Русская линия
Седмицa.Ru24.12.2004 

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г.

ЖУРНАЛ N 75

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ
Об исполнении пункта 27 Определения Освященного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви.

ПОСТАНОВИЛИ:
Поручить Синодальной богословской комиссии и Отделу внешних церковных связей подготовить к летней сессии Священного Синода 2005 года проект документа, выражающего позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации, на базе соответствующих положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Считать полезными консультации со светскими специалистами и православными общественными организациями в ходе подготовки проекта данного документа.

ЖУРНАЛ N 76

СЛУШАЛИ:
Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о визите в Москву Святейшего Патриарха Сербского Павла и делегации Сербской Православной Церкви.

СПРАВКА:
14−16 ноября 2004 г. в Москве находилась делегация Сербской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом. Павлом. В ходе визита делегация Сербской Церкви имела встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, а также с представителями государственной власти Российской Федерации. Предстоятель Сербской Православной Церкви принял участие в благотворительном вечере «С Сербией вместе» и в открытии Первого Международного фестиваля православных СМИ «Вера и Слово». Святейший Патриарх Сербский Павел был награжден орденом Русской Православной Церкви святого князя Владимира, I степени.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Сообщение принять к сведению.

2. Считать весьма важным дальнейшее развитие и укрепление традиционных братских связей Русской и Сербской Православных Церквей на благо народов наших стран.

ЖУРНАЛ N 77

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
О ситуации на Украине.

ПОСТАНОВИЛИ:
Принять Обращение к пастырям и пастве православной Украины.

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Cвященного Синода Русской Православной Церкви к пастырям и пастве Православной Украины

Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы обращаемся к вам в трудный и судьбоносный момент истории Украины — момент, который может определить судьбу державы на годы, десятилетия, века. Обращаемся от имени ваших единоверных братьев и сестер из России, Беларуси, Молдовы, других стран, принадлежащих к единой православной традиции Святой Руси, рожденной в Киевской купели. Обращаемся в согласии с Предстоятелем канонической Украинской Православной Церкви — Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.

Крепко помните наставление святого апостола Павла: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5. 15−16). Сегодня один неверный шаг, сделанный под влиянием эмоций и страстей, может разрушить то, что созидалось веками — «единство духа в союзе мира» (Еф. 4. 3) братских славянских народов, скрепленных одной верой, одной судьбой, одной историей.

Пусть каждый государственный деятель помнит об ответственности перед Богом, народом и историей. Никакие политические, а тем более личные амбиции не стоят страданий людей. В случае необходимости мудрый и ответственный, политик должен пожертвовать частными интересами ради сохранения мира.

Православная Церковь со времен Киевской Руси выступала против вражды и междоусобиц. Вокруг Киева и его святынь происходило собирание наших земель, отсюда свет Православия распространялся среди восточнославянских народов. И сегодня Святая Церковь призывает прекратить конфронтацию и дать возможность всем здоровым силам сообща трудиться на благо державы.

Предостерегаем всякого, кто надеется силой нарушить сложившееся на Украине хрупкое равновесие национальных, политических, экономических отношений: вы ставите под угрозу будущее собственной страны. Как бы ни развивалась политическая ситуация, призываем православных верующих твердо следовать своему долгу: быть хранителями Святого Православия,
блюстителями богоустановленного церковного устройства, глашатаями правды Божией.

Мы знаем, что воля большинства граждан Украины стремится к широкому православному единству. Она не приемлет радикализма, вражды по отношению к России и другим сопредельным странам. Призываем вас определенно выразить эту волю такими средствами, которые помогут на деле преодолеть нынешний кризис.

Будьте воистину верными чадами Святой Православной Церкви. Помните о великих свершениях ваших предков, превозмогших многие смуты, нестроения, «нашествия иноплеменных и междоусобные брани». Не бойтесь и не страшитесь — свидетельствуйте о Христе и Его правде ясно и дерзновенно. «Будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира да будет с вами» (2 Кор. 13. 18).

ЖУРНАЛ N 78

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об участии делегации Русской Православной Церкви в торжествах по случаю празднования девяностолетия Святейшего Патриарха Болгарского и, митрополита Софийского Максима.

СПРАВКА:
27−30 октября 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси состоялся визит делегации Русской Православной Церкви во главе с преосвященным митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в Болгарию для участия в праздновании девяностолетия Святейшего Патриарха Болгарского и митрополита Софийского Максима. В торжествах также принимали участие многие представители Православных Церквей.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Возблагодарить Господа за состоявшееся братское общение.
3. Благодарить Святейшего Патриарха Болгарского Максима за оказанное гостеприимство делегации Русской Православной Церкви.
4. Считать весьма важным дальнейшее развитие и укрепление братских связей Русской и Болгарской Православных Церквей на благо народов наших стран.

ЖУРНАЛ N 79

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
О праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Возблагодарить Господа за всещедрую Его помощь в период Великой
Отечественной войны, а равно и в годы мира и даже до сего дня
явленную народу нашего Отечествам.
2. Утвердить план проведения Мероприятий в честь 60-летнего юбилея
победы в Великой Отечественной войне.

ЖУРНАЛ N 80

СЛУШАЛИ:
Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходивших Церковно-общественных форумах «Духовно-нравственные основы демографического развития России» в Москве (18−19 октября 2004 г.) и Нижнем Новгороде (14 декабря 2004 г.).

СПРАВКА:
18−19 октября 2004 г. в Храме Христа Спасителя, в Москве проходил церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России». Форум проходил под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при содействии Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе и Общественного объединения «Деловая Россия». Целями и задачами Форума были: Содействие формированию демографической политики государства, отвечающей современным социальным реалиям и историческому опыту России; содействие сохранению исторического наследия и создание в обществе атмосферы уважения к традиционным духовно-нравственным ценностям; обсуждение вопросов взаимодействия государства с религиозными организациями в социальной сфере, в деле возрождения духовно-нравственных традиций российской семьи; выработка системы воспитательных мер раннего предупреждения прерывания беременности, широкая пропаганда счастья материнства и ответственности отцовства, формирование в молодежной среде приоритета ценностей семейной жизни. В первый день после открытия Форума состоялось пленарное заседание, на второй день работа Форума проходила по четырем секциям: «Демографическая ситуация и государственная демографическая политика в Российской Федерации», «Духовно-нравственные основы демографического развития России», «Вопросы духовно-нравственного воспитания и образования»; «Общественное противодействие асоциальным явлениям в молодежной среде, содействие возрождению православных духовно-нравственных ценностей».
Конференция имела широкий общественный резонанс, выражением которого стало появление более 3576 публикаций и сообщений на тему прошедшего форума в церковной и светской прессе.
Продолжением проведенного в Москве форума стала конференция, посвященная проблемам демографии, проходившая 14 декабря 2004 года в Нижнем Новгороде, под названием «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Поволжский регион.»
В 2005 году планируется проведение подобных форумов в других регионах России.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Возблагодарить Господа за возможность проведения церковно-общественных форумов с участием представителей церковных, государственных и общественных деятелей, стремящихся к обсуждению демографической ситуации в России.
2. Считать полезным проведение подобных конференций на региональном уровне.
3. Выразить благодарность членам Организационных комитетов по проведению форумов, а также представителям государственной власти и общественных организаций, принявших участие в организации конференций.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ N 80

Обращение Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (18 -19 октября 2004 года, Москва, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя)

Участники форума выражают серьезную тревогу и озабоченность духовно-нравственным состоянием нашего общества. Россия переживает демографический кризис, выражающийся в катастрофическом сокращении численности населения. Ежегодно рождается россиян на один миллион меньше, чем умирает. По искусственному прерыванию беременности страна удерживает мировое первенство. Каждый второй брак заканчивается разводом.

Такая ситуация обусловлена не только экономическими, но прежде всего духовными причинами, связанными с отходом от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной, ценности человеческой жизни. Благополучие общества, его материальное богатство и экономическое процветание основывается на духовном, нравственном и культурном состоянии народа.

Следствием неблагоприятной демографической ситуации является угроза резкого сокращения численности трудоспособного населения, что наносит урон экономике, социальной стабильности, внутриполитическим процессам, обороноспособности и геополитической роли нашей страны.
В мировом сообществе Россия должна отстаивать свое право на проведение суверенной демографической политики, направленной на увеличение народонаселения, а основой этой политики должно стать возрождение духовно-нравственных традиций российской семьи, приоритетов ценности человеческой жизни и рождения детей.

Семья — это не только частное дело людей, вступающих в брак, но и одна из форм христианского служения Богу и Отечеству. Брак, строящийся на Богом данной любви, на взаимной поддержке друг друга супругами, которые самоотверженно воспитывают детей, является основой благополучия общества и государства.

Сегодня в нашем обществе в сознании людей насаждается потребительское мировоззрение, поощряются эгоистические устремления человека, попирается христианская мораль с ее жертвенностью и устремленностью к высшим идеалам. В основе этого мировоззрения лежит забвение Бога и поклонение низменным инстинктам, поэтому оно несет в себе не созидание, а разрушение человеческой души, происходит деградация личности, разрушение семейных и общественных устоев, самоуничтожение народа. Если убийство не рожденных детей признается нормой в обществе, то это свидетельствует о его нравственном падении. Такой народ навлекает на себя гнев Божий и обрекается на вырождение. Форум настоятельно обращается к власти с призывом прекратить государственное финансирование и запретить рекламу искусственного прерывания беременности. Форум выражает свое возмущение внедрением в
государственных учебных заведениях вместо «Основ православной культуры и этики» курса так называемого «полового воспитания».

Серьезным источником формирования личности являются средства массовой информации, видео- и компьютерная продукция. В современных условиях, когда общественное мнение во многом зависит от теле- и радиопередач, публикаций в газетах и журналах, неизмеримо возрастает ответственность СМИ перед обществом, их значение в деле создания в России атмосферы гражданской ответственности за процессы развития страны. Форум призывает государственную власть защитить общество от пропаганды порока, насилия, безнравственности, насаждаемых во многих средствах массовой информации.

Государственные и общественные деятели! В ваших руках духовно-нравственное и демографическое благополучие нации.

Пастыри! Вы оказываете непосредственное влияние на нравственное состояние общества. Своей проповедью, советом, а, главное, личным примером вы призваны укреплять духовные основы народной жизни.

Родители! Вы обязаны защитить и вырастить всех посланных от Бога детей. Тогда наш коренной народ будет заселять родную землю.

Дорогие соотечественницы! В вас загорается луч жизни. Не вы его зажигаете, и не вам его гасить. Грех без наказания Божия не бывает.

Врачи! От вас зависит здоровье и жизнь каждого человека. Найдите в себе гражданское мужество отказаться от убийства живого существа в утробе матери.

Педагоги! Воспитатели! Вам поручена высокая миссия служения Отечеству и своему народу. Каждый из вас реализует дело, более важное, чем любая концепция или программа, ибо вы созидаете жизнь человека. Чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на духовно-нравственных основах.

Форум обращается к каждому гражданину Отечества: от вас зависит будущее нашей Родины. Только объединив усилия, мы сможем построить процветающую Россию.

ЖУРНАЛ N 81

СЛУШАЛИ:
Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о предстоящем в 2005 году праздновании Дня славянской письменности и культуры в г. Ростов-на-Дону.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Благословить участие в Организационном комитете по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию в качестве сопредседателя, архиепископу Ростовскому и Новочеркассому Пантелеймону и архиепископу Верейскому Евгению, ректору Московских духовных Академии и Семинарии — в качестве членов.
2. Считать важным развитие в епархиях Русской Православной Церкви празднования Дня славянской письменности и культуры в сотрудничестве с органами народного образования и культуры, что должно служить духовному и культурному возрождению народов нашего Отечества.

ЖУРНАЛ N 82

СЛУШАЛИ:
Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проведении Первого международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» в связи с 60-летием Журнала Московской Патриархии и 15-летием газеты «Церковный вестник».

СПРАВКА:
16−18 ноября 2004 года в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялся Первый фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Решение о проведении Фестиваля было принято на заседании Священного Синода 26 декабря 2003 года. Возглавил оргкомитет митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской патриархии. На открытии фестиваля присутствовали Святейший Патриарх Сербский Павел, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов, министр регионального развития РФ В.А. Яковлев, председатели синодальных отделов, архиереи, губернаторы, представители Государственной Думы и Совета Федерации, представители Поместных Православных Церквей, руководители общественных организаций и ведущих российских СМИ. В Фестивале принимали участие более 400 делегатов из 60 епархий Русской Православной Церкви и более 500 гостей. В рамках Фестиваля состоялись выставка православных СМИ и творческий конкурс «Вера и слово». Участники фестиваля обсудили цели и задачи информационной деятельности Церкви, критерии качества православной журналистики и проблемы повышения профессионального уровня церковных журналистов, также состоялся обмен опытом в области сотрудничества со светскими СМИ и эффективного использования современных коммуникационных технологий. В первый день Фестиваля в перерыве работы пленарного заседания состоялось знаменательное событие — передача Русской Православной Церкви министром обороны Испании Хосе Боно креста с главного купола собора Святой Софии в Новгороде, вывезенного из России в 1942 году. В церемонии принимали участие секретарь Совета безопасности РФ И.С. Иванов и министр обороны РФ СБ. Иванов. Второй день работы Фестиваля проходил по секциям, семинарам и «круглым столам» в Центральном Доме Журналиста. В третий день в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось заключительное пленарное заседание Фестиваля, на котором был принят итоговый документ. Завершился фестиваль молебном в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к участникам фестиваля со словом, в котором подвел итого прошедшего форума. Фестиваль имел широкий резонанс в прессе, ему было посвящено более 5267 публикаций.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Возблагодарить Господа за Его милость, явленную в продолжающемся свидетельстве о Святом Православии и церковной жизни в ведущих официальных изданиях Русской Православной Церкви — Журнале Московской Патриархии и газете «Церковный вестник.
2. С удовлетворением отметить развитие православных СМИ на епархиальном, монастырском и приходском уровне.
3. Благодарить за участие в торжествах Святейшего Патриарха Сербского Павла, членов делегаций Поместных Православных Церквей, представителей разных ветвей и уровней российской государственной власти, архипастырей, клириков, монашествующих и мирян.
4. Выразить признательность за труды по подготовке и проведению фестиваля Организационному комитету, а также полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко и его аппарату, министру культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколову и сотрудникам министерства, Правительству Москвы, председателю Издательского Совета протоиерею Владимиру Силовьеву и сотрудникам редакции.
5. Одобрить результаты работы Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» и считать важным всемерное развитие церковной проповеди в средствах массовой информации как одной из главных форм миссионерского служения Церкви в современном мире.

ЖУРНАЛ N83

СЛУШАЛИ:
Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о предстоящем в 2005 году праздновании 300-летия Православия на Камчатке.

СПРАВКА:
В XVIII в. началась миссия на Камчатке, которая была присоединена к России в конце XVII в. (1697−1700 гг.). В 1705 году по благословению митрополита Тобольского Филофея на полуостров пребыла первая группа миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом. В 1742 году дело православной миссии продолжил прибывший по благословению Святейшего Синода из Московской Духовной Академии архимандрит Иоасаф (Хотунцевский). О. Иоасаф много сил и энергии отдал миссионерским трудам: объездил всю территорию миссии, открыл школы для обучения русскому языку и основам веры, провел перепись населения (согласно его подсчетам, население Камчатки составляло тогда 11 500 человек), крестил более 4 500 человек.
Наибольшего рассвета миссионерская деятельность достигла при святителе Иннокентии (Вениаминове) — первом епископе Камчатском, Алеутском и Курильском — выдающемся миссионере, просветителе и подвижнике благочестия XIX столетия.
Значительный вклад в дело православной миссии на Камчатке внес епископ Нестор (Анисимов), инициировавший учреждение в 1916 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Петропавловской и Камчатской епархии. Новый этап становления церковной жизни в Петропавловской и Камчатской епархии наступил с назначением правящим архиереем Преосвященнейшего епископа Игнатия (Пологрудова).
В настоящее время на Камчатке действуют 26 православных общин, 18 храмов и молитвенных домов, 5 часовен, в епархии служат 18 священников и 2 диакона.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Возблагодарить Господа за великую милость, явленную народам Сибири и Дальнего Востока через просвещение Светом Христовой Истины.
2. В период с января по октябрь 2005 года провести общецерковные торжества, посвященные юбилею.
3. Для подготовки и проведения празднований 300-летия Православия на Камчатке образовать комиссию в составе:
1) Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии — председатель;
2) Архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи;
3) Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, Председатель Миссионерского отдела;
4) Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета;
5) Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий;
6) Епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии;
7) Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Московского Данилова монастыря;
8) Протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии;
9) Протоиерей Сергий Киселев, сотрудник Московской Патриархии;
10) Игумен Иоасаф (Полуянов), сотрудник Московской Патриархии;
11) Пархаев Е.А., директор ХПП «Софрино»;
12) Кравец С.Л., руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия».

ЖУРНАЛ N84

СЛУШАЛИ:
Cообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о необходимости организации празднования 625-летия Куликовской битвы.

СПРАВКА:
Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 3 ноября 2004 года N 5983 был создан «Организационный комитет по подготовке празднования 625-летия Куликовского сражения», под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии. 20 декабря 2004 года состоялось первое заседание оргкомитета, на котором была принята предварительная программа юбилейных мероприятий.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Одобрить деятельность «Организационного комитета по подготовке празднования 625-летия Куликовского сражения», под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии.
2. Утвердить разработанный проект программы празднования 625-летия Куликовского сражения.
3. Определить период проведения праздничных мероприятий с 18 июля по 8 октября 2005 года.

ЖУРНАЛ N 85

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

СПРАВКА:
Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия.
2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена
подвижников, материалы о которых представлены:

от Московской епархии:
протоиерея Георгия (Извекова; 1874 — 27 ноября 1937),
протоиерея Николая (Сафонова; 1900 — 15 декабря 1937),
иеромонаха Валентина (Лукьянова; 1875 — 1 июня 1940),
священника Николая (Гаварина; 1870 — 24 апреля 1938),
священника Алексия (Скворцова; 1875 — 4 июля 1938),
монахини Мстиславы (Фокиной; 1895 — 10 марта 1938),
Иоанна (Колесникова; 1877 — 17 апреля 1943);

от Тамбовской епархии:
священника Михаила (Богородицкого; 1872 — 7 декабря 1937).

3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.

ЖУРНАЛ N 86

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря Можайского района Московской области игумений Таисии (Исаевой) с просьбой об освобождении её от занимаемой должности по состоянию здоровья и представлении о назначении игумении Рахили (Райш) настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря, а монахини Серафимы (Шумейко) — настоятельницей Колоцкого Успенского монастыря.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Игумению Таисию (Исаеву) освободить от должности настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря.
2. Назначить игумению Рахиль (Райш) настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря, освободив её от обязанностей настоятельницы Колоцкого Успенского монастыря.
3. Монахиню Серафиму (Шумейко) назначить настоятельницей Колоцкого Успенского монастыря.

ЖУРНАЛ N 87

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
O порядке назначения Священным Синодом лиц на различные церковные должности.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. При назначении заместителей руководителей Синодальных учреждений в Священный Синод представляется рапорт руководителя Синодального учреждения, автобиография назначаемого на должность и его послужной список.
2. При назначении ректоров Духовных академий и семинарий в Священный Синод представляется рапорт Епархиального Архиерея, согласованный с Учебным комитетом, автобиографии кандидатов на указанные должности и их послужные списки.
3. При направлении священнослужителей для ответственного послушания заграницей в Священный Синод представляется рапорт от рекомендовавшего данного священнослужителя для прохождения пастырского служения за границей, автобиография кандидата и его послужной список.
4. При утверждении настоятелей и наместников мужских монастырей в Священный Синод представляется рапорт и рекомендация от Епархиального Архиерея, автобиография и послужной список лица назначаемого на указанную должность.
3. При утверждении настоятельниц женских монастырей в Священный Синод представляются их автобиографии, а также рапорт и рекомендация от Епархиального Архиерея.

ЖУРНАЛ N 88

СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного Софрония, архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого следующего содержания:

«Ваше Святейшество! Святейший Владыко! Божией милостью в нашей епархии при поддержке губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева совершаются многие труды во славу Русской Православной Церкви, но, к сожалению, немощь телесная и физические недуги иногда отвлекают меня от дел.
Поэтому смиреннейше обращаюсь к Вашему Святейшеству с просьбой определить в помощь мне викарного епископа. Полагаю, что викарный епископ с кафедрой в г. Прокопьевске мог бы взять на себя обязанности ректора Кирилло-Мефодиевского Духовного Училища в г. Новокузнецке, которому в 2005 году планируется нами придать статус семинарии. Для этого мы проводим большую реконструкцию в здании, где располагаются Духовное Училище и необходимые согласования со всеми городскими службами.
Кроме того, викарному архиерею в епархиальном управлении будет предоставлен кабинет для работы в помощь правящему архиерею.
Кандидатом в правящие архиереи мы предлагаем благочинного Сретенского монастыря, проектора по учебной работе Сретенской Духовной Семинарии игумена Амвросия (Ермакова). С ним мы вели на эту тему личную беседу и получили от него согласие.
Добрую характеристику на игумена Амвросия (Ермакова) мы получили от архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Московского Сретенского монастыря.
Игумен Амвросий (Ермаков) человек деятельный и известен нам как талантливый администратор. Отец Амвросий может быть видным и авторитетным архиереем Русской Православной церкви.
Если с Вашей стороны, Ваше Святейшество, и со стороны Священного Синода не последует возражений по этому вопросу, то смиреннейше прошу Вас удовлетворить мою просьбу. В надежде, что о. Амвросий оправдает доверие Вашего Святейшества, народа Божия и нашего любимого Отечества».

После обсуждения и беседы с игуменом Амвросием, в которых приняли участие члены Священного Синода,
ПОСТАНОВИЛИ:
Епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии, быть благочинному Сретенского монастыря, проектору по учебной работе Сретенской Духовной Семинарии игумену Амвросию (Ермакову). По возведении в сан архимандрита, наречение и хиротонию игумена Амвросия во епископский сан совершить в городе Москве. О чем и послать соответствующие Указы.

ЖУРНАЛ N 89

СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного Варнавы, митрополита Чебоксарского и Чувашского следующего содержания:

«Ваше Святейшество! Святейший Владыко! За последние годы, в связи с увеличением в Чебоксарско-Чувашской епархии действующих храмов от 35 до 217 (15 готовятся к освящению), открытием 7 монастырей, Духовного училища, возросла физическая и духовная нагрузка, лежащая на правящем архиерее. Прием посетителей ведется ежедневно: иногда приходится вести с 10 до позднего вечера.
Все это заставляет меня обратиться к Вашему Святейшеству с просьбой о назначении мне в помощники викарного епископа. Таким помощником мог бы стать наместник Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Савватий (Антонов).
Настоящим представляю Вашему Святейшеству как кандидата в викарного епископа с титулом Алатырский архимандрита Савватия (Антонова)».

После обсуждения и беседы с архимандритом Савватием, в которых приняли участие члены Священного Синода,
ПОСТАНОВИЛИ:
Епископом Алатырским, викарием Чебоксарской епархии, быть наместнику Свято-Троицкого мужского монастыря архимандриту Савватию (Антонову). Наречение и хиротонию архимандрита Савватия во епископский сан совершить в городе Москве. О чем и послать соответствующие Указы.

ЖУРНАЛ N 90

СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского, следующего содержания:

«Ваше Святейшество! Почтительно представляю на Ваше благостное Первосвятительское рассмотрение кандидатуру игумена Тихона (Лобковского) для выдвижения его на епископское служение в качестве викария Екатеринодарской епархии. Мое обращение к Вам связано с возросшим в последние годы количеством приходов, на сегодняшний день их 354. Следует отметить, что удаленность некоторых районов от епархиального центра-города Екатеринодара (Краснодара), таких городов как Сочи, Ейск, районных центров Мостовский и Отрадненский составляет около трехсот километров. В указанных районах края достаточное количество приходов, и проживающего населения, и не хотелось бы оставить столь обширную паству без достойного архипастырского окормления. В настоящее время возросла необходимость более пристальное внимание уделять просветительской и катехизаторской работе. Считаю, что викарий Екатеринодарской епархии, если на то будет благосклонная воля Святейшего Владыки, сумеет уделять большее внимание Кубанской пастве, занимаясь просветительской и катехизаторской деятельностью.
Игумен Тихон (Лобковский) уроженец станицы Брюховецкой Краснодарского края, рукоположен мною в священный сан в 1989 году в декабре этого же года мною был совершен над ним монашеский постриг с именем Тихон в честь Святителя Тихона Патриарха Всероссийского. За время своего служения на различных приходах Екатеринодарской епархии, находясь под моим бдительным наблюдением, зарекомендовал себя исключительно положительно. Усердный, ревностный священнослужитель и проповедник, всегда умеющий найти слово утешения и поддержки для нуждающихся в нем. К послушаниям, возложенным на него относится ответственно и серьезно. В настоящее время игумен Тихон является ключарем Свято-Екатерининского кафедрального собора г. Екатеринодара, а также по моим поручениям занимаясь общественной деятельностью достойно справляясь с возложенными обязанностями.
Считаю возможным рекомендовать его на епископское служение в качестве викария Екатеринодарской епархии.
Именоваться викарию Екатеринодарской епархии покорно предлагаю, как епископ Ейский, дабы восстановить историческую справедливость, так как в дореволюционное время преосвященные викарии Кубанской епархии именовались указанным титулом».

После обсуждения и беседы с игуменом Тихоном, в которых приняли участие члены Священного Синода,
ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Ейским, викарием Екатеринодарской епархии, быть ключарю Свято-Екатерининского кафедрального собора г. Екатеринодара игумену Тихону (Лобковскому). По возведении в сан архимандрита, наречение и хиротонию игумена Тихона во епископский сан совершить в городе Москве. О чем и послать соответствующие указы.

ЖУРНАЛ N 91

СЛУШАЛИ:
Рапорт митрополита Минского и Слуцкого Филарета о необходимости образования на территории Могилевской области второй епархии.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Образовать Бобруйскую епархию, выделив ее из состава Могилевской епархии, с последующим утверждением на Архиерейском Соборе;
2. Преосвященным Бобруйским иметь титул Бобруйский и Осиповичский;
3. Епископом Бобруйским и Осиповичским назначить Преосвященного Петра, епископа Туровского и Мозырского;
4. Епископом Туровским и Мозырским быть архимандриту Стефану (Нещерет), клирику Гомельской епархии.
5. Наречение и хиротонию архимандрита Стефана (Нещерет) во епископа совершить в Минске,
о чем послать соответствующие Указы.

ЖУРНАЛ N 92

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении русской православной общины во имя Архистратига Михаила в городе Альтеа, Испания, о признании данного прихода относящимся к Московскому Патриархату.

СПРАВКА:
Православная община во имя Архангела Михаила в городе Альтеа (провинция Аликанте, Испания) образована чадами Русской Православной Церкви, выходцами из России, Украины, Белоруссии и Молдовы в 1997 году и окормлялась клириками Парижской Архиепископии. В 2000 году по приглашению своих духовных чад, в Испанию переехал протоиерей Владимир Коряк, который, находясь под запрещением в священнослужении, а после снятия запрещения оставаясь заштатным клириком Ростовской епархии Московского Патриархата, стал духовно окормлять приход и занялся строительством храма. Община, зарегистрированная местными властями как относящаяся к Московскому Патриархату, получила землю и возводит храм в стиле русского деревянного зодчества, проект которого утвержден архитектурным управлением города. 18 июля 2004 года общим собранием прихода было принято единогласное решение об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Священному Синоду Русской Православной Церкви с прошением о признании данного прихода относящимся к Московскому Патриархату.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Признать приход во имя Архангела Михаила в городе Альтеа (провинция Аликанте), Испания, относящимся к Московскому Патриархату, включив его в состав Корсунской епархии Русской Православной Церкви.
Протоиерея Владимира Коряка, заштатного клирика Ростовской епархии, направить в распоряжение Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия для назначения его настоятелем Михаило-Архангельского прихода в городе Альтеа.

ЖУРНАЛ N 93

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о взаимоотношениях с Экзархатом русских православных приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат).

СПРАВКА:
В 1931 году вследствие политических обстоятельств того времени западноевропейские русские приходы, возглавлявшиеся Преосвященным митрополитом Евлогием, были без отпускных грамот со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, причем из них была составлена временная экзархия. В грамоте Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия II от 17 февраля 1931 г. особо подчеркивался временный характер этого «канонического урегулирования церковного положения русских православных приходов в Европе». В письме Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия к Патриарху Фотию от 8 июня 1931 г. и ряде последующих писем данное деяние было признано канонически неосновательным и незаконным. В ответном письме от 25 июня 1931 года Святейший Патриарх Фотий заверял, что дела русских приходов «останутся в нынешнем временном положении до тех пор, пока, с помощью Божией, в свое время воссоздастся единство и единое представительство Святой Сестры Российской Церкви», причем выражал пожелание «ускорить созыв общего Всероссийского Собора, который представительствовал бы собою все Тело Поместной Святой Церкви».
Преосвященный митрополит Евлогий после этого временного и, как он считал, вынужденного прекращения канонического подчинения Русской Православной Церкви, в своих посланиях заявлял:
«Новый порядок управления церквами имеет временный характер. Когда восстановится общепризнанная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению… Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви. Мы продолжаем благоговейно чтить и горячо любить ее, нашу великую Страдалицу, Церковь исповедников и мучеников, и не прекращаем с нею нашего единения. На Ее будущий свободный суд мы обязуемся в свое время
представить все свои деяния за весь период нашего невольного внешнего разобщения… Итак, это не разрыв с Русской Церковью: это лишь временный перерыв официальных административных сношений с Митрополитом Сергием, вызванный известными обстоятельствами современной жизни» (Послание к пастве от 25 февраля 1931 г.).
В обращении митрополита Евлогия к духовенству от 31 октября 1931 г. о верности «родной Русской Церкви» говорилось: «Мы… верны и преданы ей и, с Божией помощью, пребудем верны ей до смерти; сохраняя эту верность, мы неизменно пребываем и до конца пребудем в ее спасительном лоне».
29 августа 1945 года Преосвященный митрополит Евлогий и его викарии обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с прошением «покрыв любовью наше разобщение с Матерью Русскою Церковию, принять нас с нашими приходами под Вашу отеческую руку в каноническое объединение со всею Русскою Православною Церковью». Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 сентября 1945 года данное прошение было удовлетворено, как и ходатайство Преосвященного митрополита Евлогия о сохранении Западноевропейского экзархата в его существующих границах. Об этом решении как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (в телеграмме от 4 ноября 1945 г.), так и митрополит Евлогий письменно уведомили Святейшего Патриарха Константинопольского Вениамина. Возражений со стороны Его Святейшества не последовало.
Однако по смерти Преосвященного митрополита Евлогия (18 августа 1946 года) собрание Экзархата в октябре 1946 г. в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР, постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией. Данное прошение было удовлетворено 6 марта 1947 г. Святейшим Патриархом Константинопольским Максимом.
Действие юрисдикции Константинопольской Церкви вновь было прекращено последней, когда Святейший Патриарх Константинопольский Афинагор грамотой от 22 ноября 1965 г. напомнил, что «Экзархат русских православных приходов Западной Европы, учрежденный в условиях того времени и среди волнений, происшедших из-за разногласий в лоне зарубежной русской иерархии, носил, как полагается, печать временности, и следовательно, он должен был существовать пока существовали условия и нужды, потребовавшие его учреждения». Поскольку теперь Русская Церковь, «избавившись от разделений и организовавшись внутренне, приобрела и внешнюю свободу», то решением Священного Синода Константинопольского Патриархата упразднен временный Экзархат западноевропейских русских православных приходов.
По мотивам в основном политического порядка предложение Патриарха Афинагора о возвращении в лоно Матери-Церкви не было исполнено руководством Экзархата, совет которого 30 декабря 1965 г. провозгласил «бывший Временный экзархат Вселенского Престола православных русских церквей в Западной Европе независимой и самостоятельной Архиепископией Православной Церкви Франции и Западной Европы», которая в феврале 1966 г. была переименована в «Православную архиепископию Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния».
22 января 1971 г. решением Святейшего Патриарха Афинагора и Священного Синода Константинопольского Патриархата упраздненный Экзархат был восстановлен в форме «Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе» в составе Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе и подчинен митрополиту Еалльскому, чтобы, как говорилось в Синодальной грамоте, русские приходы в Западной Европе «не были совершенно лишены высшего церковного надзора и связи с административной системой Церкви». Правомочность этого действия не была признана Священноначалием Русской Православной Церкви, о чем было сказано в послании Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена к Патриарху Афинагору от 31 мая 1971 г.
19 июня 1999 г. Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей издал «Патриарший и Синодальный Томос о восстановлении Патриаршего экзархата в Западной Европе», подчинив воссозданный экзархат Константинопольскому Патриаршему Престолу, с тем, что «организовывая церковную жизнь в Западной Европе, архиепископ — Патриарший экзарх согласуется с митрополитом Еалльским». Данное решение также было опротестовано Священноначалием Московского Патриархата.
В условиях свободы, обретенной Церковью в Отечестве, открылись новые возможности для ее активного общения и диалога с русской церковной диаспорой. В 1995 г. архиепископ Евкарпийский Сергий впервые посетил Москву с официальным визитом в качестве правящего иерарха Архиепископии православных русских приходов в Западной Европе и сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 года выразил удовлетворение «в связи с восстановлением добрых взаимоотношений между Московским Патриархатом и русскими западноевропейскими приходами Константинопольского Патриархата». Преосвященный архиепископ Сергий был гостем Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г., приняв участие в освящении Храма Христа Спасителя и прославлении Новомучеников и исповедников российских. Велись консультации по поводу будущего Архиепископии, которое как Преосвященным архиепископом Сергием (+22 января 2003 г.), так и значительной частью ее клира и мирян виделось в восстановлении канонической связи с Московским Патриархатом при сохранении сложившихся за долгие годы форм самоуправления. С учетом результатов этих собеседований, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился 1 апреля 2003 г. с посланием к архипастырям, окормляющим русское церковное рассеяние, а также ко всем православным приходам русской традиции в странах Западной Европы. В Патриаршем послании содержался призыв к восстановлению церковного единства русской диаспоры путем создания самоуправляемого Митрополичьего округа как основания грядущего устроения многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе.
7 мая 2003 г. Священный Синод Русской Православной Церкви определил: «Одобрить заключающиеся в письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 1 апреля сего года предложения, направленные на воссоединение различных частей русской церковной диаспоры в странах Западной Европы».
9 апреля 2003 г. временно управлявший Экзархатом Преосвященный епископ Команский Гавриил обратился с посланием к пастве, в котором предложил внимательно изучить инициативу Святейшего Патриарха Алексия после выборов нового экзарха. Однако после избрания Преосвященного Гавриила на должность экзарха Священным Синодом Константинопольского Патриархата открытая дискуссия в Экзархате по поводу Патриаршего предложения откладывалась, что стало одной из причин учреждения в 2004 году инициированного представителями русского церковного рассеяния Движения за Поместное Православие русской традиции в Западной Европе. Учредители Движения выступили с заявлением, в котором говорилось: «Многие из нас считают, что после того призыва, с которым к нам обратился Первоиерарх Русской Церкви, Его Святейшество Алексий II, настало время приложить максимум усилий, чтобы перейти к новому церковному устроению, более соответствующему основам нашей веры». Проведенные Движением «круглые столы» показали, что такой образ мыслей действительно поддерживается многими верующими, которым дорога русская церковная традиция. Тем временем в Москву стали поступать устные и письменные обращения клириков и мирян, которые выражали сожаление и обеспокоенность в связи с позицией руководства Экзархата, которая, по их мнению, не только не способствует сближению с Русской Православной Церковью, но и проявляется в недоброжелательном отношении к тем, кто такого сближения желает.
На состоявшемся 17 ноября 2004 года заседании Совета Архиепископии православных русских приходов в Западной Европе были приняты основные тезисы обращения к клирикам и мирянам Архиепископии. Позднее, 9 декабря 2004 г., заявление от имени Совета Архиепископии было подписано и затем размещено в средствах массовой информации. Данное заявление может рассматриваться как официальный ответ на представленные ранее предложения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия И.
Наряду с утверждениями, что авторы заявления хотят оставаться верными русской православной традиции, «беречь и крепить всегда хранимые в сердцах верующих особые связи любви, уважения и сотрудничества со Святой Церковью Российской», а также положительной оценкой того факта, что «Его Святейшество Патриарх Московский Алексий II осознает всю серьезность проблемы канонической организации православия в странах Западной Европы» и призывом к возобновлению всеправославного предсоборного процесса, в рамках которого проблема западноевропейской православной диаспоры должна быть решена, в заявлении говорится, что послание Его Святейшества от 1 апреля 2003 года, «в котором поставлен вопрос о том, каким путем можно достичь создания единой местной Церкви в наших странах», сильно потревожило жизнь Архиепископии. В заявлении содержатся заверения, что Преосвященный архиепископ Гавриил «готов начать диалог о будущем Архиепископии и о ее связях с Московским Патриархатом». Однако далее недвусмысленно сказано, что авторы заявления считают «неприемлемыми предложения, выдвигаемые Московской Патриархией». Более того, члены совета Архиепископии утверждают, что их «отцы и учители в вере» отвергали «всякую возможность возврата в Московский Патриархат». При этом заявление совершенно умалчивает о том, что выход русских православных приходов в Западной Европе из юрисдикции Русской Православной Церкви изначально мыслился и Священноначалием Константинопольского Патриархата, и непосредственным духовным начальством данных приходов лишь как временная мера, вынужденная политическими обстоятельствами.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Вновь подтверждая приверженность Русской Православной Церкви тому видению путей устроения церковной жизни русского рассеяния в странах Западной Европы, которое было изложено в Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года, выразить сожаление в связи с «Заявлением Епархиального совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе» от 9 марта 2004 года, свидетельствующего о фактическом отказе нынешнего руководства Экзархата от духовного наследия Преосвященного митрополита Евлогия и иных деятелей русской церковной эмиграции в Западной Европе, почитавших себя чадами Матери Русской Церкви, не прекращавших своего единения с нею и прервавших свое пребывание в канонической юрисдикции Патриархата лишь временно и в связи с известными политическими обстоятельствами.
Особенно печально, что такое заявление сделано в то самое время, когда многие тысячи православных верующих из России, Белоруссии, Украины, Молдовы и других стран, являющихся чадами Русской Православной Церкви и не желающих прерывать общения с нею, оказались в Западной Европе и хотели бы устроить свою церковную жизнь, пользоваться пастырским руководством. Засвидетельствовать, что Русская Православная Церковь не откажется от своей паствы, пребывающей за пределами Отечества, и от той ответственности, которую Господь возложил на Московский Патриархат в деле духовного окормления этой части народа Божия.
2. Выразить озабоченность в связи с теми необоснованными порицаниями, которые, согласно поступающим сообщениям, звучат со стороны руководства «Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе» в адрес тех клириков и мирян, которые желали бы возвращения к более тесным отношениям с Матерью — Русской Православной Церковью.
3. Признать необоснованными и недействительными канонические прещения, налагаемые на клириков лишь за открыто исповедуемое ими желание следовать линии Преосвященного митрополита Евлогия, заявлявшего о своем намерении вернуться в юрисдикцию Русской Православной Церкви, как только восстановятся нормальные условия ее жизни, и делом подтвердившего истинность своих слов.

ЖУРНАЛ N 94

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о прошедшем совместном заседании комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом.

СПРАВКА:
С 17 по 19 ноября 2004 года в Москве состоялась третья совместная встреча комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Комиссии подготовили проекты документов и согласовали последовательность дальнейших шагов. Очередное совместное заседание планируется провести весной 2005 года.

ПОСТАНОВИЛИ:
Доклад принять к сведению.

ЖУРНАЛ N95

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о приходах Русской Православной Церкви за рубежом.

ПОСТАНОВИЛИ:

I. Венская и Австрийская епархия:
Утвердить в составе Венско-Австрийской епархии новообразованный приход во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских в г. Линце, Австрия.

II. Бельгия, г. Брюссель:
Иеромонаха Александра (Синякова), сотрудника Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях назначить клириком Свято-Троицкого патриаршего подворья в г. Брюсселе, Бельгия.

III. Египет, Каир:
Протоиерея Димитрия Нецветаева освободить от должности настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Александрии, согласно прошению, и направить в распоряжение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия.
Игумена Леонида (Горбачева) освободить от должности члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначить настоятелем Подворья Русской Православной Церкви в Александрии и храма Дмитрия Солунского в Каире, Представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки.

IV. Израиль, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме:
Игумена Тихона (Зайцева), преподавателя Московской Духовной Семинарии, назначить членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

V. Исландия, Рейкьявик:
Священника Тимофея Золотуского, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата назначить настоятелем Николаевского прихода в г. Рейкьявике, Исландия.

VI. Корсунская епархия:
Священника Филиппа Парфенова, в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Корсунской епархии и направить в распоряжение Преосвященного епископа Читинского и Забайкальского Евстафия.

VII. Норвегия:
Принять новообразованный Богоявленский приход в г Бергене, Норвегия, в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Пастырское окормление новообразованного прихода в г. Бергене поручить священнику Михаилу Селявкину, настоятелю прихода св. мч. Ирины в г. Ставангере, Норвегия.

VIII. Швеция:
Учредить Благочиние приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Швеции.
Включить в состав новоучрежденного Благочиния приходы Московского Патриархата в гг. Стокгольме, Гетеборге, Упсале, Умео и Вестеросе.
Временно исполняющим обязанности Благочинного приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Швеции назначить протоиерея Виктора Лютика, Представителя Русской Православной Церкви в Финляндии.

ЖУРНАЛ N 96

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегаций Русской Православной Церкви в погребении трагически погибшего Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII и интронизации нового Предстоятеля Александрийской Православной Церкви — Блаженнейшего Патриарха Феодора II.

СПРАВКА:
11 сентября 2004 года по пути на Святую Гору Афон в результате авиакатастрофы трагически скончался Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII. Вместе с Патриархом погибли все сопровождавшие его лица, в том числе иерархи Александрийской Православной Церкви.
15 сентября в Свято-Георгиевском монастыре Каира состоялись отпевание и погребение Блаженнейшего Патриарха Петра, в которых приняла участие официальная делегация Русской Православной Церкви в составе Преосвященных митрополита Волгоградского и Камышинского Германа и епископа Егорьевского Марка, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Делегация доставила в Александрийскую Патриархию послание соболезнования, направленное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Священному Синоду Александрийской Православной Церкви.
24 октября 2004 года в Благовещенском Патриаршем кафедральном соборе города Александрии (Египет) состоялась интронизация нового Предстоятеля Александрийской Православной Церкви Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки Феодора II. В торжествах интронизации приняла участие делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином. В состав делегации вошли также секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов и сотрудник ОВЦС МП С.Н.Говорун. 25 октября 2004 года члены делегации были с любовью приняты Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II в его Патриаршей резиденции в монастыре святого Саввы (Александрия).

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Вознести моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII.
3. Отметить участие делегаций Русской Православной Церкви в погребении почившего Блаженнейшего Патриарха Петра и торжествах по случаю интронизации его преемника на Александрийском Патриаршем престоле Блаженнейшего Патриарха Феодора.
4. Выразить надежду на то, что традиционные дружественные связи взаимообщения, соединяющие Александрийскую и Русскую Православные Церкви, будут и далее развиваться и укрепляться во благо обеих Церквей и всего Православного мира.

ЖУРНАЛ N 97

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного Архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о подготовленных комиссией:
1) Службе общей преподобномученице Российстей XX века единей;
2) Акафисте и молитве святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому.

СПРАВКА:
Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 г. (Журнал N 7) Синодальной Богослужебной комиссии поручено составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века общие службы по чинам святости по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей. На заседании Священного Синода 26 декабря 2003 г. была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению Служба общая священномученику Российскому XX века единому.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Представленные богослужебные тексты: Службу общую преподобномученице Российстей XX века единей; Акафист и молитву святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому — утвердить.
2. Рекомендовать утвержденные Службу и Акафист к общецерковному богослужебному употреблению и направить их в Издательский Совет Русской Православной Церкви для издания.

ЖУРНАЛ N 98

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Смоленского Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о торжествах в Болгарии.

СПРАВКА:
14 ноября 2004 года состоялись праздничные торжества по случаю 90-летия со дня освящения Свято Николаевского храма при Подворье Русской Православной Церкви в Софии. От Русской Православной Церкви, а торжествах участвовал Преосвященный епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
22−23 ноября 2004 года в Софии состоялось празднование 80-летия освящения Патриаршего кафедрального ставропигиалъного храма-памятника святого Александра Невского, построенного в память о русских воинах, погибших за освобождение Болгарии во время русско-турецкой войны. Русскую Православную Церковь на праздничных торжествах представлял Преосвященный митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Выразить удовлетворение теплыми и дружественными отношениями между Русской и Болгарской Православными Церквами, вновь засвидетельствованными в ходе состоявшихся визитов.
Благодарить Преосвященного Валентина, митрополита Оренбургского и Бузулукского, и Преосвященного Феофана, епископа Ставропольского и Владикавказского, за понесенные труды.

ЖУРНАЛ N 99

СЛУШАЛИ:
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о богословском собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии («Бад-Урах IV»), которое состоится с 16 по 23 апреля 2005 года в Москве по темам:
1. «Вызовы нашего времени и понимание христианских ценностей в протестантских церквах в Германии и в Русской Православной Церкви».
2. «Вторая мировая война и мир после нее».

ПОСТАНОВИЛИ:
Для участия в очередном богословском собеседовании с представителями Евангелической Церкви в Германии назначить делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе:
1. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман — глава делегации.
2. Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП.
3. Протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии.
4. Священник Игорь Выжанов, и.о. секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям.
5. Священник Владимир Шмалий, проректор Московской Духовной академии, секретарь Синодальной богословской комиссии, консультант ОВЦС МП.
6. Диакон Александр Васютин, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским отношениям.
7. А.И.Осипов, профессор Московской Духовной академии.
8. В.В. Лебедев, главный редактор журнала «Православная беседа», председатель Союза православных граждан.
9. А.И. Кырлежев, научный консультант Синодальной богословской комиссии.
10. Е.С. Сперанская, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским отношениям.

ЖУРНАЛ N 100

СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся с 16 по 19 октября 2004 года визите в Венгерскую Республику.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Выразить удовлетворение результатами визита Преосвященного митрополита Кирилла в Венгрию.
2. Считать полезными состоявшиеся встречи и беседы Преосвященного митрополита Кирилла с Президентом Венгерской Республики Ф. Мадлом, Председателем Парламента Венгерской Республики г-жой Каталин Сили, вице-премьером Правительства Венгерской республики, министром канцелярии премьер-министра П. Кишем, Примасом Римско-Католической Церкви Венгрии архиепископом Эстергомским и Будапештским кардиналом Петером Эрдё, генеральным секретарем Экуменического Совета Церквей Венгрии пастором Тибором Гёрёгом, и другими представителями государственных и общественных и религиозных кругов Венгрии.
Благодарить Президента и Правительство Венгерской республики за радушный прием, оказанный Председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и выразить надежду на дальнейшее взаимополезное сотрудничество.

ЖУРНАЛ N 101

СЛУШАЛИ:
Сообщение Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о проведении 1 ноября 2004 года Шестых Юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-й годовщине со дня рождения Великой Княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

СПРАВКА:
1 ноября 2004 года в день рождения Великой Княгини
преподобномученицы Елизаветы Федоровны в Москве в Православном Просветительском Комплексе Паломнического центра Московского Патриархата прошли Шестые Юбилейные Свято-Елизаветинские чтения, посвященные 140-й годовщине со дня рождения Великой Княгини. Организаторами чтений выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Паломнический центр Московского Патриархата, Государственная академия славянской культуры, Императорское Православное Палестинское Общество. На Чтениях выступили представители иерархии, видные ученые и богословы, преподаватели церковных и светских вузов.

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Выразить удовлетворение итогами состоявшихся чтений.
2. Выразить благодарность организаторам чтений за понесенные труды.
3. Признать важность проведения упомянутых чтений для возрождения и утверждения христианских ценностей в современном обществе.

ЖУРНАЛ N 102

СЛУШАЛИ:
Сообщение Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об итогах проведения первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», которая состоялась 27 октября 2004 года в Москве.

СПРАВКА:
27 октября 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Паломническом центре Московского Патриархата состоялась Первая общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность». В конференции приняли участие представители 32 епархий Московского Патриархата, расположенных на территории Российской Федерации, а также Украинской Православной Церкви, Православной Церкви в Молдове, 3-х Синодальных отделов, 3-х духовных и 5-ти светских учебных заведений, многих монастырей и паломнических организаций, Императорского Православного Палестинского Общества, Союза писателей России, Национальной академии туризма России, Российской Академии наук, других общественных, туристских организаций, а также православных и светских средств массовой информации. В общецерковной конференции приняли участие представители светской власти — Государственной думы, Совета Федерации, Правительства Москвы, а также Федерального Агентства по спорту, физической культуре и туризму. Всего на конференцию прибыло более 250 человек. На конференции было представлено 34 доклада. Итоговым документом встречи стали «Рекомендации первой общецерковной конференции Православное паломничество: традиции и современность».

ПОСТАНОВИЛИ:
1. Выразить удовлетворение итогами состоявшейся конференции.
2. Отделу внешних церковных связей совместно с епархиальными Преосвященными продолжить проведение целенаправленной работы по возрождению и развитию паломничества.
3. Рекомендовать епархиальным Преосвященным создавать
соответствующие паломнические структуры, руководствуясь рекомендациями, принятыми на первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность».

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Алексий II

ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир;

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир;

Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет;

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей;

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир;

Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман;

Архиепископ Тверский и Кашинский Виктор;

Архиепископ Саранский и Мордовский Вадсонофий;

Архиепископ Чимкентский и Акмолинский Елевферий;

Епископ Могилевский и Мстиславский Софроний;

Митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru