Русская линия
Православие.Ru Кирилл Писенко21.01.2005 

Святитель Леандр, архиепископ Севильский (+596)

Святой Леандр родился в Картахене, на южном берегу юго-восточной Испании, приблизительно в 534 году. Родителями святителя, его братьев святителей Исидора Севильского и Фульгенция Эсихского и сестры святой Флорентины были Севериан и Туртура (в переводе — «горлица»), по другой версии Феодора. Севериан, представитель коренного населения Испании — испаноримлян, занимал важный государственный пост: был военным префектом. Феодора происходила из знатной готской семьи — была дочерью Остроготского короля Теодориха, покорившего Италию.

В связи с завоеванием византийцами восточного побережья полуострова (554 г.) юный Леандр вместе с родителями, братьями и сестрами переселился в Севилью (юго-западная Испания) С детства отличавшийся красноречием и легко располагавший к себе слушающих, в Севилье он завершает свое личностное становление; вероятно, при этом на него повлияло обращение матери из арианства в Православие. Потеря родителей сделала Леандра воспитателем младших братьев и сестер. Позднее, став свободным от своих воспитательских обязанностей, он поступил в Бенедиктинский монастырь.

Когда в 578 году умер епископ Севильский, клирики и народ избрали Леандра на его место. Тогда Леандр основал Севильскую богословскую школу, которая стала известным центром науки и рассадником православной веры. Епископ сам занимался подготовкой священнослужителей. Он стал великим защитником веры, борцом против арианства — ереси, отвергавшей Божество Иисуса Христа.

В тот период Пиренейский полуостров был разделен на три части. Северо-западная часть принадлежала королевству свевов, которые со времени проповеди святого Мартина Думийского (550−580 гг.) исповедовали Православие. Большая часть полуострова принадлежала арианам визиготам, а юг Испании был завоеван Византийской империей.

Когда св. Леандр был епископом Севильи, в этот город был направлен визиготским королем Леовигильдом его сын принц Ерменингельд, которого Леовигильд сделал своим соправителем. Св. Ерменингельд по рождению был арианином, но его молодая супруга принцесса Ингунда была дочерью православного франкского короля Сигиберта Реймсского и Брунехильды, то есть сама была православной веры. Святой Леандр был дружен с принцессой Ингундой и помог ей обратить своего мужа принца Ерменингельда в Православие. Кроме того, святой Леандр был в родстве с королевичем Ерменигельдом, поскольку Ерменигельд был сыном первой жены Леовигильда Феодосии, а она, в свою очередь, была двоюродной сестрой святого Леандра. Будущий король готов Рекаредо был также сыном Леовигильда от первого брака и родственником святому Леандру.

Св. Ерменигельд стал покровительствовать Православию в той области, которая была под его властью на юге Испании. Он отправил Леандра во главе посольства в Константинополь собирать помощь для борьбы против ариан, которые притесняли православную веру. Леандр пробыл в столице Византии с 579 по 582 годы. Находясь в Византии, Леандр познакомился с легатом Папы Пелагия II, будущим Папой Римским св. Григорием Великим, с которым они стали добрыми друзьями. В этой дружбе исполнились слова Священного Писания: «Найти доброго друга лучше, чем найти сокровище». Именно Леандр вдохновил Григория Великого написать свое знаменитое толкование на книгу Иова, названное «Моралью». Спустя годы Григорий и Леандр продолжали переписываться друг с другом. Григорий сопровождал свои письма св. Леандру одним из своих сочинений, а за год до смерти Леандра, вместо сочинения Григорий подарил ему pallium (церковное облачение), объяснив, что pallium был даром кафедры благословенного Петра, и что он воздал должное «старинному обычаю, заслугам короля и величию епископа». До Григория было только три случая, когда Римский епископ дарил pallium (Симмах в 513 г., Вигилий в 545 г. и Пелагий II)[1].

Вернувшись из Византии святой Леандр подвергся преследованиям короля арианина Леовигильда и был выслан из страны. Это время он посвятил написанию двух антиарианских сочинений.

Леовигильд был разгневан обращением своего сына, выступил на него с военным походом. Победив и видя нежелание сына принимать арианство он приговорил св. Ерминигельда к смерти в 585 году, а в 589 году умер сам. В конце жизни Леовигильд, для которого желание обращения сына в арианство носило, вероятно, в большей степени политический характер[2], покаявшись в несправедливости по отношению к св. Леандру вернул его из ссылки и даже выразил желание, чтобы он стал наставником наследника престола, второго сына Леовигильда, принца Рекаредо.

Св. Леандр положил много трудов на обращение визиготов из арианской ереси. Он проявил себя настолько искусным в вопросах веры, что сумел обратить и заблуждавшихся предводителей ариан. Со временем вся Испания стала православной: король Рекаредо, его министры и наместники, арианское духовенство. Меньше чем через год после своего восшествия на трон Рекаредо объявил о своем намерении отвергнуть арианство. Было несколько выступлений и даже вооруженных восстаний против власти, но все они были подавлены Рекаредо. Это укрепило намерения короля, и на третий год своего правления он созвал Третий Толедский Собор (далее Собор), самый значительный для Церкви из всех, собиравшихся в Испании. Инициатива созыва великого Собора исходила от святителя Леандра Севильского и Евтропия, настоятеля монастыря Сервитано: двух выдающихся священнослужителей, контактировавших с Византией, известных кроме всего прочего приверженностью соборным традициям Восточного христианства. Св. Леандр и Евтропий считали, что такое событие как принятие визиготами Православия и их вступление в Церковь, должно было произойти с особой торжественностью и по определенному порядку ввиду своего исключительного исторического значения. Только великий Собор епископов королевства соответствовал всей грандиозности события. На Соборе было торжественно провозглашено обращение Рекаредо и вестготского народа в Православие (586 г.). Своим величием и размахом Толедский Собор вполне мог сравниться с выдающимися Соборами Восточной Церкви.

На Соборе было провозглашено Единосущие всех Трех Лиц Пресвятой Троицы (consubstantiality). Мудростью Леандра и его настойчивой защитой веры состоялось возвращение визиготов в Церковь. С целью духовного назидания народа на Соборе было принято решение провозглашать на воскресных литургиях вслух всем собранием верующих Никео-Цареградского Символа веры[3]. Святителю Леандру Севильскому была предоставлена честь торжественного закрытия Толедского Собора исполненной благодати речью: «Это год особой благодати для нас, ибо мы испытываем величайшую радость от того, что новые народы родились для Церкви. Прежде их невежество заставляло нас скорбеть, теперь же их вера приводит нас в ликование. Кафолическая Церковь приносит эти народы, которые прежде завидовали ей за ее величие и свет, в дар своему Жениху — Христу. Когда она гонима, она учится. Когда ее преследуют, она растет, потому что ее терпение побеждает врагов.

Как любезно милосердие, как приятно единство! Веселись в Господе (Церковь — авт.), ибо не остались неисполненными твои желания, ведь те, кого ты вынашивала столько времени, среди непрерывных скорбей и непрестанной молитвы, сейчас после долгой зимы, с ее морозами и стужей, неожиданно произведены тобой на свет как обильный побег виноградной лозы.

Возрадуемся в Господе, от всего сердца, и восхвалим Господа, Спасителя нашего, за то, что Он уже совершил. И относительно того, чего мы еще ожидаем, поверим отныне, что оно будет исполнено. Все, что произошло, было предсказано Господом: «Есть у меня овцы, которые не из этого стада, и нужно, чтобы они пришли ко Мне, чтобы было одно стадо и один Пастырь, и сегодня мы видим это исполненным. Поэтому мы не сомневаемся, что весь мир может уверовать во Христа и объединиться в единой Церкви.

Братья, доброта вытеснила злобу. Истина остановила ложь. Для того, чтобы народы, которые разделила гордость и различие наречий, вновь были соединены любовью и стали бы одной душой и одним сердцем».

Речь св. Леандра была обращена преимущественно к отцам Собора, но весьма вероятно, что там присутствовал и король со своим двором. Неизвестно были ли на Соборе представители простого народа, некоторые места речи и тот факт, что она была включена в акты Собора, могли быть указанием на то, что она предназначалась для распространения по всему королевству, следовательно, обращена ко всему населению. Как следует из заголовка, она провозглашает победу над ересью, но более того, св. Леандр не столько провозглашает триумф, сколько постоянно подчеркивает мысль о единстве, мире и любви.

Он начинает тем, что говорит об уникальности происшедшего, которая призывает нас к радости. Почему? Потому что «Церковь внезапно приобрела два новых народа (свевов и вестготов — авт.), и мы теперь должны радоваться вере тех же самых людей, которые прежде заставляли нас скорбеть своим упорством». Используя типичный прием святоотеческого богословия, он приводит историю об Аврааме и Сарре с Авимелехом из 20 главы книги Бытия как пример Христа Жениха и Церкви в отношении визиготов. Своими страданиями Церковь сделала Жениха богаче, приведя к Нему визиготов. Поэтому св. Леандр противопоставляет универсализм и истинность Церкви ограниченности и лжи ереси, в данном случае арианства.

Св. Леандр призывает к радости несколькими противопоставлениями: «приобретайте от потерь ваших и обогащайтесь от гонений на вас… лишенных нескольких вещей, Он избавит вас от лишений». Величайший парадокс состоит в том, что Христос умер, чтобы собрать все народы в Едином Боге. Поэтому церковное единство должно быть прославлено: «Как сладка любовь и как восхитительно единство…». Это единство было «предсказано пророками, словами Божественного Евангелия, учением апостолов». Специально обращаясь к епископам, он призывает Собор проповедовать единство: «Поэтому проповедуйте только о единстве народов, заботьтесь только о единстве всех людей, сейте повсюду только семена мира и любви». «Это Евангелие любви, мира и единства явилось исполнением пророчеств. Оно действительно стало собранием овец из чужого стада в единое стадо Одного Пастыря. Единство, достигнутое на Соборе является лишь одним шагом на пути обращения всего мира ко Христу в Единую Церковь.

Как добро устранило зло, так единство устранило разделение. Ересь и схизма являются пороком, напротив Церковь есть гармония любви, собирающая все народы вместе возносить молитвы и поклоняться Богу, как предречено пророком Исаией. Так, он сам пророчествует о вере: «Один Христос Господь и Его Церковь свято обладает всем миром. Он Глава Церкви и Церковь — тело…» Толкуя Послание к Ефесянам св. Леандр называет ересь «блудом».

Для него это вновь обретенное единство между испано-римлянами и визиготами есть победа Доброго Пастыря. «Мир Христов разрушил стену средостения, воздвигнутую дьяволом, и дом, который был разделен на погибель теперь объединен на краеугольном камне, который есть Христос». Св. Леандр, завершает речь призывом к единству и труду на благо королевства да будут все прославлены Богом.

В речи Леандра замечательно сочетаются стиль и образность, свойственные апостольским Посланиям. Он использует символические образы, не просто соединяя Ветхий и Новый Заветы, но применительно к конкретному событию. Он использует образы Христа — Жениха, Главы Тела — Церкви, Доброго Пастыря, созданные ап. Павлом и ап. Иоанном. Это не просто победная обличительная речь — это призыв к епископам и ко всем присутствующим проповедовать Евангелие, приводить всех людей и все народы ко Христу. Теперь, когда испано-римляне и визиготы составляют одно стадо, одну нацию, они должны забыть свои различия вместе праздновать и славить Бога. Это проповедь радости об обретении пропавшей овцы и приглашение к любви, миру и единству, которое продолжается. Св. Леандр молился и трудился, чтобы визиготы и испаноримляне были едины в Господе. Он прожил, чтобы увидеть это сбывшимся и не мог удержать в себе эту радость.

Св. Григорий Великий настолько обрадовался обращению визиготов, что направил св. Леандру поздравительное послание и возвел в сан архиепископа.

За несколько веков до святого Леандра в Севилье пострадали святые мученицы сестры Хуста и Руфина, засвидетельствовавшие своей жизнью истинность евангельского благовестия. Существует предание, что святой архиепископ Леандр, очень почитавший святых мучениц, часто бывал в храме, созданном на месте христианского кладбища, где были похоронены останки сестер. Эта маленькая церковь, именуемая «Базилика святых Хусты и Руфины», была небольшой по размеру и ко времени жизни святителя обветшала. Архиепископ Леандр приказал возвести большой храм на этом месте, и поместил на фронтоне надпись на латыни, гласившую: «Это дом святых дев Хусты и Руфины»[4].

Господь, видя ревностное житие своих чад, попускает им испытывать большие страдания, да получат большее воздаяние в Царстве Небесном. Св. Леандр терпеливо переносил многочисленные болезни. Болезнь, от которой св. Леандр страдал более всего была подагра ног. Св. папа Григорий, который также страдал от этой болезни, писал ему: «Неприятная болезнь, которая заставляет нас стяжевать небесную награду и быть спокойными, дает нам возможность больше посвящать времени чтению и молитве». Святитель Леандр умер в Севилье в 596 году. Св. Леандру принадлежит авторство чина испанской литургии, которые позднее был скорректирован св. Исидором Севильским и известен под названием Мозарабского чина. Святой Леандр написал 2 небольших сочинения «Против ариан», «Похвала и триумф Церкви» (ныне утраченные) и дошедшее до нас сочинение «Наставления девам и о презрении к миру». 13 марта 600 года в Севилье святитель Леандр Севильский мирно предал свой дух Господу, оставив нам образец ревностного жития во имя Божие, деятельной любви и служения в деле обращения заблудших братьев.

Память святителю Леандру Севильскому празднуется вместе с памятью святому мученику Ерменингельду в соответствии с Полным православным месяцесловом Востока 1 ноября по старому — 14 ноября по новому стилю.



[1]Еще в 6 веке папы делали такие подарки в некоторых случаях особо близким друзьям. Со временем, когда Римская кафедра стала все более усиливаться и стали расти ее политические притязания дарение паллиума стало носить церковно-политический характер. Сначала дарением паллиума некоторые папы стали утверждать своих викариев или папских представителей в других странах. Затем стало считаться, что паллиум — это символ признания папского главенства, и наконец, папа Николай I (известный своей непримиримой борьбой со святым Патриархом Фотием и притязаниями на главенство во Вселенской Церкви) в 866 году объявил паллиум необходимым атрибутом для всех архиепископов, без этого дара понтифика они не могли служить, то есть фактически Папы стали напрямую решать кадровые вопросы в тех областях, на которые прежде их власть не распространялась.

[2] Леовигильд вынашивал планы политического и религиозного объединения страны под флагом арианства, поскольку он сам и большинство визиготов, появившихся в Испании в начале 5 века, были арианами. Православие исповедовали коренные жители полуострова, называвшиеся испано-римлянами. Наличие православных подданных мешало по мнению Леовигильда объединению страны. Поэтому он с такой настойчивостью добивался возвращения св. Ерменингельда из Христианства в арианство.

[3] На Третьем Толедском Соборе был провозглашен Никео-Константинопольский Символ веры, который подписали обращенные из арианства священнослужители и знатные миряне. Как отмечает о. Эндрю Филлипс, клирик Русской Праволавной Церкви Заграницей, настоятель прихода во имя святых Феликса и Эдмунда в Саффолке в Англии, «филиокве, которое вероятно было введено в Толедо в конце шестого века (некоторые говорят, что Акты Собора были сфальсифицированы позднее), было не совсем то филиокве, которое было позднее включено в Символ веры и впервые получило обоснование в Средние века Ансельмом Кентерберийским. Испанское филиокве, которое возможно появилось в Толедо, было средством и аргументом против арианских доводов о том, что Христос не был истинным Сыном Божиим. Смысл испанского филиокве заключался в том, что Святой Дух не превечно и ипостасно исходит от Сына (что было бы бессмыслицей), но исходит через Сына во временном служении, и поэтому Сын есть истинный Сын Божий, а не просто человек, как утверждали ариане. Более того, это филиокве было введено святым, давно включенным в Восточные Православные месяцесловы, святителем Леандром Севильским, и было обосновано другим Восточным святым и подвижником Православия, преподобным Максимом Исповедником, в его знаменитом письме пресвитеру Марину. Но мы сожалеем, что это филиокве, выполнявшее местные и временные задачи борьбы с арианством, было позднее повсеместно превращено сильными мира сего в инструмент отделения христиан Западной Европы от Православной Церкви» (О.Эндрю Филлипс «Святые Испании» (Saints of spain)// http://www.orthodoxengland.org.uk/

[4] Ныне на этом месте стоит церковь Отцов капуцинов, именуемая «Пост (дозор) капуцинов».



Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика