Русская линия
Страна.Ru Наталья Елисеева18.01.2005 

Первые христиане боялись креста

Так как крест был орудием казни, первые христиане поклонялись не ему. На теле они носили фигурки рыбок. В катакомбах, где были первые христианские храмы, также сохранились изображения рыб у входа. Сам крест поначалу вызывал страх и ужас, но, благодаря воскресению Христа, впоследствии он стал, по мнению богословов, «желанным трофеем, вызывающим радостные чувства». Впрочем, крест как культовый знак был известен задолго до христианства.

На Востоке, в Передней Азии, в Египте и Африке часто встречается магический крестообразный знак «анх». Он объединяет в себе два символа — крест в виде двух пересекающихся под прямым углом линий, который обозначает четыре стихии: солнце, огонь, ветер и воду (символ жизни); и круг (символ вечности). У древних египтян такой крест символизировал соединение мужского и женского начал, Осириса и Исиды, союз небесного и земного. Позже этот знак «анх» олицетворял жизнь, бессмертие, скрытую мудрость и многое другое.

Согласно «Толковому словарю слов Нового Завета» религиозный символ из 2-х перекрещенных брусьев «возник в древней Халдее, и символизировал бога Таммуза (существа в образе Мистической буквы „Тау“, первой буквы его имени) в той стране и в примыкающих к ней землям, включая и Египет». В любой книге о Египте, где показаны древние памятники или стены древних храмов, можно заметить кресты в виде буквы «Тау».

По мере того, как символ крест распространялся по разным народам, его употребление развивалось в различных направлениях. У китайцев крест был одной из древних эмблем, он изображался на стенах их пагод, а также на фонарях, используемых для освещения самых священных мест их храмов.

В Индии даже помечали крестом кувшины со святой водой из реки Ганг, он также считался эмблемой освобожденных от телесной оболочки святых Jaina.

Историки с археологами до сих пор точно не определили, какой формы был Крест, на котором был распят Христос. Первые кресты — хризмы — выглядели в виде косого Андреевского креста. Это изображение первой буквы в имени Христа. Существует также версия, что Христос был распят на Т-образном кресте, то есть на таком же, как и двое разбойников. Друугие ученые убеждены, что это был именно крест, причем, называют даже материалы, из которых он был изготовлен: продольный брус — их кипариса, поперечный — из финиковой пальмы, подножие — из кедра, дощечка с надписью — из масличного дерева. Как уже говорилось новый смысл крест приобрел, когда объединились два его символических значения — источник бессмертия и орудие казни Иисуса Христа. Крест стал священным символом вечной жизни и избавления от страданий.

В III столетии некоторые христиане рисовали крест у себя на лбу, несмотря на то, что по этому признаку их узнавали во время гонений. В том же III веке в правление императора Диоклетиана мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди. В те времена язычники в насмешку называли христиан крестопоклонниками. Тогда же и стали появляться разнообразные формы креста. Однако в основе их всегда лежал греческий равноконечный крест.

Например, на Руси носили вначале равноконечные кресты без надписей. Появление буквенного дополнения было вызвано необходимостью для отличия православного креста от других. В Евангелии от Иоана говорится: «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было «Иисус Назорей. Царь Иудейский». и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Позднее стали писать «Вос» и «Зоя», что означает «свят» и «жизнь». Со временем надписи на крестах видоизменялись. В дальнейшем надпись на доске или титле сократилась до начальных букв и соответствовала по-гречески «I.N.B.I.», по-римски «I.N.R.I.», по-русски — «I.H.Ц.I.» Однако наиболее древними надписями являются «I» и «Х», а также «I» и «Р». Символом православия стал восьмиконечный крест, который символизирует распятого Христа. Православное прочтение фигуры Христа отличается от католического тем, что на православном распятии ноги Христа прибиты двумя гвоздями, а на католическом — одним.

Но многие кресты, призванные напоминать о распятии, не имеют самого изображения распятия. Они сооружаются, например, на куполах храмов, изображаются на богослужебных сосудах, одеждах, просфорах, на митрах, архиепископских, митрополичьих и патриарших скуфьях и клобуках, на архиерейских посохах, в орнаментах стенной и иконной росписи, на богослужебных и не богослужебных духовных книгах, на церковных орденских знаках и других установленных Церковью предметах.

На куполах хpамов иногда ставят четыpехконечные кpесты с полумесяцем, концы котоpого напpавлены ввеpх. Он означает собой «якоpь спасения», в соответствии с пpедставлением о хpаме, как о коpабле, плывущем в цаpство божье.

Другие исследователи считают, что крест домонгольского периода, венчавший православные храмы, сочетался с полумесяцем. В Византийской империи полумесяц был символом Богородицы и колыбели. Священным символом мусульман он стал лишь после того, как магометане захватили Византию.

Известное выражение преподобного Феодора Студита «Крест всякой формы есть истинный Крест» относится к рубежу VIII—IX вв.еков. А в 1860 году архимандрит Макарий дал рекомендации по форме крестов на главах храмов и колоколен: «кресты четвероконечные и восьмиконечные, с меньшими крестами на концах и без оных, с полулунным подножием и без оного, могут быть поставляемы на храмах, смотря по предпочтительному усердию храмоздателей и лиц, для коих устрояется храм; но определенное узаконение по сему предметы, как зависящему от усердия и от благочестивого обычая разных лиц, в настоящее время на требуется».

Оба эти высказывания с разрывом в тысячу лет говорят об одном и том же — русское православие признает кресты всех форм, а не отдает предпочтение только какой-то одной, пусть даже самой лучшей форме креста.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru