Русская линия
Православие.RuЕпископ Знепольский Николай (Севастианов)19.01.2005 

Бог промышляет о нашем спасении

Мир снова распинает Господа своими грехами. Мы отдаляемся от Бога, не соизмеряем свои шаги с Божьими заповедями. Не Бог нас бросил, а мы Его. Но будем уповать на Господа, будем искать его святую волю и надеяться, что если мы потрудимся, в наступающем 2005 году Бог выведет нас на лучшие пути, — заявил в интервью сайту Религия БГ епископ Знепольский Николай, викарий Его Святейшества Патриарха Болгарского и митрополита Софийского Максима.

— Ваше преосвященство, как вы в духовном плане оцениваете уходящий 2004 год для Болгарии и мира?

В конце года принято искать что-то положительное и придавать особое значение своим успехам. Но нас в духовном плане не оставляет апокалипсическое чувство, главным образом из-за событий в мире, которые в той или иной степени всегда отражаются на происходящем в нашей стране. Излюбленное политиками словечко «глобализация», в переводе на духовный язык, означает «спешка света к своему концу». Рассмотренная в контексте Священного Писания, глобализация приобретает смысл признака конце света, и напоминает нам, что необходимо быть внимательными в духовной оценке событий.

Даже беглый просмотр новостей свидетельствует, что войны в мире продолжаются, множатся преступления, что дети по-прежнему умирают от голода. Неужели кто-либо из нас может забыть кадры осажденной террористами школы в Беслане, вокзала в Мадриде, танков на улицах Иерусалима. А охваченный войной Ирак? А гробы с погибшими там американцами и европейцами? А иракские матери, обнимающие своих убитых детей? Верующему человеку эти картины приводят на память боль при виде того, как бичевали Иисуса Христа во дворце Пилата. Мир снова распинает Господа своими грехами. Это актуально и для Болгарии — достаточно прогуляться по сверкающим рекламой улицам любого большого города, включить телевизор, пролистать любую газету. Цинизм, как отношение к жизни, пошлость от внешнего вида до манер — это открыто проповедуют СМИ. Верующий человек может правильно оценивать вещи, но дети и молодежь почти беспомощны перед этим потоком зла. И хотя в последствие они переоценивают все это, их душа уже отравлена и обессилена, и любое душевное движение стоит им многого.

Одной из самых больших трагедий для Болгарии стало ДТП с автобусом, в рузультате которого погибло много детей. (В начале апреля 2004 года автобус с детьми, возвращающимися в Болгарию из Сербии, сорвался с обрыва. Погибло четырнадцать детей — прим. пер.). Неужели эти чистые детские души были виновны? Нет, но все мы — родители, учителя, воспитатели, все, кто не научили детей ходить в Божий храм и молиться? На Вербное воскресенье, когда наша Церковь молится и вспоминает, как дети Иерусалима встречали Господа Иисуса Христа с пальмовыми ветвями и радостными песнями, наши дети были далеко от Христа, на экскурсии, которая стоила им жизни. Другие дети в Болгарии были убиты. Болгары погибли в Ираке. Все еще сжимаются наши сердца при мысли о наших врачах и медсестрах в Ливии[1] - что с ними будет? Все это означает, что мы отдалились от Бога, не соизмеряем свои шаги с Божьими заповедями. Не Бог нас бросил, а мы Его.

В Болгарии, слава Богу, есть верующие люди, есть Болгарская Православная Церковь. Есть где человеку отдохнуть от забот и суеты, помолиться и поискать спасения от греха. Бог нас не оставил. Событием особой важности для церковной жизни, и соответственно для всех болгар, стал конец раскола в Болгарской Церкви. Поддерживаемый искусственно политиками, раскол нанес огромный ущерб Церкви и, прежде всего, душам верующих и неверующих. Церковь — самая большая сила, объединяющая нашу нацию, которая сейчас, более чем когда-либо, разделена на бедных и богатых, на множество партий, на работающих и безработных. Раскол ставил целью разрушить или, по крайней мере, уменьшить влияние этой объединяющей силы. Слава Богу, раскола больше нет, но нам трудно радоваться при виде вызванных им духовных разрушений.

Сами понимаете, с духовной точки зрения события не очень радостные. Но будем уповать на Господа, будем искать его святую волю и надеяться, что если мы потрудимся, в наступающем 2005 году Бог выведет нас на лучшие пути.

— Мы становимся свидетелями ужасных природных катаклизмов, а также несчастий в нашей стране. Производит впечатление и то, что почти каждый год в канун праздника Рождества Христова происходят трагедии. Каково духовное объяснение всему этому?

В церковном богослужении есть много красивых песнопений о Рождестве Христовом. Там природа олицетворяется, она будто оживает рождением воплощенного Бога. Небо посылает Ему звезду, земля преподносит Ему пещеру, в которой Он найдет приют. Люди преподносят Богу свое поклонение и славословия. Это поэтично. Но это не только поэзия. Земля, сама по себе, не живая, но она реагирует по Божьему допущению на наши действия.

Чистой Деве и Богомладенцу 2004 года тому назад природа дала мир, спокойствие и тишину в Рождественскую ночь. А нам сейчас, в 2004 году? Стремимся ли мы к святости и чистоте? Исполняем ли мы Божьи заповеди? Ищем ли мы Божью волю? И если мы не делаем все это, почему удивляемся, что Бог посылает нам наводнения, землетрясения, пожары?

В Святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит своим ученикам: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». (Лк. 13:4−5).

Люди всегда знали, что природные катаклизмы являются проявлением Божьего гнева. Это не мифология, а реальность, и даже не отрицается современной наукой. Научные законы — это Божьи заповеди о природе, но там, где есть вера, происходят чудеса, потому что Бог изменяет природные законы, и наука молчит. Катаклизмы являются естественными последствиями человеческих грехов. На фоне природных бедствий человек чувствует себя маленьким и слабым, какой он и есть, и смиряется перед Божьей волей. Поэтому нам необходимо осознать свою человеческую немощь, каяться за свои грехи и молить Бога о лучших днях.

— Как Вы считаете, насколько усилилась или ослабела вера болгар за последние годы?

По сравнению с недавним прошлым, если вернуться лет на 20−30 тому назад, возможно, болгары сейчас окрепли в вере, но в общем — нет, Болгария сейчас менее верующая по сравнению с прошлым. Откройте книгу чудес св. Иоанна Рильского и посмотрите, сколько исцелений, свидетельствующих о вере тех людей, случались в 20-тые, 30-тые, 40-ые годы ХХ века. А сейчас? Посмотрите, как велик сам Рильский монастырь — там было так много монахов. А сейчас? Посмотрите на величественный храм монастыря — в самые тяжелые и бедные годы наш народ отрывал от себя последнее и построил этот храм. А сейчас? При всех наших технологиях и деньгах мы строим дома, отели и замки… Сколько у нас храмов? Мы даже не можем поддерживать унаследованное. Посмотрите на мощи св. Иоанна Рильского, о каком величии его духа они свидетельствуют. А сейчас? Возможно, это только внешняя сторона вещей, но разве в душах людей есть отличия? Над благочестием насмехаются, его не понимают, его отбрасывают. Болгары идут в храм только на крестины и свадьбы, на Пасху и на Рождество. Наши дети уходят в протестантские секты. В прошлом общественная и семейная жизнь следовали церковной. А сейчас мы их как-то совмещаем, но чаще всего в ущерб церковной жизни. Очень часто люди говорят, что они хотят веровать, но не знают, как.

Болгарская Церковь пережила возрождение после смены политического режима в ноябре 1989 года, но очень скоро раскол ошпарил цветки этого возрождения, и плодов не было, — конечно, мы говорим о нации в целом, о духовных плодах нации: вера, благочестие и чистота. Этих плодов теперь нет. И все-таки Бог промышляет о нашем спасении, и каждая душа, жаждущая Бога, не остается брошенной, Бог ее направляет, согревает и заполняет духовными благами. Будем надеяться на Божью милость. Вот, Болгарская Церковь живет и голосом Сына Божьего зовет всех: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28−29).

— Каковы основные проблемы у Православия сегодня?

У Православия нет проблем, ибо оно есть истинная вера в Бога, сохранившая апостольскую благодать у источника веры — Господа Иисуса Христа. Но проблемы есть у православных христиан. Быть православным всегда было трудно, ибо наш идеал есть сам Господь Иисус Христос, который Своим примером и Своим учением зовет нас к совершенству. Каждый верующий в Бога из своего опыта знает насколько трудно отстаивать веру в современном обществе. Конечно, в первую очередь проблема для каждого верующего — его личные человеческие немощи и грехи. Но к этой внутренней драме, неизбежной на пути к духовному совершенствованию, сегодня добавляются и внешние препятствия и трудности. Если в недавнем прошлом большинство проблем коренились вовне Церкви и были направлены против нее, то сейчас они перешагнули границу и перешли в церковную жизнь. Лукавство в наши дни особенно тонкое, ибо одетые в овечьи шкуры враги веры соблазняют и отклоняют множество верующих, и сегодня трудно различить тех пастырей, кто служит Богу, и кто — кому-нибудь другому. Вспомните, сколько людей пошло за Христофором Сыбевым[2]. Сколько людей поддерживали раскольников, сколько осуждений перенесла каноническая Церковь. Вместо того, чтобы трудиться над спасением душ, над образованием детей и молодых людей, над всеобщим наставлением в вере, церковные пастыри были вовлечены в споры и дебаты, выяснения, кто есть кто. Но Бог поругаем не бывает. Сейчас, после конца раскола, перед нами опять стоят те же вопросы: церковное образование молодых, общественная проповедь, монастыри, нуждающиеся в настроенных на молитву душах, храмы, нуждающиеся в ремонте и поддержке.

С другой стороны, большой проблемой является сам светский дух нашего времени, который пропитывает все и везде и противится Христу. Церковь проповедует милость, жертвенность, доброту, уступчивость — все, противоположное тому, что внушают СМИ. Но Церковь проповедует, и каждая верующая душа слушает голос Доброго Пастыря, Господа Иисуса Христа: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Иоанн, гл. 10, ст. 11, 14). Поэтому, какими бы ни были проблемы у православных христиан, они уповают на слова Господа, что ворота адовы не одолеют Церковь.

— На какой праздник необходимо делать акцент — Коляда, Рождество, Новый год?

Для верующего человека слово «праздник» означает событие большого духовного значения для нашего спасения. Сами понимаете, смена одного календарного года другим не является событием духовного плана. В своем календаре Церковь обозначила важные в духовном отношении события как «праздники» и каждый год своим богослужением она напоминает нам исторические обстоятельства и их духовное значение.

Рождение нашего Господа Иисуса Христа является событием вселенского значения. Схождение Бога к людям изменяет мировую духовую историю, становится началом нашего спасения, приносит свет погруженному в духовную тьму человечеству.

Слово «Коляда» больше всего ассоциируется с фольклорной стороной празднования. Делать акцент на этом слове означает отвлечь внимание от важного и существенного и подменить духовное внешними действиями, которые сами по себе не являются спасительными. У каждого праздника есть свои сопровождающие его национальные традиции, которые, однако, следует подчинять традициям церковным. В Церкви главное всегда духовное, внешние действия — лишь его вещественное проявление. Церковь всегда призывает нас к молитве и духовному общению с Богом в Святых Таинствах.

— Какова для Церкви разница между церковным Новым годом и календарным?

Мы воспринимаем Новый календарный год с молитвой и надеждой, чтобы он принес нам благоприятные для нашего спасения дни.

Мы отмечаем церковный Новый год 1 сентября. По ряду исторических причин в начале Новой Эры были приняты три даты для отмечания наступления Нового календарного года: 1 сентября, 24 сентября и 1 января. Во время святого Константина Великого на Первом вселенском соборе Святые отцы утверждают дату 1 сентября началом церковного нового года, потому что этот день ознаменован Евангельским событием. В этот день (1 сентября) наш Господь Иисус Христос прибыл в Назарет и вошел, по обыкновению Своему, в синагогу. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Ис. 61, 1−2). И, закрыв книгу и отдав служителю, сел и Он начал говорить им, что это пророчество исполнилось на Нем, что Он есть настоящий Мессия, посланный Богом Отцом ради спасения людей (Лк. 4, 16:22).

Таким образом, обозначенный нашим Господом Иисусом Христом день «лета Господнего благоприятного» — 1 сентября — становится праздником Церковного Нового года.


[1] Несколько медработников были приговорены к пожизненному заключению в Ливии по обвинению в заражении ливийских детей вирусом СПИД.

[2] Христофор Сыбев (более известен под прозвищем Фори Светлячок) — иеромонах, развивший активную раскольническую деятельность в начале 90-х годов.

РЕЛИГИЯ БГ


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика