Русская линия
Вечерняя Москва Павел Свиридов21.01.2005 

Далай-лама: Я, наверное, самый большой атеист на земле

Живущий с 1959 года в изгнании в индийском городе Дхармасала 69-летний духовный глава буддистов мира и религиозный лидер Тибета далайлама XIV Агван Лобсан Тенцзин Гятсо в конце ноября уходящего года, после больших сложностей с получением разрешения на въезд, все же посетил Россию.

Среди сопровождавших почетного гостя — от самого начала визита до его завершения — был человек, не значившийся в официальных списках — Павел СВИРИДОВ, профессиональный астролог, создатель и руководитель Фонда темпоральных исследований, анализа и прогноза. Кроме того — полковник в отставке, специалист в области public relations силовых структур. (Работал в Германии, Китае, США и других странах. Владеет китайским, английским, немецким языками.) Мы попросили Павла Свиридова поделиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

— Павел, вы можете так сказать: «Я был в ближнем круге далай-ламы»?

— Это звучит амбициозно и, наверное, неправильно. Я просто ездил в джипе охраны, фотографировал. То есть постоянно был где-то рядом. Я вместе с ним и его ближним кругом обедал. Но, поскольку расписание визита было очень плотным, далай-лама отвлекаться от протокола на досужие разговоры не мог. Если я находил удобную минуту, то задавал ему вопрос.

Мне показалось, что постепенно далай-лама стал меня выделять среди других. Старался не надоедать. Когда Его Святейшество фотографировался с представителями принимающей стороны, он вдруг усадил меня рядом с собой и взял за руку, что позволял себе далеко не с каждым и что, разумеется, меня очень взволновало…

— Еще бы! Столько людей мечтают о том, чтобы прикоснуться хотя бы к святейшим одеждам. Что вы ощущали?

— Это очень странно, но у меня воспалились глаза. Можно объяснить это работой в сложных погодных условиях, но я верю в биоэнергетику и знаю, что это сигнал о том, что человеку нужно менять мировоззрение. Я провел в обществе далай-ламы довольно много времени и понял, что стал другим.

— Какое впечатление на вас произвел далай-лама?

— Он меня поразил как человек. Невероятно прост в общении, скромен и с величайшим уважением относится к другим людям. В нем ощущается удивительная молодость души. И в то же время он многолик. Когда перед началом службы в главном буддийском храме Калмыкии — Элистинском хурул Сякюсн-сюмэ — он вошел в храм, сразу в нем почувствовалось властное начало. Что-то кому-то сказал, что-то подправил в порядке… И стало ясно, что это не просто добрый дедушка, который учит других, а человек, знающий свое дело.

— А поразило ли вас что-то в далай-ламе с точки зрения мировоззренческой?

— Однажды на одной из встреч он вдруг сказал: «Я, наверное, самый большой атеист на Земле». — «Вы, глава мирового буддизма, религиозный лидер — и атеист?» — переспросил я. Он ответил, что буддизм не предполагает существования на небе кого-то, кто правит миром и контролирует его. Буддизм верит в творческое саморазвитие и самосовершенствование человека. Если человек становится светлым — и в мире становится светлее.

— Значит, для далай-ламы не существует Некто, создавший наш мир, — тот, кого мы называем Богом?

— Я пытался спросить об этом, но натыкался на вежливый уход от ответа. «Читайте мои книги», — вежливо говорил он.

— Говорили ли вы с далай-ламой об астрологии? Ведь вы — профессиональный астролог.

— Я попытался уточнить, когда он родился. Но далай-лама снова мягко ушел от ответа. Понятна его осторожность — сейчас кто только не называет себя астрологом и вторгается на священные территории. И вообще: чтобы понять буддизм, нельзя просто «надкусывать яблоко» — нужно все яблоко съесть. Чтобы получить некое сокровенное знание, ты должен быть к этому готов.

— Но известно, что когда Далай-лама умирает, монахи ищут его воплощение в маленьких мальчиках и отбирают из них претендента в ламы. Обращаются ли в этом случае к его гороскопу?

— Конечно! Далай-ламой может стать только особый человек, у которого в гороскопе существует большое количество аспектов, называемых в астрологии «квинтильной группой». Для того чтобы попасть, так сказать, в «вектор истории» и управлять большими потоками энергии, то есть людьми, информацией, знаниями, эти аспекты просто необходимы. Они складываются в определенную конфигурацию и свидетельствуют о наличии у личности особых творческих данных. Присутствие «квинтильной группы» в натальной карте и ряд других факторов говорят о том, что человек по рождению предрасположен к высокой степени духовного просвещения и допущен к каким-то системам управления миром. Такие люди являются как бы «посвященными по рождению». Они способны учить и благотворно воздействовать на других.

Кстати, хоть далай-лама и не ответил на мой вопрос о точном времени рождения, но дата его известна, он — Рак по рождению. Его нашли в двухлетнем возрасте, когда умер его предшественник — 13-й далай-лама. Он показывал свои пять пальцев и объяснял: «Большой палец — это я, далай-лама, духовный лидер буддистов. Я стал таким, потому что я — посвященный монах (указывал на второй палец). Я стал посвященным монахом, потому что я — буддист (третий палец). Я стал буддистом, потому что я — тибетец (четвертый палец). А до осознания того, что я — тибетец, был просто человеком (пятый палец)».

Потом пояснял: «Вот спросите у ребенка от 2 до 4 лет, который только начинает понимать мир: „Ты русский, немец, еврей, китаец?“ Он не может ответить, потому что не знает, не понимает, что это такое. Так вот самый основной, базовый уровень — это просто человек. А те, кто выступает за приоритет какой-либо религии, игнорируют базовый уровень. Те, кто выступает за приоритет какой-то национальности, совершают то же самое. Надо любить просто человека и идти в своих воззрениях от его взглядов, потребностей, благополучия. Такая философия дает успех в любом деле».

— А как далай-лама рассматривает свое пребывание в святейшей «должности» главы буддистов мира?

— Как служение, как полное отсутствие свободы. По сути, далай-лама — духовный узник. Он сказал мне: «Родину я потерял в 9 лет, когда вынужден был бежать из Тибета в период захвата его китайцами, а свободу — в 16 лет, когда стал далай-ламой. Ради высокой цели я перестал принадлежать себе».

Я задал ему провокационный вопрос: «Чем бы вы занимались в жизни, если бы не стали далай-ламой?» Он ответил: «Инженером. У меня на удивление мастеровитые руки, и мне доставляет большое удовольствие починить что-то своими руками — часы, механизм, стол… Однажды ко мне приехал корреспондент, и у него поломалась камера, он был в отчаянии. Но, к моему и его величайшему изумлению, я камеру починил». Я спросил его: «А как вы оцениваете то, что именно вы стали далай-ламой, взошли на вершину пирамиды и стали высшим духовным лицом?» Он улыбнулся и ответил: «Я сам удивляюсь, как простой мальчишка из деревни — и стал далай-ламой!»

— А какие еще вопросы задавали далай-ламе журналисты и люди, его принимавшие?

— Например, о марксизме. Он ответил, что поддерживает марксизм как философское учение и считает, что у него большое будущее. Потом добавил: «Советский Союз имел огромный потенциал, пока его руководители не начали замешивать марксизм на страхе. С этого момента идея начала разрушаться и терять свое прогрессивное значение». Но если идти от человека, от его интересов, марксизм — стройная и разумная философия.

— Много ли сановного народу пыталось пробиться к далай-ламе?

— Разумеется, многие хотели с ним поздороваться лично, прикоснуться: «А вот это наш уважаемый генерал, а это его жена. А можно с вами…» Проявляли себя и депутаты. Например, господин Митрофанов заявил: «Я курирую в Госдуме вопросы, связанные с космонавтикой. Как вы относитесь к идее запустить монаха или вас, далай-ламу, в космос, чтобы над Землей совершить мантру. Это возможно?» Далай-лама ответил: «Теоретически — да, практически — нет. Когда я был маленьким, мне отец рассказывал такую вещь. Однажды он увидел, как высоко на горе лама творит молитву. И тут же он увидел того же ламу, который медитировал на вершине уже другой горы. Для того чтобы творить молитву над миром и общаться с Богом, не надо садиться в космический корабль и подниматься с ревом на орбиту. Молитве не нужна вся эта механика».

— Что вас еще поразило в этом визите?

— Необычайный духовный подъем всех калмыков, вышедших на улицы города. Они терпеливо стояли на холоде, мерзли, но не уходили. Даже в морозе они видели доброе предзнаменование, пели и радовались как дети. А далай-лама настоял на том, чтобы в автомобиле, который вез его по улицам Элисты, были открыты окна, вопреки всем правилам безопасности. Он хотел видеть лица людей. И я с трудом могу представить его на шикарном «Мерседесе» с охраной, летящем на бешеной скорости и распугивающем людей. Он просил, чтобы скорость машины была не более 15 км в час.

— Говорил ли что-нибудь далай-лама про Россию?

— Он сказал, что верит в великое будущее России и с большим вниманием относится к тем переменам, которые происходят у нас. Но был в комментариях чрезвычайно сдержан.

СПРАВКА «ВМ»

Буддийская сангха России признана в качестве одной из четырех традиционных религий РФ. Основными регионами распространения буддизма считаются Бурятия, Калмыкия и Тыва. В настоящий момент в РФ действует около 200 буддийских общин, а число последователей буддизма приближается к 1,5 млн. чел.

Людмила Столяренко

19.01.2005


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru