Независимая газета | Марианна Власова | 17.12.2004 |
Италия вошла в моду на Руси еще в конце XV века. Тогда Иван III сочетался браком с последней византийской принцессой. По преданию, именно его вторая жена Софья Палеолог привезла с собой из Рима икону «Спас Нерукотворный». Более 170 экспонатов новой выставки воссоздают историю культурных, дипломатических и торговых отношений двух стран в XVI—XVII вв.еках.
После провозглашения Москвы третьим Римом Иван III посчитал нужным перестроить Кремль. Его стены к тому времени совсем обветшали. Поскольку славой лучших европейских инженеров в ту пору пользовались итальянские мастера, именно их и пригласили в Москву. Иноземные зодчие возвели стены, основные храмы и дворцы Кремля. Уцелевшие белокаменные фрагменты первоначальной «итальянской» отделки кремлевских сооружений представляют несомненный интерес в экспозиции как непосредственные свидетели былого. Иностранцы делились с русскими умельцами своими знаниями и навыками не только в постройке каменных зданий, но и в выделке оружия, чеканке монет (их коллекцию можно увидеть на витринах). Полное погружение в атмосферу давно минувших лет обеспечивают подлинные документы. Среди уникальных экспонатов выставки — Папская булла 1582 года, адресованная царю Ивану IV.
Наибольшее внимание привлекает уникальное кремлевское собрание итальянского художественного текстиля XVI—XVII вв.еков. Заморские ткани, доставленные из Венеции, Флоренции, Генуи, считались заповедным царским товаром. Прежде всего итальянская ткань — это драгоценность и только потом материал для портного. Поэтому парадные одеяния русских правителей и облачения высшего духовенства, сшитые из великолепного материала, бережно хранились в Царской казне и Патриаршей ризнице в Кремле. Нередко такие одежды ушивали и перешивали, латали и перелицовывали — из-за дороговизны материала. Сохранившиеся кафтан Патриарха Никона из рытого бархата, саккос Патриарха Адриана из аксамиченного бархата с двуглавыми орлами и платно Петра Алексеевича из венецианской ткани, несомненно, составляют гордость выставки.