Магаданская правда | 17.12.2004 |
— Отец Андрей, вы регулярно встречаетесь с милиционерами. Каковы цели этих встреч?
— Да, по понедельникам я провожу занятия с личным составом. При этом не ставлю задачу сделать людей верующими, православными. Я излагаю православное учение о Боге, церкви, рассказываю о православной культуре. Моя задача, в первую очередь, ответить на те недоразумения, которые есть у каждого,
— А как случилось, что вы, в недавнем прошлом милиционер, решили связать свою жизнь с религией?
— Мне меньше всего хотелось бы говорить о себе. Если коротко сказать, то к этому привел меня Бог через всю мою жизнь, которая была. Я прожил 40 с лишним лет и пришел к выводу, что здесь мое место. А как это произошло? Не могу сказать, что это случилось после какого-то конкретного события. В целом вся жизнь подвела к этому решению. — Какое образование вы получили? Где служили?
— Вырос на Колыме, окончил среднюю школу в Бурхале, поступил в военное училище. Я не мечтал о профессии милиционера, хотел стать военным. Более того, морским пехотинцем. Я им стал, служил на Северном флоте, командовал взводом, ротой. В звании капитана был уволен из армии по состоянию здоровья. Остался жить в Мурманске, работал водителем, школьным учителем физкультуры, инструктором каратэ.
— Отец Андрей, вы владеете и каратэ?
— Слово «владеете» неправильное. Я служил в морской пехоте и, естественно, занимался и многое умею. Не зря же был инструктором. Но вскоре пришел к выводу, что каратэ — это не то, что мне нужно.
— Это же своего рода философия.
— Именно поэтому. В тот период я очень серьезно изучал буддизм, оккультизм и пришел к выводу, что это не то, что необходимо мне. Поэтому расстался с каратэ именно из-за философии этого вида и стал заниматься исключительно рукопашным боем, но это уже здесь. Я вернулся после Мурманска в Олу, работал в школе, затем начальником пожарной части. А затем увидел объявление и пришел в милицию. Хотел в розыск, а предложили отделение профилактики, работать с несовершеннолетними. А спустя время Илья Иванович Ольховский (сегодня он первый зам. начальника УВД области. — Прим, автора) предложил перейти начальником штаба в Олу. Потом я стал заместителем начальника РОВД — начальником штаба и ушел из органов в 1999 году в звании майора.
— Отец Андрей, вы награждены орденом Мужества…
— Это за Чечню. Я был там в августе 1996 года, когда штурмовали Грозный. Не хотел бы об этом сейчас говорить. В жизни многое повидал, это я понимаю как промысел Божий обо мне, потому что сегодня мне это очень помогает. Разговариваю с милиционерами, с военными, с рабочими, учителями, знаю, о чем говорить, предмет мне известен.
— В Чечню вы уходили человеком верующим?
— Да. Мне это очень помогло, и я много видел проявлений Божьего промысла обо мне.
— Отец Андрей, вы служили в горячей точке, общаетесь с бойцами спецподразделений, кто по долгу службы воюет в Чечне. Можно ли сказать, что эти люди более религиозны, Что их путь к пониманию Божественных истин более короток?
— Такой аналогии провести нельзя. Другое дело, что человек, который заглянул смерти в глаза, начинает задумываться о смысле жизни. И он придет к пониманию религиозных истин. Ведь это Господь направил его туда. А кто-то Другой пойдет своим путем. Каждого человека Господь приводит к себе сам, своим путем. Каждый человек в каждый момент времени находится в наилучших условиях для своего спасения.
— Ваше взаимодействие с УВД — это небольшая толика вашей работы, верно? Каковы ваши основные обязанности?
— Я служу в епархиальном управлении. По благословению владыки посещаю УВД один день в неделю. И это была не моя идея. Илья Иванович Ольховский, о котором уже говорил, предложил: раз в УВД создали часовню, то она должна работать. Владыка Гурий поддержал инициативу, а поскольку я знаю милицейскую специфику, было предложено мне, я согласился. Самое же главное служение священника — это служба в церкви, Божественные литургии, служу в храме Святого Духа. До недавнего времени у меня был приход в Стекольном, а сейчас я откомандирован в монастырь, что в микрорайоне Солнечный. Главное — Таинства Христовы, которые мы совершаем для людей. И, конечно, миссионерская деятельность, просветительская работа. УВД — это. часть моей миссионерской деятельности, которую мне дали в послушание. Кстати говоря, мы и здесь службы совершаем. Каждую неделю в управленческой часовне по понедельникам я провожу молебен.
— Приходят люди?
— К сожалению, нет.
— Может быть, это связано с тем, что вопрос веры достаточно деликатный. Не достаточно ли жить в ладу с собой и с Божьими заповедями? Как-то известный режиссер и актер Никита Михалков сказал, что меньше всего хотел бы афишировать свою религиозность. Обязательно ли ходить в церковь, на службы?
— Этот вопрос задают очень часто и очень многие люди. Я всегда отвечаю так. С Богом у нас свои какие-то отношения, и мы все знаем, что хотим от Бога. А что Бог хочет от нас, мы поинтересовались хоть раз? Вот это верование в душе говорит о том, что мне, если стало плохо, я скажу: «Господи, помоги мне, спаси меня! «. Иногда даже не забуду поблагодарить Его и сказать «Слава тебе, Господи». А что Бог-то от меня хочет? Наверное, что-то хочет, и тут должны быть дальнейшие шаги, поскольку я хочу узнать. Это — я Его спрашиваю, но не слышу Его, моя грубая природа не воспринимает Его ответ. Значит, необходимо найти тех людей, которые его слышат или слышали раньше. А найти их можно в церкви. Существует Божественное откровение в писании и существует церковь, которая хранит писание и предание. Поймите, я вам сейчас объясняю это на простом, обыденном уровне. Уже не говорю о том, что церковь — это не здание, не люди, но апостол Павел говорит, что церковь — это тело Христово. Я иду в церковь — я иду к Нему, не иду — я вне Его, вне тела Христова, следовательно, не с Богом. Церковь создана для того, чтобы Господь в ней совершал Таинства. Где-то эти Таинства вы должны получать? Только для немощных, больных могут совершаться они в домашних условиях. Или, к примеру, я бываю в поселках на трассе, где нет церкви, тогда люди собираются в квартире, я их исповедую, совершаю молебен, крещу, причащаю болящих прежде освященными Святыми Дарами, привезенными из церкви. Одним словом, церковь — стены вокруг Таинств Христовых. Приходите и приобщайтесь к этим Таинствам.
— Тяжело работать с милиционерами?
— Не только с милиционерами. Сложность в том, что страна наша долгое время находилась, грубо говоря, в религиозном вакууме. Буквально насаждался атеизм. И сейчас мы пытаемся сразу прыгнуть от атеизма к вершине религиозного понимания. Православие — это вершина. Православная философия очень утонченна по своему содержанию. Я изучал различные религии — буддизм, три года ходил к протестантам в Мурманске, интересовался индуизмом, кришнаизмом, исламом. Я искал эту вершину, это совершенное понимание мироздания. И для меня стало совершенным откровением, когда прочитал православную литературу и труды православных святых о мироздании, понимании человека, смысле жизни. Это та самая жемчужина, которую искал. А сейчас пытаюсь рассказать людям об этой жемчужине и вижу, как трудно понять человеку, который прожил многие лета за глухой стеной атеизма. Понимаете? А ведь это не просто философия, это Божьи откровения.
Сейчас у нас страна не православная. Точнее, большинство людей, считающих себя православными, находятся сейчас, скорее, в язычестве. Потому что неправильно понимают православие, а отсюда и множество недоразумений, в том числе и с людьми, оставляющими православие и уходящими в иные религии. От незнания люди считают православие язычеством и ищут более совершенного, а в результате уходят именно в язычество. Что по ходу истории, по логике так и должно быть, потому что развитие человеческое так и происходило. Мы сейчас в первобытном состоянии находимся, я имею в виду религиозную точку зрения. Поэтому сложно шагнуть сразу из язычества к вершине религиозного состояния, и это касается не только милиции. Это везде. Где бы я ни общался с людьми, везде такая ситуация.
— С какими чаще всего вопросами обращаются к вам милиционеры?
— Поскольку религиозность в людях только начинает раскрываться, она, кстати, есть в каждом человеке, то и вопросы в основном касаются прикладного характера. Как свечку ставить, почему юбку надо надевать длинную, а не короткую, как освятить квартиру, машину? Многие рассуждают пока так — самому необязательно жить по заповедям Божьим, самому необязательно причащаться, а квартиру священник освятит, и тогда проблем нет. Практически это потребительское отношение к вере. Что такое сделать, чтобы в этой жизни не было проблем? А православие главным вопросом ставит не проблемы в этой жизни, а спасение в будущей.
— Сразу вопрос. Религиозность в некотором смысле становится модной. Модно креститься, венчаться, освящать офисы и автомобили. Как вы к этому относитесь?
— Я бы сказал, не модной, а видимой для всех. Религию начинают использовать.
— Отец Андрей, а это не есть грех, когда ты не ходишь в церковь, не молишься, а вызываешь священника освятить, скажем, свою квартиру?
— Грех не в том, что этот человек обращается к священнику с такой просьбой, а в том, что пытается использовать религию в своих корыстных целях. Меня приглашают освятить офис, и я иду только потому, что это единственная возможность пообщаться с этим человеком. Знаю, что если не откликнусь, на просьбу, то и не увижу его больше, потому что на службу он не придет, так как не верит. А так буду стоять рядом с ним, молиться, и благодать Божья коснется его сердца, может быть, через это событие Господь приведет его к себе. — То есть для вас это шанс?
— Да, конечно. В откровении написано, что Господь говорит: «Стою у двери и стучу, кто отворит Мне, к тому Мы войдем». Тем более я должен достучаться. Я иду и совершаю молебен, чтобы помолиться об этом человеке.
— Любой ли грех может быть прощен? Делятся ли они по степени «тяжести», если так можно выразиться?
— Ваш вопрос исходит от незнания. В Евангелии Господь говорит, что не бывает грехов больших и малых. Давайте посмотрим на обычную милицейскую практику. Есть Уголовный кодекс, в котором 400 с лишним статей. И судят человека за кражу, к примеру, магнитофона. Он не убил, не изнасиловал, он украл. Он виновен в нарушении закона независимо от того, сколько нарушил статей.
— Ответственность согласно Уголовному кодексу разная…
— За грехи тоже разная. Но вы говорите об ответственности за грехи, а православие говорит не об ответственности. Наказание — это наказ. Если Бог кого-то наказывает, значит, учит. Он так и говорит в Писании: «Кого люблю, того наказываю», то есть, кого люблю, того учу. Это первое. Второе. Православная церковь понимает грех не как нарушение закона, грех — это нежелание быть с Богом. Каждый раз, совершая его, человек отворачивается от Бога. Последствия греха — не наказание, не ответственность, как вес в том же Уголовном кодексе. Совершил одно преступление — это 3 года условно, а за другое уже 10 лет строгого режима. Нет, совершенно не так. Это как в следующей ситуации. Вот тело человека, возьмем и порежемся — больно? И потом эту рану надо долго заживлять, и вес это время, как коснешься, так и будет больно. Грех точно так же. Он наносит душе нашей раны. Когда человек грешит, он отрывает свою душу от Бога. Чем больше грех, тем больше рана и тем больнее, и тем больше надо лечить.
— Что бы вы пожелали милиционерам, читателям газеты?- Жить и оставаться людьми. Ведь человеку свойственно размышлять, анализировать, учиться. Я хотел бы, чтобы люди разумно подходили ко всем вопросам. В нынешних условиях остаться человеком очень сложно, поэтому имейте разум человеческий, а еще лучше — Божий. И конечно, мне хочется, чтобы вес просветились благодатью Духа Святаго, чтобы почувствовали всю глубину и высоту православия.
Беседовала Оксана Кимаева
3.12.2004 г.