ОВЦС МП | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 14.01.2005 |
— Основная задача, которая стоит сегодня перед Православной Церковью, — это выработка укорененных в Священном Предании ответов на вызовы современного мира. Сейчас очень важно говорить о вечных ценностях Православия современным языком, ибо Православие актуально для каждого времени и обращает свое слово к поколениям, живущим в каждую эпоху. Однако такая проповедь будет действенной при условии единства православного мира. В отношениях между Поместными Православными Церквами есть ряд неразрешенных вопросов, что усложняет дело проповеди. Особенно эта проблема актуализировалась в последнее время в связи с распространением расколов в различных частях православного мира. Церковная история свидетельствует: трудности такого рода возникали и раньше, но Церковь успешно с ними справлялась. Надеемся, что и нынешние проблемы также будут разрешены в духе апостольских слов: «Будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2. 2).
— Есть ли у Вас намерение встретиться с Папой Иоанном Павлом, и каков Ваш ответ на его желание объединить всех христиан?
— Я неоднократно заявлял, что как таковая возможность встречи с Папой Иоанном Павлом II мною не отвергается. Однако для того, чтобы подобная встреча стала возможной, необходимо разрешить проблемы, существующие в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами.
Прежде всего это прозелитизм католиков в отношении традиционно православного населения России и других стран СНГ. Подобная деятельность выражается, например, в попытках воспитания в католическом духе православных детей, которые содержатся в создаваемых католиками приютах. Наше серьезное беспокойство вызывает продолжающаяся напряженность в отношениях между православными и греко-католиками на Украине. В трех областях на западе этой страны — Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской — православные подвергаются разного рода враждебным действиям со стороны греко-католиков. Кроме того, Украинская Греко-Католическая Церковь пытается любой ценой распространить свое влияние на православные восток и юг Украины. УГКЦ вынашивает планы переноса своей главной кафедры из Львова в Киев и настаивает на предоставлении ей Римом статуса патриархата, против чего выступают все Поместные Православные Церкви.
На фоне всех данных проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами мы считаем, что все заявления о необходимости христианского единства должны подкрепляться конкретными делами, ведущими к установлению добрых, доверительных отношений между христианами. Без этого вряд ли возможно достичь заповеданного апостолом Павлом «единства духа в союзе мира» (Еф. 4. 3).
— Возможно ли объединение всех христиан с точки зрения догматов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви?
— Разделение христианского мира всегда воспринималось Православной Церковью как болезненное явление, противоречащее самой сути учения Господа Иисуса Христа. Восстановление богозаповеданного (Ин. 17. 21) христианского единства всегда было нашей важнейшей целью. Но достичь этой цели не так просто. С точки зрения православного вероучения, не может быть «равенства конфессий». На протяжении столетий многие христианские сообщества в той или иной мере отказывались от исповедания веры Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. И создавали свои общины и вероучения, не соответствующие апостольскому христианству. Так что нужно говорить не о разнице в догматах отдельных деноминаций, а об отступлении от истины, допущенном некоторыми сообществами. Считаю, что провозгласить единство христиан без возвращения отпавших к вере святых апостолов и Древней Церкви невозможно.
— Что представляют собой эти догматы и допустимо ли нарушать их ради объединения всех деноминаций?
— Речь идет не о разнице во второстепенных «частностях», как нам иногда говорят, а об отступлении от исповедания веры Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которое выражается и в вероучении различных деноминаций, и в их литургической практике, и даже во взглядах на христианскую нравственность, что наблюдается в последние десятилетия. Особенно это касается рукоположения открытых гомосексуалистов и благословения однополых браков. Полагаю, что отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью в том состоянии, в каком они сейчас находятся. Убежден, что единственным путем к объединению является путь покаяния и обновления, который, как мы надеемся и о чем мы молимся, могут избрать неправославные христиане.
— Каково Ваше отношение к Болгарской Православной Церкви и к Его Святейшеству Патриарху Максиму?
— Отношения Русской и Болгарской Православных Церквей издревле основывались на взаимной братской любви и уважении. Таковыми они являются и теперь. Представители наших Церквей часто встречаются на межправославных и межхристианских форумах и конференциях, осуществляется активный обмен студентами. Этот год для Болгарской Церкви был богатым на юбилейные даты, в праздновании которых, по приглашению Святейшего Патриарха Максима, принимали участие представительные делегации Русской Православной Церкви. В январе будущего года мы с радостью ожидаем Предстоятеля Болгарской Церкви в Москве, где состоится вручение ему премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». В Москве и Софии действуют Подворья, укрепляющие братские связи между нашими Церквами. Мы всегда вместе — и в радости и в печали. Такие теплые и дружественные отношения во многом являются заслугой Его Святейшества Патриарха Максима — мудрого пастыря и опытного иерарха, заслуженно пользующегося глубоким уважением в православном мире.
— Ваше мнение об отпавших от Церкви и о расколе в Болгарии?
— Всякое отделение от Церкви пагубно прежде всего для самих отпавших, ибо они таким образом лишают себя благодатных даров Святого Духа. Апостол учит, что есть люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа (Иуд. 1. 19). Так и церковный раскол в вашей стране был спровоцирован политическими силами, его причины не были духовными. По словам святителя Иоанна Златоуста, грех раскола не смывается даже мученической кровью, если учинившие его не очистятся покаянием. И мы с надеждой на милость Божию молимся о том, чтобы люди, которые еще продолжают пребывать в расколе, с покаянием возвратились в объятия Матери-Церкви. Дух гордости и раздора омрачает сердца, а благодатная радость посещает смиренных. Принцип отношения Православной Церкви к отпавшим от нее выражен еще в IV веке святителем Григорием Богословом, который сказал: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».
— Как бы Вы ответили на обвинение отпавших от Церкви, что Болгарской Православной Церковью командуют из России?
— Обвинения, которые Вы упомянули, совершенно беспочвенны. Болгарская Православная Церковь является автокефальной, то есть самостоятельной. Никто не может вмешиваться в ее внутренние дела. Если Болгарская Церковь попросит — ее поддерживают и ей помогают все Поместные Православные Церкви, в том числе и Русская. Так было, например, в 1998 году, когда Предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей, собравшиеся в Софии на Собор, осудили раскол, спровоцированный политическими силами.
— В каких границах допустимо влияние Церкви на политику?
— Современная система отношений Церкви и государства должна предполагать их конструктивный диалог и партнерство в интересах общества. Необходимо также взаимное уважение Церкви и власти, их невмешательство в дела друг друга, с учетом как особого канонического строя внутрицерковной жизни, так принципов построения современного государства.
Вместе с тем разделение религии и светской власти не следует понимать как вытеснение религиозного начала из народной жизни. Ныне Церковь и государство могут плодотворно трудиться сообща во многих сферах — например, предпринимать совместные проекты в области образования и воспитания подрастающего поколения, гасить и предупреждать различные конфликты, осуществлять совместное социальное служение.
Русская Православная Церковь не создает политических партий и не участвует в их деятельности. Однако это не значит, что мы не считаем возможным создание верующими-мирянами собственных политических объединений. Православные миряне могут входить в состав органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Конечно, их деятельность должна совершаться в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам. Это одна из форм миссии Церкви в обществе.
— Многие верующие в Болгарии спрашивают себя, будет ли канонизирован архиепископ Серафим (Соболев)?
— Прославление святых совершается по воле Божией, поэтому не в нашей власти определять «времена или сроки» (Деян. 1. 7). Нам известно почитание Владыки Серафима верующими, поэтому мы не исключаем в будущем возможности его канонизации. Однако соответствующая Синодальная комиссия вопрос о канонизации приснопамятного Владыки пока не рассматривала.
— Что бы Вы пожелали верующим в Болгарии на время Рождественского поста?
— Желаю верующему болгарскому народу помощи Божией для прохождения поприща поста, согласия и взаимопонимания, духовного мира и радости в эти дни ожидания Рождества Спасителя. Господь да благословит вашу страну и каждого из вас — миром, радостью и благополучием.