Русское Воскресение | 20.12.2004 |
Содержание программы определяется главной целью православного воспитания, которая, по слову святителя Феофана Затворника, заключается в том, «чтобы человек вследствие этого сказал в себе, что он христианин», чтобы для него стало первой существенной потребностью «самостоятельно хранить и возгревать дух благочестия, в котором ходил прежде по чужому руководству». При этом воспитателям ребенка — родителям, учителям, наставникам — необходимо помнить о том, что достижение поставленной цели — воспитание христианина -является не чисто педагогической задачей, но частным раскрытием (в отношении детей) дела Церкви на земле. Как пишет протоиерей Евгений Шестун, «благодатное осенение человеческой души есть момент таинственного перехода от теоретического христианства к воцерковленной, одухотворенной православной жизни, переход от воспитания к душепопечению. Момент вдохновения не подвластен одной только воле человека, а находится в ведении Божием. Это не означает, что педагогические усилия излишни, но прогнозирование результатов воспитания, использование педагогических методов к духовной жизни как таковой не представляются возможными, так как духовная жизнь не всецело зависит от нас. Отсутствие прямой причинной связи между педагогическими воздействиями и результатом воспитательной деятельности возвышает православную педагогику до уровня бескорыстного, жертвенного служения «.
Воспитание может быть правильно поставлено, когда оно понимается как спасение. В основе православного миросозерцания коренится мысль о невозможности спасения вне Церкви. Православная педагогика — педагогика воцерковления, преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке посредством духовно-нравственного совершенствования человека в добродетели, святости, в достижении Даров Святого Духа.
Поэтому основное содержание православного воспитания сводится к созданию условий, способствующих пробуждению духовной жизни, одухотворению души благодатию.
Необходимо создать такие условия, которые бы в наибольшей степени благоприятствовали восхождению ребенка к свободе. Как пишет протоиерей В.В. Зеньковский, нельзя мыслить воспитание вне свободы, но она светит человеческой душе не как реальность, не как данная ей сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе. При таком подходе задача воспитателя — помочь ребенку стать свободным. Вне развития свободы воспитание превращается в дрессировку, что в корне противоречит самим целям православного вероучения. «Свобода, — пишет архимандрит Платон (Игумнов) — самая глубокая нравственная основа личности, ее исключительная привилегия и неотъемлемый дар». Поэтому так важно, чтобы авторитет учителя и воспитателя не превращался в давление власти, чтобы дети испытывали внутреннюю потребность в нравственном совершенствовании, в свободном преодолении греха и в обращении к добродетели, в полноте самореализации в Боге, а не просто усвоили «свод правил» благочестивого поведения. Дело наставников — направить личность ребенка на идеальное самоопределение, показать, открыть путь для полной и совершенной свободы, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). Свобода имеет своим условием победу над грехом, над помраченным и страстным естеством и постоянное обновление ума в благодати и истине. Мудрый афоризм: «Бога бояться — ничего не бояться, Бога не бояться — всего бояться» — передает состояние человека, обретшего свободу.
Подлинная свобода не имеет ничего общего со своеволием. И, разумеется, отношения между воспитателем и учеником должны строиться на основе иерархичности. Послушание — главная обязанность ребенка и в семье, и в школе. К сожалению, современные дети, даже в православных семьях, плохо приучены к послушанию. Поэтому одной из первостепенных задач православного педагога становится воспитание в детях истинного послушания — охотного, добровольного, радостного и осознанного. Необходимо убеждать детей опытом и примерами, собственными и чужими, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они боялись своеволия. Нельзя забывать о том, что подлинная иерархичность благодатна и исполнена любви, но и определенной строгости.
Деятельность православного воспитателя образно можно уподобить работе садовника, неустанно и бережно пестующего и питающего растения, не стремясь при этом превратить незабудку в розу и давая каждому цветку именно то, в чем он нуждается. Православный педагог понимает, что он — не самостоятельный возделыватель детских душ, а соработник Бога. И основу христианского воспитания можно представить как тончайшее вслушивание в Промысл Божий.
В процессе воспитания русского православного ребенка педагог призван помочь и раскрытию в нем архетипических свойств русского национального характера. По мнению русских философов И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, русскому характеру присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственна преданность воле Божией, любовь, смирение, общительность с ближними и устремленность всех помыслов к миру горнему. К числу национальных черт русского народа относят также
— жажду отечественного единения и согласия,
— ощущение исторического долга,
— ощущение преемственности поколений (историческое сознание),
— стремление к триединому служению: Богу (вера), стране (государственность), народу.
— идею семьи как частицы рода,
— идею слаженности, чинности (лада).
— сострадательность,
— трудолюбие,
— самопожертвование,
— «всемирную отзывчивость» (Достоевский).
Таким образом, содержание христианского воспитания — это прежде всего введение детей в жизнь Церкви, передача им навыков общественной и личной духовной жизни. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, наставление на путь осмысления мира, жизни и человека в свете Божественного Откровения. И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, раскрытие в них лучших национальных черт.
Для того чтобы это воспитание могло принести свои плоды, необходимы определенные условия, которые являются базовыми, определяющими:
1. Специальная подготовка педагогов, работающих в классах с русским православным этнокультурным компонентом, — как профессиональная, так и, в первую очередь, духовно-нравственная. Педагог может вести детей к Богу не только словами о Нем, а тем, куда он духовно устремит движение души, чем зажжет и воодушевит детское сердце. Огонь веры зажигается только от огня же в другой душе.
2. Постоянное окормление всех участников образовательного пространства — детей, педагогов и родителей — как духовником школы, так и духовными отцами каждого взрослого и ребенка.
3. Тщательно продуманная и организованная работа с родителями; развитие школы по типу «школа-семья».
4. Создание особой — духовно-нравственной и эстетической — «среды обитания» учащихся.
В центре внимания православного педагога должны находиться как каждый ребенок в отдельности, так и детский коллектив в целом. Воспитательная работа ведется в двух основных направлениях — индивидуально с каждым учащимся и с классом как цельным социальным организмом.
Индивидуальное воспитание занимает в деятельности православного педагога главное место, ибо прежде всего каждый ребенок во всей его индивидуальной неповторимости важен и дорог воспитателю. Поэтому основная, наиболее важная и трудоемкая, часть работы воспитателя оказывается прикровенной, она не может быть представлена ни в форме планов, ни в виде отчетов, а ее конечные результаты нельзя оценить с помощью привычных параметров. Православная педагогика рассматривает бытие человека в категориях вечности и бессмертия и направляет воспитание на конкретную личность, которая связана ответственностью перед Богом не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций народа, частью которого он является.
Главным условием, без которого православное воспитание невозможно, является любовь. Это любовь, полная ответственности, проникнутая уважением и стремлением понять личность ребенка.
1-я четверть учебного года
Основные педагогические действия этого периода направлены на а) изучение личностных особенностей, интересов и склонностей детей и организацию внутренних связей в классном коллективе; б) приобщение детей к самостоятельной учебной деятельности, организацию их произвольного внимания, сдержанности, воспитанию умения общаться со сверстниками и взрослыми, послушания; в) усвоение первоначальных понятий, составляющих основу православной веры.
2-я четверть. Основные педагогические действия этого периода направлены на а) укрепление контактов, корректировку дружеских групп учащихся и их родителей и создание системы диагностических исследований; б) развитие прилежания, выработку навыков достойного поведения.
3-я четверть. Основные педагогические действия направлены на формирование самосознания, самооценки — осознание совести внутри себя.
4-я четверть. Основные педагогические действия : подведение первых итогов воспитательной работы и анализ динамики развития каждой личности и класса в целом.
На протяжении 1-й четверти учитель и воспитатель получают общее представление о каждом ребенке и об особенностях класса в целом. Основными методами знакомства с детьми являются на этом этапе наблюдение за их поведением в различных ситуациях — как в ходе учебных занятий, так и во внеурочное время, а также беседы — с классом в целом, с группами детей, с каждым ребенком в отдельности. Осуществляется и первое знакомство с семьями учащихся, с атмосферой, царящей в их семьях, с характером взаимоотношений родителей и детей. Этому, в частности, помогает и анкетирование родителей. На одном из первых родительских собраний учитель просит родителей перечислить — письменно — достоинства и недостатки их детей и выделить те главные качества, которые в ребенке, по мнению родителей, необходимо развивать в первую очередь. Анализ этих анкет позволяет педагогам, работающим с классом, скорректировать свои представления не только о детях, но и о самих родителях. На протяжении 1-й четверти изучением личности каждого ребенка занимается и школьный психолог. К концу четверти (или во время каникул) необходимо оформить на каждого ребенка «Дневник развития», куда заносятся все сведения о ребенке, полученные за первые месяцы его учебы. В дальнейшем записи в дневнике делаются регулярно как учителем, так и воспитателем, психологом, методистами, занимающимися организацией духовно-нравственного воспитания в школе, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, духовником класса.
Основными общеклассными воспитательными мероприятиями в 1-й четверти являются:
1. Совместные посещения (учитель, воспитатель, дети и, по возможности, родители и другие члены семьи ребенка) праздничных богослужений — с письменного согласия родителей — во время главных православных праздников (Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Покрова Пресвятой Богородицы). Знакомство (пока самое общее) детей со смыслом этих праздников.
2. Научение совместной молитве (учитель, воспитатель).
3. Еженедельные часовые беседы духовника школы с первоклассниками — с письменного согласия родителей (во второй половине дня).
4. Особое внимание уделяется обладающему мощным воспитательным потенциалом курсу «Основы православной культуры». Педагог, ведущий этот предмет, также самым активным образом участвует в процессе воспитания первоклассников, делится с учителем и воспитателем класса своими наблюдениями, касающимися отдельных учеников и класса в целом.
5. Христианское воспитание призвано взращивать дарованные человеку способности, в том числе и творческие. Занятия музыкой, пением, рисованием, танцами, народными художественными промыслами позволяют сделать воспитание детей полнокровным и разносторонним. При этом важно во всех сферах творческой деятельности ориентироваться на русское национальное начало и на культурные традиции Русского Севера.
6. В первой четверти можно совершить 1−2 экскурсии в музеи или по городу. В дальнейшем сотрудничество с Архангельским областным краеведческим музеем и Музейным объединением «Художественная культура Русского Севера» (по отдельным программам) призвано приобщать учащихся к богатствам истории, природы и культуры родного края. Обсудить программы сотрудничества необходимо во время осенних каникул (учитель, воспитатель, методист, завуч, научный руководитель эксперимента).
7. Взаимодействие с родителями, стремление к формированию отношений между педагогами, родителями и учащимися по типу «школа-семья» осуществляется по нескольким основным направлениям:
а) участие родителей в организации посещения детьми храма во время православных праздников;
б) индивидуальные беседы учителя, воспитателя и духовника школы с родителями;
в) проведение тематических родительских собраний, посвященных задачам воспитания;
г) регулярная (раз в три недели) работа семинара для родителей «Православная семья.
8. Главным общешкольным мероприятием, при подготовке и проведении которого особая роль отводится учащимся 1-го класса, является «День посвящения в первоклассники» (проводится в конце первой четверти). Важен сам процесс подготовки этого праздника, разработка сценария которого является коллективным творческим делом педагогов, работающих в классах с этнокультурным компонентом. В ходе подготовки праздника развиваются художественные способности, речь, память и навыки достойного поведения первоклассников. Кроме того, привлечение к подготовке и участию в празднике родителей первоклассников помогает выстраиванию отношений по модели «школа-семья». Главная цель праздника — не развлекательная, а воспитательная, причем акцент делается именно на духовно-нравственном воспитании. В игровой, праздничной атмосфере детям дается возможность усвоить представления о привлекательности добродетелей и мерзости греха, о ценности семьи, о родного края, России.
9. 3- 5 ноября 2004 года педагоги, работающие в классах с этнокультурным компонентом принимают участие в работе Иоанновских чтений, в первую очередь — секций, посвященных православной педагогике.
Во время второй четверти учебного года по-прежнему главным остается внимание к состоянию душевного, духовного и физического здоровья каждого отдельного ребенка. В этот период происходит усвоение детьми первоначальных понятий, составляющих основу православной веры, они только первично осваивают основы христианской жизни. Продолжается формирование представлений о каждом из учащихся, выявляются их личностные качества, создается развернутая система диагностических исследований, ведутся записи в оформленных учителем и воспитателем во время осенних каникул «Дневниках наблюдения» (Картах психо-физического и духовного развития каждого ребенка.) Важной частью работы педагогов в этот период является помощь детям в установлении между собой, в классном коллективе, дружеских отношений. Значительную помощь в коррекции некоторых отклоняющихся форм поведения и состояния личности помогают игровые занятия (кукольные спектакли), разработанные и опубликованные православными психологами Медведевой и Шишовой. Необходимо учить детей умению играть в коллективные игры, проводить с ними игры-занятия творческого характера. Во вторую половину дня нужно находить возможность читать детям небольшие (на 15 — 20 минут) художественные рассказы — лучшие образцы русской классической поэзии и прозы, а также переложения для детей библейских сюжетов, житий святых и т. д.
1. Продолжается работа семинара «Православная семья», в котором могут принять участие и родители учащихся 3 — 4 классов.
2. Значительным событием в жизни как 1 и 2 классов, так и школы в целом становится подготовка и проведение 21 ноября праздника в честь Архистратига Михаила — небесного покровителя Архангельска. Этот праздник является своего рода «именинами» нашего города. Формируется творческая группа (включающая и родителей), разрабатывающая сценарий этого праздника. Возможно наряду с общешкольным праздником провести и отдельный «семейный» праздник для учащихся и родителей 1-го класса с обязательным посещением в этот день праздничной церковной службы.
3. Налаживаются контакты и начинается регулярное сотрудничество с православным паломническим центром «Слово» (руководитель — М.Н. Тропина), намечается программа совместной деятельности, планируются и проводятся тематические экскурсии для детей, педагогов и родителей.
4. Еще в ноябре начинается подготовка к Рождеству Христову. Уже с начала 2-й четверти первоклассники начинают потихоньку осваивать небольшие молитвы и праздничный тропарь, узнают, а затем и учатся рассказывать о величайшем событии — Рождении Младенца Христа, готовят концертные представления. Подготовка к празднованию Рождества Христова также должна начинаться с коллективного творческого дела, объединяющего педагогов и родителей, -тщательно продумывания сценария праздника. Важно, чтобы зимние каникулы у первоклассников прошли именно как рождественские - с посещением рождественских праздничных церковных служб и детских праздников, семейными торжествами, делами благотворительности. Если педагоги и родители сочтут возможным провести конкурс рождественских пряников — козуль (или, не объявляя конкурса, предложить родителям и детям изготовить такие праздничные пряники к Рождеству), то в начале третьей четверти дети смогут обменяться подарками, приготовленными своими руками. Важно, чтобы, готовясь к Рождеству, дети помнили о старых, больных и обездоленных людях и подготовили для них подарки (например, для престарелых и больных жителей Кемского поселка).
5. Завершается разработка программ совместной деятельности и заключаются договоры с музеями города.
6. Важнейшей и на сегодняшний день сложнейшей задачей является привлечение к работе с учениками как 1-го, так и 2-го классов мастеров художественных промыслов и ремесел, имеющих специальную подготовку. Решение этого вопроса должно постоянно быть в центре внимания и администрации школы, и Попечительского совета, и Научно-методического совета, и всех педагогов и родителей.
7. Не менее острым является вопрос и о спортивной подготовке первоклассников. Для детей этого возраста достаточно проведение занятий по общей физической подготовке, но в перспективе необходимо привлекать специалистов-тренеров по художественной гимнастике, хоккею с мячом, русским единоборствам, плаванию и т. д.
8. Во второй четверти необходимо начать подготовку к участию в семейном конкурсе рукописной книги «Жизнь за други своя», посвященном дню победы. (Условия конкурса прилагаются). Значение этого конкурса трудно переоценить, так как в нем заключен мощнейший воспитательно-образовательный потенциал: дети знакомятся с историей своей семьи и с историей России, пропуская эти знания сквозь сердце; они объединены этим единым творческим делом со всеми членами своей семьи, в том числе — самыми старшими; они учатся творить - сами пишут и оформляют рукописную книгу.
9. На протяжении всего учебного года важным воспитательным действием является приучение детей к поддержанию чистоты в классе, школе и вокруг нее, причем необходимо постепенно воспитывать в детях внутреннюю потребность в том, чтобы пространство, в котором они находятся, было чистым, уютным и красивым. Воспитание благоговейного отношения ко всему живому может начаться с ухода за цветами, украшающими класс, а также с ежедневного кормления птиц (на специальных кормушках, устроенных в школьном дворе или неподалеку) во время прогулок.
В третьей четверти учебного года педагогам приходится уделять больше внимания тому, чтобы первоначальные, еще очень поверхностные, знания основ христианской веры постепенно укреплялись, а знания норм православного поведения становились навыками. Каждый детский поступок, каждое высказывание ребенком сомнение или недоумение, каждый возникающий в классе конфликт должны становиться предметом спокойного и взвешенного обсуждения, но не осуждения. И тут главную роль призваны играть духовный попечитель школы, руководитель Попечительского совета архимандрит Трифон (Плотников) и духовник школы протоиерей Алексей Денисов. Педагогам, оказавшимся в сложной ситуации (касается ли это отношений с учащимися, их родителями, коллегами или администрацией школы) необходимо разрешать свои сомнения и недоумения в беседах со священнослужителями.
1. Подготовка и участие в праздновании Крещения Господня — также совместное дело педагогов и родителей. Кроме посещения храма, детям можно прочесть адаптированные для их возраста рассказы о Крещении Господа нашего Иисуса Христа и показать православный видеофильм «Крещение Господне».
2. В этот период особенно уместно знакомить детей с житиями святых, евангельскими притчами, нравоучительными рассказами. Христианские «уроки жизни» преподаются и на «батюшкиных часах» — еженедельных беседах о. Алексея Денисова, и во время родительских собраний с участием священнослужителей, и на научно-методических советах, которые также обязательно должны проходить с участием архимандрита Трифона или отца Алексея.
3. Третья четверть — время подготовки и начала Великого поста. Педагогам-воспитателям, а главное — работающим со школьниками священнослужителям — нужно готовить детей (а зачастую и родителей) к потребности в покаянии, к умению видеть, анализировать свои проступки и обличать их голосом совести. Детей, достигших семи лет, необходимо готовить к первой исповеди. Наша школа — не казарма, принуждение — не метод воспитания, но нужно постараться силой любви, убеждения, примера (чтением житий святых праведников и молитвенников) привести детей (и их родителей) к возникновению у них внутренней потребности прийти во время Великого поста к исповеди.
4. Воспитатели, рассказывая детям (по материалам специальных детских православных катехизисов, школьных учебников «Закона Божия»), могу познакомить первоклассников и с пушкинским переложением покаянной молитвы Св. Ис. Сирина (Стихотворение «Цари-пустынники и жены непорочны…»), вполне доступным детям их возраста. Желательно, чтобы дети, ученики и родители вместе пришли в храм на чин «прощения» в Прощенное Воскресение. Кроме Рождества Христова и Крещения Господня первоклассникам нужно обязательно быть в храме в Сретенье — 15 февраля.
5. Большим воспитательным и образовательным потенциалом обладает курс «Риторики», программа которого разработана в прогимназии-лаборатории «Пересвет», опубликована и апробирована московскими (и некоторыми архангельскими) педагогами. Представляется разумным и обоснованным начать уроки риторики в 1-м классе со второго полугодия.
6. В конце четверти начинается подготовка к главному православному празднику — Пасхе и предшествующим ему Благовещению и Вербному воскресению. Подготовка к праздникам ведется по отдельным сценариям, но поначалу только педагогами и родителями, учащиеся подключаются к подготовке этих праздников позже, так как им особенно необходимо (может быть, многим, — впервые) ощутить особую благодатную суть Великого поста.
В четвертой четверти — итоговой — анализируются первые результаты эффективности воспитательной системы, обязательно обсуждается динамика развития каждого учащегося и класса в целом (всеми педагогами — участниками эксперимента). Подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшей работы по «взращиванию» личности каждого ученика и укреплению внутриклассных отношений. На родительском собрании даются рекомендации родителям — как общие для всех (с учетом возрастных особенностей детей) так и каждому отдельно (в форме индивидуальной беседы).
1. Центральным событием в жизни класса становится подготовка к празднику Пасхи, который в 2005 году приходится на 1 мая.
2. Особое внимание уделяется подготовке и проведению Дня Победы (по отдельному сценарию, с участием представителей Союза писателей России и Поморского университета).
3. Еще одним важнейшим событием является подготовка и проведение Дней славянской письменности и культуры — памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Этот праздник будет иметь и общегородское, и общешкольное, и внутриклассное наполнение; подготовка его осуществляется при активном участии Общества православной интеллигенции Архангельского Севера.
4. В весенний период активизируются экскурсионные и паломнические формы работы.
Итоговой формой отчета должен стать рефлективный отчет учителя и воспитателя (возможно — совместный), в котором выделяются и анализируются как находки, удачи, так и ошибки, недочеты. Этот отчет должен стать основой для разработки программы духовно-нравственного воспитания на следующий год.
Составила Е.Ш. Галимова