Российские вести | Нина Николаева | 21.01.2005 |
Образ императрицы Екатерины II настолько многогранен, что многие художники, историки, музейные работники пытаются с помощью выставок дать оценку ее личности. Кто она: загадочная женщина, обуреваемая страстями, или великий реформатор мировой державы? И почему сегодня, спустя почти четверть тысячелетия, мы выступаем свидетелями удивительного феномена — большого интереса к эпохе Екатерины II, которая во многом противоположна нашей?
История России второй половины XVIII века неразрывно связана с именем Екатерины, как одной из самых успешных русских правительниц. Ее преобразования носили прогрессивный характер. Росло и укреплялось российское государство, расцветала духовная жизнь общества, поощрялись занятия литературой и искусством. Она продолжила и с триумфом завершила начатое Петром I создание Российской империи как великой мировой державы с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами. Не случайно Екатерина II любила повторять: «Судьба императора творить добро и терпеть зло, которое творят вокруг».
На выставке, посвященной Екатерине, художница Ирина Полякова представила более 90 работ на самые разные сюжеты. Автор проводит параллель между прошлым и настоящим. Образ императрицы присутствует и на улочках Санкт-Петербурга, в его домах, соборах. Но если личность Екатерины ассоциируется в первую очередь с Северной Пальмирой, то образ князя Потемкина возникает при взгляде на величественные вершины крымских гор. Живопись и графика художницы пронизаны духом екатерининской эпохи и отражают оригинальный взгляд на события того времени.
Конечно, нынешним реформаторам есть чему у Екатерины поучиться. Как считает автор книг и статей по «галантному веку» Ольга Елисеева, у той эпохи два интересных урока: как провести переворот и удержаться, как провести реформы и не перевернуть страну. Хотя считается, говорит она, что Екатерина только первую половину царствования занималась переустройством государства, а после пугачевщины все начинания свернула. На самом деле сначала она взялась за реформы, которые годились для любого европейского государства, поэтому и были отмечены Европой. А другие преобразования были связаны с сугубо национальными особенностями. Но без решения проблем, скажем, казачества или отношений с нерусскими народностями империя в дальнейшем просто рухнула бы, сгорела в огне межнациональных противоречий.
На выставке в ГАРФе представлены книги Локка, Монтескье, Руссо, по которым она училась. Благодаря их идеям сформировала свою систему воспитания, отдав предпочтение сердцу перед умом. Так, в «Наказе» депутатам, которые должны были разработать свод законов для России, императрица писала, что «правила воспитания суть первые основания, подготавливающие нас быть гражданами». Соглашаясь с французскими просветителями в том, что воспитание зависит от среды, она для «исправления сердца и нравов народа» создала в России более трехсот школ с 744 учителями и 17 340 учащимися. Екатерина свято верила в то, что, «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее придет ко времени». Эта мысль главная и в педагогической инструкции, данной ею князю Салтыкову для воспитания великих князей — внуков Александра и Константина.
Будучи иностранкой, Екатерина быстро усвоила русские традиции и обычаи. И если Петр III называл Россию «проклятой страной», Екатерина же видела в ней почву, способную взрастить брошенные семена и удивить плодами наук и искусств Европу. Она хотела, чтобы ее внуки выросли русскими людьми, понимающими свою страну и народ. Интересно и то, что она писала не только инструкции. Лично сама отобрала 126 русских пословиц, написала две сказки, которые рекомендовала внукам для дополнительного чтения. Так что ее внуки были образованнее Наполеона.
18−25 января 2005 г.