Коммерсант | 16.12.2004 |
— Я много жертвую церкви, но никогда меня об этом никто не просил и уж тем более таксы никто не называл. Когда я прихожу в храм, то обязательно покупаю свечки и книги и непременно кладу энную сумму денег в ящик для пожертвований. У меня много крестников, но денег за крестины мы не платили. Хотя я слышал, что некоторые прихожане даже снимают с себя драгоценности за какие-то ритуалы.
Юрий Кобаладзе, управляющий директор инвестиционной компании «Ренессанс Капитал»:
— Я платил за крестины, но добровольно: бабушки шепнули, что надо бы некую сумму перечислить на реконструкцию храма. Перечислял. Спасибо, хоть не вымогали. А священники разные. Бывают прямо бизнес-отцы. Но я с ними не сталкивался. И все равно рад, что патриарх обратил внимание на небывалую коммерциализацию церкви. Ведь это сильно отпугивает молодежь.
Николай Харитонов, депутат Госдумы, лидер Агромпромсоюза:
— Церковь в последнее время норовит получить что-то от власти. Президент им землицы подбросил, так они поспособствовали переносу праздников с 7 ноября на 4-е. Теперь, выступая против коммерциализации обрядов, видимо, хотят поддержки, в том числе и материальной. Хотя лично я не сталкивался с вымогательством. Когда мне пришлось вызвать священника на исповедь к умирающей матери, я тоже заплатил. Но на Руси всегда было принято благодарить священника.
Адольф Шаевич, президент Конгресса еврейских религиозных общин России:
— Недорого, гораздо дороже обходится покупка кошерных продуктов. У нас тоже берут деньги за освящение или обрезание, но таксы нет, человек дает сколько может. Если патриарх заговорил о коммерциализации церкви, значит, проблема стала слишком серьезной. Священник не должен освящать машины или, как предлагали мне, казино. У нас тоже есть раввины, делающие на вере бизнес, но все меньше людей, знающих, где стоит кружка для пожертвований.
Армен Григорян, лидер группы «Крематорий»:
— Мне и моим детям крещение ничего не стоило. Так и должно быть везде. Нельзя брать деньги за веру. Церкви должны объединять людей, а не разъединять на тех, кто может заплатить, а кто нет. Человек должен иметь возможность с радостью или горем приходить в церковь в любое время суток, а не тогда, когда она работает.