреты на алкоголь, наркотики, беспорядочный секс, даже курение. Обычным стало участие в различных «самодеятельных» социальных программах (вроде акций бесплатной раздачи пищи неимущим), организация антивоенных, экологических и социальных пикетов, демонстраций. Сама музыка заметно изменилась: ритм и темп ускорились, тексты зачастую стали напоминать набор лозунгов. Произошли и духовные изменения. А именно: чтобы действительно противоcтоять духу времени, надо проявлять любовь и сострадание, укреплять дружеские взаимоотношения, заботиться о будущем планеты и человечества. И еще — верить в добро и справедливость.

«Не удивительно, что мир вас ненавидит, он бы возвысил вас, если бы вы были его. Но как он ненавидит Христа, так он ненавидит и следующих за Ним» — вольный перевод фразы из песни панк-группы Strongarm говорит о том, что с некоторого момента понятие вечного врага в лице Системы в умах некоторых меняется на религиозное понятие Мир.

В начале 1990-х годов на хардкор-сцене появилось христианство. Его расцветом можно считать середину 90-х, именно тогда образовалось большинство известных панк-команд, открыто называвших проповедь идей христианства главной целью своего существования. За это дело они взялись со всей присущей панкам энергичностью и бескомпромиссностью, за что заслужили от своих товарищей-атеистов ярлык «религиозных фанатиков». Основные разногласия были связаны с концепцией «pro-life» — движения против абортов (панки-атеисты придерживаются принципа «pro-choice» — за свободу выбора матери), с выступлениями против контрацепции и против гомосексуализма. Среди многих панков были распространены фундаменталистские настроения, что зачастую тоже вызывало негодование.

Со временем движение христианского панка стало набирать обороты. Ныне по всему миру существуют сотни конфессиональных панк-групп и пропорциональное количество их почитателей. Среди них есть баптисты, пятидесятники, англикане и католики. На сайтах в интернете ведутся оживленные богословские дискуссии, свидетельствующие, что христианство для них вовсе не увлечение юности.

Существует ли христианский панк в России? Один из представителей самого раннего доперестроечного «сибирского панка» лидер группы «Инструкция по выживанию» Роман Неумоев уже довольно долго декларирует свою принадлежность к православию. Большинство последних песен Неумоева посвящены изложению его религиозных взглядов. Похожая эволюция произошла и с суперзвездой российского рока Константином Кинчевым, лидером группы «Алиса».

Об авторе: Петр Юрьевич Силаев — публицист.

19.01.2005


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика