Независимая газета | Валерий Каджая | 17.12.2004 |
И тем не менее, несмотря на запрет, первые поселенцы Нового Амстердама (нынешний Нью-Йорк), бежавшие из Нидерландов от преследований испанских (читай, католических) завоевателей, первую свою церковь на Манхэттене построили в честь синтер Клааса, и с тех пор ее так и называют: «Синт Николаас». А ведь более убежденных и твердых протестантов в то время в Европе не было! Однако народная традиция оказалась сильнее религиозных запретов.
Дело в том, что св. Николай считался покровителем моряков и рыбаков. Эта почетная обязанность перешла к нему по наследству от Посейдона-Нептуна, всесильного владыки морей. Античную мифологию сменила христианская религия, но моряки и рыбаки по-прежнему считали, что где-то на небесах есть у них могущественный заступник и покровитель. Народная молва приписала эту чудотворную силу легендарному епископу города Миры в Ликии (древняя область в Малой Азии), почему и зовут его еще и Мирликийским.
Помимо моряков и рыбаков Николай, согласно народным поверьям, был еще и заступником всех похищенных и погубленных детей: первых он возвращал домой, вторым возвращал жизнь. Поэтому в Средние века во всех ганзейских городах от Роттердама до Ревеля (Таллин) в День св. Николая все школяры освобождались от занятий.
Согласно житиям, Святитель Николай родился в 260 году в Ликии, в большом портовом городе Патара, и в 18-летнем возрасте был избран епископом соседних Мир, где и умер 6 декабря 343 года. Здесь он был похоронен, и в честь него воздвигли величественный храм, где хранились мощи чудотворца. Сейчас городок Миры называется Демре, а местность Ликия — Анталия. Это наиболее посещаемый туристами из России уголок Средиземноморья, но мало кто из них знает, что здесь находится одна из величайших христианских святынь.
В 1087 году, 9 мая (по календарю РПЦ — 22 мая), итальянские купцы похитили мощи св. Николая из разоренных сарацинами (арабами) Мир и перевезли их в город Бари, что на берегу Адриатического моря. В этот день отмечается Никола вешний в отличие от декабрьского Николы зимнего. В Бари мощи были помещены в величественный собор, в котором они упокоены и по сю пору. До революции, несмотря на то, что Италия — страна католическая, самое большое число паломников в Бари стекалось именно из России, и по обоюдному согласию двух Церквей русские священники в специально отведенные дни проводили службы по православному обряду. После II Ватиканского собора на фоне улучшения отношений между католиками и православными Ватикан в 1966 году принял решение об устройстве в крипте (часовне под храмом, где хранятся мощи) православной капеллы, или, проще говоря, православного «уголка». Впервые в латинском храме была воздвигнута часовня для Восточной литургии, что явилось выдающимся событием экуменического движения. Следует отметить, что доброжелательное отношение католиков Бари к православным паломникам проявилось еще в конце XIX века, когда Николаю II, чьим небесным покровителем был Святитель, городские власти продали участок земли рядом с собором для строительства русской православной церкви. Она была возведена по проекту А.Щусева.
Главным в деяниях Святого Николая была забота о сирых и убогих, в первую очередь — о детях.
Одно из ранних преданий повествует о том, как некий миранец, разорившись, решил, дабы поправить дела, продать в публичный дом своих трех дочерей. Узнав об этом, сердобольный епископ ночью через дымоход забросил в дом жестокосердного отца три кошелька, в каждом из которых было столько монет, сколько предполагалось выручить за несчастных девушек. Кошельки попали то ли в башмаки, то ли в чулки, сушившиеся у очага, — вот откуда идет обычай, распространенный среди детей во всех странах Западной Европы: выставлять в ночь на Николин день свои чулочки и ботинки, куда заботливые родители кладут подарки — ну, конечно же, от Санта Клауса.
Св. Николай особенно почитался в Голландии, самой мореходной европейской стране зрелого Средневековья. Ежегодно 6 декабря ему устраивали в Амстердаме пышную театрализованную встречу. В порт входил разукрашенный парусник, прибывший якобы из далеких теплых морей, с его палубы по широкому настилу-трапу спускался на белом коне сам Святитель. Его сопровождал слуга-негр по прозвищу Черный Петер, который нес мешок с подарками.
В 1582 году папа Григорий III ввел новый календарь, названный его именем, но еще лет сто рядом с ним сосуществовал старый, юлианский, который отставал сначала на 10 дней, а потом с каждым веком еще плюс на один день. Эта неразбериха привела к тому, что День св. Николая по старому стилю почти вплотную приблизился к Рождеству по новому. С тех пор доброго деда прозвали еще и рождественским: Бабо Натали в Италии, Пер Ноэль во Франции, Юлеманд — в Норвегии… А поскольку в те времена с Рождества, то есть с 25 декабря, а не с 1 января, в большинстве европейских стран начинался новый год, то рождественский дед тоже раздавал подарки.
На Руси Святой Николай никогда не был ни покровителем мореходов, ни заступником школяров. Он с самого начала был всеобщим заступником, всенародным святым. А когда в конце позапрошлого века в Россию пришла с Запада мода на рождественскую елку и рождественского деда, то последнего тут же окрестили Дедом Морозом, поскольку внешне он очень напоминал персонажа из русских народных сказок по имени Мороз Красный Нос. Ну, а девочку в белом иначе как Снегурочкой и назвать было нельзя — она тоже из тех же самых сказок.
Вот как тесно переплелись в биографии Деда Мороза истории и легенды, разные религии и верования, обычаи и обряды.