Русская линия
ЧасПротоиерей Александр Немченко17.12.2004 

«Нокаут. Прости, Господи!»

Этому человеку 54 года, хотя на вид не больше 40. Его называют отец, батюшка или батя. По утрам он служит молебен, а вечером едет отрабатывать мощный удар локтем в челюсть. Протоиерей Александр Немченко, настоятель московского храма Святителя Николая в Троекурове, — мастер спорта по вольной борьбе. Всю жизнь он готовится к худшему, а делами своими стремится к лучшему.

Что говорит Библия о спорте?

Не часто встретишь батюшку, который в свободное от молитв и повседневных дел время занимается спортом. Причем не общефизическими упражнениями, а боевыми единоборствами. Обозреватель «МЭ» поехал в храм Святителя Николая, где разделил обеденную трапезу с отцом Александром.

— Я вырос в драках. В детстве четыре года учился в школе-интернате для трудновоспитуемых. Мне постоянно приходилось отбиваться кулаками. И все равно первый год мне доставалось очень сильно. Я пошел в секцию бокса, но меня почему-то не взяли. Зато попал к прекрасному наставнику по вольной борьбе.

— После чего вы, наверное, стали грозой местной шпаны?

— Я бы так не сказал… С одной стороны, я, конечно, мог постоять за себя, у меня появилась уверенность в собственных силах, с другой — спорт дал мне гораздо больше, чем хорошую физическую подготовку. Спорт выстроил систему, в которой я должен был вести здоровый образ жизни, тренироваться не только ради успехов, но и для противостояния злу, то есть тому, что противоречило моему восприятию. Более того, я всегда готовился защищать Родину.

— Вы и сейчас готовы стать солдатом?

— Разумеется! Сейчас я тренируюсь еще и ради защиты церкви. И считаю, что монахи и священники должны уметь постоять за свой храм, чтобы он не был осквернен и разграблен, как во время Гражданской войны.

При этих словах обозреватель «МЭ» вопросительно посмотрел на портрет Ленина над головой настоятеля и напротив иконы святителя Николая. Батюшка заметил скептический взгляд и без тени смущения объяснил:

— Ленин школы для бедняков основал, беспризорников за парты сажал, людей на строительство страны вдохновлял.

— Отец Александр, давайте все-таки поближе к спорту и к вашей жизни. Как вы мастера спорта получили?

— В армии. Там же я принял решение пойти в духовную семинарию. После армии четыре раза пытался поступить. В результате обучался заочно.

— Как так?

— В советские времена выбор духовной семинарии считался, мягко говоря, не самым удачным. Чтобы переубедить, меня даже отправили на переподготовку.

— Это еще что такое?

— На переподготовку отправляют после дисбата. Это хуже чем тюрьма. Драться приходилось каждый день.

— После всех перипетий вы оказались в монастыре. Жизнь, по идее, стала гораздо более спокойной.

— Драки прекратились, но тренировки я не забросил. Тренировался по ночам. Против никто не выступал, потому что занятия не мешали моим обязанностям как монаха, да и спорт стал частью меня.

— Отец Александр, как вместе со словом Божьим вы проповедуете спортивный дух?

— Лет пять назад я говорил, что при монастырях должны быть спортивные секции, чтобы люди тренировались и одновременно приобщались к православной культуре, если среди тренеров есть батюшка. Ведь помимо слова Божьего и назидания необходимо прививать любовь к спорту и здоровому образу жизни. Меня сначала не понимали.

— Тем не менее последователи у вас появились.

— В Сергиевом Посаде есть батюшка — боевой самбист, тренирует послушников и прихожан. Сейчас многие бывшие офицеры и спортсмены принимают сан. Они не только не забрасывают тренировки, но и начинают тренировать прихожан.

— В Библии говорится что-нибудь про спорт?

— В Ветхом Завете описывается борьба Давида с Голиафом. Голиаф был великаном, а Давид — просто натренированным мальчиком. Он так метко и сильно попал камнем в лоб Голиафу, что тот рухнул без сознания. Чем не пример того, что Библия убеждает верующих заниматься спортом?

— А сейчас у вас проходят тренировки по вольной борьбе?

— Не только. Бокс, карате, таэквондо, самбо, русский стиль — я стараюсь освоить новые виды единоборств.

— Но зачем? Неужели после принятия сана вам приходилось применять физическую силу?

— Начнем с того, что я руковожу центром по реабилитации бывших заключенных, трудновоспитуемой молодежи и наркоманов. Контингент очень сложный. Иногда срываются и напиваются. Но даже в пьяном состоянии они помнят, что я человек подготовленный. В случае чего могу за себя постоять.

— И что, приходилось?

— Четыре года назад кто-то меня заказал.

— За что?

— Видимо, за создание центра. Меня пытались убить бейсбольными металлическими битами. Били только по голове. Если бы я спортом не занимался, то уже был бы покойником.

Отец Александр не стал вдаваться в подробности, но четыре года назад протоиерей рассказывал в интервью одной из газет следующее: «Около семи часов вечера в церковные владения заехала первая машина. Из нее выскочили парни лет 27−30. Потом приехали еще четыре машины. Как по команде все двери открылись, выскочили человек 15−20 с бейсбольными битами и набросились на меня и Саида (один из подопечных центра)».

В беседе со мной батюшка добавил:

— Промысел Божий и многолетняя практика драк — все помогло. Даже когда я потерял сознание, то остался стоять на ногах.

— Нападающих потом нашли?

— Я сам их нашел. Как, говорить не буду.

— И что вы с ними сделали?

— Простил. Всех простил. Они извинились. А я посчитал, что это нападение для меня может быть дьявольским наваждением — проверкой на силу духа. Если бы я их наказал, они озлобились бы еще больше. Простив, я почувствовал себя свободным и сильным человеком. Но я точно знаю: всю жизнь они будут помнить, что подняли руку на священника, то есть на церковь.

— Нерадивых подопечных вы наказываете физическими упражнениями — бегом, например, или отжиманиями?

— Никогда этого не делал. Провинившийся — обычно за пьянство и дебоширство — несколько часов стоит на коленях перед храмом и молится, а потом ударно трудится. Я вообще никого не заставляю заниматься спортом. Просто создаю условия.

— У вас есть мечта?

— Я бы не сказал, что мечта… Очень хочу несколько лет пожить в одном из шаолиньских монастырей. Или создать нечто подобное в православном монастыре, то есть место, где бы человек совершенствовался и духовно, и физически.

14 декабря 2004 г.

Опубликовано на Информационно-развлекательном портале Даугавпилса http://www.d-pils.lv


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru