Русский дом | Евгений Троицкий | 23.12.2004 |
Иван Александрович Ильин
Мысль философа, приведённая в качестве эпиграфа, полна боли, горечи и сомнений. Ильина можно понять: его в 1922 г. изгнали из горячо любимой Родины. Однако шли годы… Многое изменилось на Руси после кончины философа в 1954 г. Уже в 90-х годах прошлого века всё большее число произведений русской религиозной философии стало извлекаться из спецхранов, архивов и издаваться.
Иван Ильин стал крайне нужен России в период нового смутного времени, переживаемого Отечеством. Здесь нельзя не вспомнить старую истину: многие из людей творчества, вошедшие в храм литературной славы при жизни, после своей кончины изгоняются оттуда; те же, кто допущен в этот храм после смерти, остаются там навсегда. Люди различных возрастов, профессий и политических убеждений принялись настойчиво искать в трудах мыслителя благодатные рецепты выхода из системного кризиса, в поисках путей спасения страны, познания сокровенной сущности русского духа. Обострился и интерес к биографии философа.
Иван Александрович Ильин родился в 1883 г. в Москве. После окончания классической гимназии юноша поступил на юридический факультет Московского университета. Это предопределило последующий интерес мыслителя к философским проблемам права. Именно курсы по истории философии права читал Иван Ильин в родном университете, будучи сначала приват-доцентом, а потом профессором. В 1918 г. Ильин защитил диссертацию «Философия Гегеля» на степень доктора наук, а в 1921 г. был избран председателем Московского психологического общества.
«Как тяжко утратить Родину… И как невыносима мысль о том, что эта утрата, может быть, состоялась навсегда… Для меня навсегда, ибо я, может быть, умру в изгнании…», — писал Ильин через 4 года после высылки о трагическом предчувствии, которое потом подтвердилось. Однако надо было жить и упорно трудиться во имя грядущего выздоровления России. После изгнания мыслитель принимал участие в деятельности Религиозно-философской Академии, был профессором Русского научного института в Берлине (1923−1934 гг.).
Заправилы фашистского режима невзлюбили Ильина и лишили его профессорской кафедры, подвергли преследованиям, вплоть до конфискации печатных работ и запрета устных выступлений. Второе изгнание, на этот раз из Германии, привело философа в Швейцарию.
Сейчас российская демократия переживает трудный период становления. И незаменимыми являются для нас рассуждения И.А. Ильина по философским проблемам права: «Настоящее государство держится не принуждением и не страхом, а свободной лояльностью своих граждан; их верностью долгу; их отвращением к преступности; неподкупностью чиновников; честностью судей; патриотизмом избирателей; государственным смыслом парламентариев; гражданским мужеством писателей и учёных; инициативной храбростью и дисциплиной солдат… Народы и государства держатся только правосознанием своих граждан и своих правителей. И от воспитания его зависит вся будущность России».
Эти положения можно с должным основанием взять в качестве надежных критериев оценки нынешнего состояния Российской государственности. И при этом мы, к сожалению, обнаружим, что многого нам не достаёт — патриотизма, верности долгу сильных мира сего и простых граждан, неподкупности чиновников. Один из крупнейших историков отечественной философии Н.О. Лосский очень ценил исследование Ильина «О сопротивлении злу силою» (1925 г.). В этой работе философ выступил с критикой учения Л. Толстого о непротивлении, который рассматривал всякую попытку воспрепятствовать злу силой как узурпацию Божией воли. По мнению же Ивана Ильина, учение Толстого содержит следующую нелепость: «Когда какой-нибудь негодяй наносит оскорбление честному человеку или развращает ребёнка — это, очевидно, совершается по Божией воле; но когда честный человек пытается помешать негодяю — это происходит не по воле Бога».
Для возрождения России требуется единство патриотов, а не ужесточение споров. Не надо забывать, что как марксизм, так и сопутствующее ему разделение народа на «красных» и «белых» пришли на Русь с Запада, и это привело к тяжелейшим катастрофическим последствиям. Отметим: И.А. Ильин опоэтизировал Белое движение, белых патриотов, белую традицию в целом ряде своих работ, особенно в 20-е годы, называя Белую армию «орденом чести, служения и верности». Однако внимательное изучение причин победы «красных» в Гражданской войне, противоречий и последующей эволюции советского общества оказали серьёзное воздействие на мировоззрение философа, его представления о стратегии и тактике борьбы за возрождение нации. Поэтому предупреждением против новых инспирированных извне попыток поделить русскую нацию на «красных» и «белых» служит следующая мысль философа: «Россия нуждается больше всего в самостоятельном национальном творчестве: в углублённом, свободном, непредвзятом созерцании и постижении; в созидании, исходящем из любви к Родине, а не из ненависти к обидчикам другого класса».
Крушение былых идеологических догм выявило острейший дефицит учебных пособий по формированию национального мировоззрения. И неоценимым методологическим подспорьем здесь являются труды Ивана Ильина, будь то работа «Основы христианской культуры» (1937) или книга «Поющее сердце» (1934) — блестящий образец философско-художественной прозы и системного изложения правил национального нравственного воспитания.
Иван Ильин сформулировал великий принцип: суть дела состоит не в том, в какой партии человек, а в том, патриот ли он. И здесь мыслитель, как и во всём своём творчестве, выступает как, пожалуй, крупнейший провозвестник Русской идеи в XX веке. В архиве И. Ильина в Мичигане была найдена рукописная записка «Дневник писателя. Разные мои заметки», которая впервые была опубликована в 6-м томе собрания сочинений. В ней сказано: «Общечеловечность — категория слабая». Иван Ильин доказывал, что без национального идеала народу будет трудно. Повышение авторитета и распространение Русской идеи крайне необходимы для возрождения духовности и подвижничества, веры, трудолюбия и надежды, честного предпринимательства. Мы обращаемся к Русской идее в поисках нового духовно-идеологического и нравственного стимула, плацдарма, необходимого для восстановления и укрепления межнационального мира, более того — выхода России из тяжелейшего кризисного состояния, для успешного обновления страны на основе традиции, воссоздания Русской государственности. Наш национальный идеал сегодня предусматривает возрождение русскости и самой России, решение наболевших экономических, социально-политических, демографических, духовных, экологических и иных проблем общества. И здесь мы опираемся на мысли Ивана Ильина: «Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле -продолжается. И ныне нам более чем когда-нибудь подобает верить в Россию, видеть её духовную силу и своеобразие, и выговаривать за неё, от её лица и для её будущих поколений её творческую идею. Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальной». Слова философа могли бы служить надёжным противоядием от рецидивов «чужебесия» и национального нигилизма.
Сейчас создалась прямая угроза превращения России в полуколонию единственной сверхдержавы, торжества «законов джунглей». Поэтому особенно спасительными являются заветы великого учёного-патриота, который доказал, что ещё Западная Европа стремилась обратить Россию в католичество, колонизовать, не допустить к свободным морям, расчленить на мелкие государства; ослабить «внедрением в Россию международной «закулисы», упорным навязыванием русскому народу чуждых ему западноевропейских форм республики, демократии и федерализма, политической и дипломатической изоляцией её, неустанным обличением её мнимого «империализма», её «некультурности» и «агрессивности». В этих словах — глубокое разоблачение современной русофобии, демагогически прикрывающейся фиговым листком глобализации и «прав человека». Американские и другие западные СМИ в своём большинстве всегда клеветали на Россию. Так было и в периоды монархии, советского строя. Так происходит и в наше время. Именно Запад навязал Отечеству пагубный либерально-монетаристский курс реформ, который привёл к формированию космополитической олигархии и обнищанию подавляющего большинства населения страны, способствовал расчленению великого государства. Об этой опасности не раз предупреждал философ. К несчастью, он не был услышан ни тогда, не сейчас. Однако в наши дни произведения Ивана Ильина открывают нам путь к осознанию и возрождению русскости. В безбрежном потоке разлагающей народ порнографии, детективщины и мелодраматического мещанства работы великого философа дают народу, и особенно молодёжи, правильный ориентир к чести и нравственности, национальной гордости и достоинству, следование которым — оптимальная дорога в будущее России, и вне всякого сомнения, эта дорога ведёт нас к Храму и постижению православной культуры.
Евгений Сергеевич ТРОИЦКИЙ, доктор философских наук
декабрь 2004