RBC daily | Лада Федорова | 17.12.2004 |
По экспертным оценкам, в нашей стране около 4 млн человек регулярно употребляют наркотики. Более 8% россиян от 11 до 20 лет, по данным Госнаркоконтроля, употребляют наркотики ежедневно, 14% - не реже двух раз в месяц, 23% - эпизодически. Причем за последнее десятилетие средний возраст первого употребления наркотиков снизился до 11 лет. Нередки случаи, когда наркоманами становятся дети младшего школьного и даже дошкольного возраста. Всего же опыт употребления психоактивных веществ, психотропных препаратов, токсических препаратов имеет около 38% российских школьников, то есть почти 8 млн детей. Сегодня увеличение темпов распространения наркомании среди молодежи специалисты связывают в первую очередь с целенаправленным внедрением в их среду особого отношения к наркотикам. «Так, если еще 20 лет назад в обществе было резко отрицательное отношение к наркотикам, к культуре, которая позволяет, допускает употребление наркотиков, то теперь отношение такое снисходительное, либеральное, — сказал RBC daily директор Института мозга Российской академии медицинских наук Святослав Медведев. — Курить так называемые легкие наркотики (анашу и марихуану) — это и не преступление, и вовсе не беда (хотя со временем не менее 80% из людей, употребляющих легкие наркотики, по наблюдениям медиков, переходят на употребление тяжелых форм). Такое общественное мнение среди молодежи привело к тому, что интерес к наркотикам, а вместе с ним и употребление наркотических средств резко возросли. И я думаю, что если мы не изменим отношение в обществе, то оно будет только увеличиваться».
Изменение общественного мнения в отношении наркотического образа жизни считают приоритетной задачей в борьбе с распространением наркотиков не только в медицинских или правоохранительных структурах, но и в деловых кругах. Не далее как на прошлой неделе по инициативе Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) было заключено соглашение с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о совместной разработке комплексной коммуникационной программы в области противодействия распространению этой отравы в России. «Это первая в России крупномасштабная программа, консолидирующая усилия государства, СМИ и бизнеса в пропаганде антинаркотического образа жизни, — сказала RBC daily вице-президент РАСО Вероника Моисеева. — Сейчас специалистами разрабатывается концепция программы, которая будет состоять из нескольких частей. Программа включает в себя: социальную рекламу, информационно-разъяснительную кампанию в СМИ, специальную PR-кампанию в молодежной среде, разъяснительную кампанию в вузах и школах. В середине июня состоится тендер среди российских PR-компаний, которые предложат несколько вариантов программы. Также будет предложена программа для бизнескомпаний, которые будут участвовать в финансировании информационных и рекламных акций. Думаю, что результаты при таком многостороннем подходе к проблеме будут впечатляющими». Более подробную информацию о готовящейся акции получить оказалось невозможно в силу чрезвычайной занятости г-жи Моисеевой.
В то же время некоторые специалисты, которые по роду своей деятельности самым тесным образом сталкиваются с проблемой распространения наркомании, далеко не так оптимистично смотрят на возможные результаты стартующей программы. «Абсолютно уверена, что информационная война за общественное сознание, за адекватное понимание проблемы жизненно необходима, — сказала RBC daily врач-нарколог, работающая на телефоне доверия по проблемам наркозависимости. — Однако боюсь, что в первую очередь проблему попытаются решить масштабами акции и вложением огромных средств, а без привлечения психологов высочайшей квалификации усилия будут потрачены впустую». Дело в том, что подавляющее большинство людей, к которым будет обращена эта реклама, — это молодые люди, в основном переходного возраста. У них особая психология, считают медики, догмы и общепринятые нормы большинство ребят в этом возрасте воспринимают с точностью до наоборот. Поэтому тривиальные ролики, акции типа «кто-то против наркотиков» больше привлекут внимание к потреблению наркотиков, но отвращения и неприятия вызовут далеко не у всех".
«Дети — оптимисты по своей природе, они полагают, что плохое их не коснется, а вот хорошего им хочется всеми силами, — говорит специалист телефона доверия. — Думаю, организаторы акции поступят правильно, если максимально правдиво расскажут об опасностях, но все-таки акцент сделают на позитиве, то есть „что хорошего ты увидишь в жизни, если пошлешь друзей, которые предлагают тебе наркоту, куда подальше“. Простите, что я называю вещи своими именами, но это тоже способ достучаться, зацепить за живое ребенка, подростка. А получить он в перспективе может эмоции и физические ощущения, на несколько порядков превосходящие ощущения от употребления наркотиков. Эйфория от любовных отношений, от профессиональных взлетов, от преодоления себя, например, в спорте, особенно экстремальном, поверьте, превосходит удовольствие, получаемое от искусственных стимуляторов психики. Хотя эти ощущения в физическом плане несколько слабее (и то не во всех случаях), они имеют огромное преимущество перед наркотическим кайфом, они осознанны, растянуты по времени, способны повторяться бесконечное число раз и не приводят к деградации ни мозг, ни тело, ни душу. А совсем наоборот».
16.12.2004