ТАСС | Архиепископ Вашингтонский Митрополит всея Америки и Канады Герман (Свайко) | 16.12.2004 |
ВОПРОС: Ваше Высокопреосвященство! Как живется православному человеку в Америке, или же христианину легче исповедовать свою веру в России?
ОТВЕТ: В России, конечно, с одной стороны, православному человеку легче, так как он живет в стране, сохранившей в основном православную традицию. В Америке же это — Церковь меньшинства. С другой стороны, у нас в стране, если человек хочет быть православным христианином, никто ему в этом не препятствует. При этом в Америке человека окружают большие соблазны, и если человеку не хватает силы веры, он может им поддаться. Так же и в России, если человек нравственно не готов, то он тоже не сможет противостоять искушениям.
ВОПРОС: Каковы масштабы Православной церкви в Америке /ПЦА/?
ОТВЕТ: ПЦА объединяет 700 приходов, расположенных в США, Канаде и Латинской Америке. Можно говорить о том, что прихожане ПЦА это — 125 тысяч семей, или 300 тысяч верующих. Служение несут 1200 священнослужителей. А всего православных христиан на континенте — около 2, 5 млн человек.
Наряду с ПЦА в США действуют приходы 8 канонических православных юрисдикций: среди них — Сербская, Антиохийская, Константинопольская, Русская церкви. Было бы намного лучше, если бы они могли объединиться в единую Поместную православную церковь. Эта идея изначально принадлежала Патриарху Тихону, когда он был епископом Северной Америки и объединял вокруг себя всех православных. Такое объединение усилило бы влияние православия на общественную жизнь.
За последние 10−15 лет в ПЦА значительно возросло количество новых приходов. Ежемесячно открываются 1−2 прихода. В основном наши новые прихожане — обращенные американцы, они приходят в церковь целыми семьями. Однако есть эмигранты и из России, в Нью-Йорке мы планируем открыть для них специальный приход, а в кафедральном соборе Вашингтона часто проводятся службы на церковно-славянском языке.
ВОПРОС: Как Американская православная церковь отвечает на вызовы времени — проблемы эвтаназии, клонирования, увеличения абортов?
ОТВЕТ: Мы, безусловно, придерживаемся учения Церкви, которое запрещает человеку убивать. Мы открыто выступаем против такого убийства, в особенности это относится к проблеме абортов. Наша церковь постоянный участник маршей протестов против абортов, которые ежегодно проводят в Вашингтоне люди разных убеждений. Шествие направляется к Верховному суду США с требованием запретить аборты. В прошлом году в таком марше участвовало около 1 млн человек, я там встретил даже людей из России.
/Мнение американских богословов об этих и других проблемах, волнующих общество, можно будет узнать на научной конференции, которая пройдет в Москве в мае 2005 года — от ред./
ВОПРОС: Каковы взаимоотношения ПЦА с Русской Зарубежной церковью, большинство приходов которой находится в США? Как Вы относитесь к ее воссоединению с Русской православной церковью в России?
ОТВЕТ: Конечно, мы хотели бы этого воссоединения. Все эти годы /около 80 лет/ Зарубежная церковь фактически находилась в расколе с Церковью в Отечестве, и до сих пор не имеет канонического общения ни с одной православной церковью мира. При этом я поддерживаю очень хорошие личные взаимоотношения с главой Зарубежной Церкви митрополитом Лавром, с епископами, священниками и простыми верующими. Очень многие в самой Зарубежной церкви хотели бы восстановления этого общения, и даже, может быть, полного единения с Русской церковью, но из-за сопротивления групп противников воссоединение может произойти не так быстро, как хотелось бы. Те, кто выступает против воссоединения с Церковью в России, аналогично настроены и по отношению к Американской Церкви, и не желают поддерживать отношений и с ней. Их неприятие Американской православной церкви связано с тем, что они ощущают ее близость к Русской церкви. Весь православный мир взирает на происходящее, и мы молимся о воссоединении двух Церквей, надеясь, что это произойдет в обозримом будущем.
ВОПРОС: Изменилось ли у американцев отношение к религии после событий 11 сентября?
ОТВЕТ: Каждый раз, когда зло зримо проявляет себя в мире, это побуждает людей задуматься о своей жизни, о том, что жизнь может неожиданно оборваться. Сразу после 11 сентября мы наблюдали приток американцев в храмы, однако с течением времени религиозное чувство у многих из этих людей ослабевает. И все же эти трагические события существенно изменили всю жизнь в США. Люди склоняются к тому, чтобы были приняты законы, ограничивающие показ насилия на экране. И уже принимаются меры, чтобы оградить детей от просмотра такого рода передач.
ВОПРОС: Как отнеслись американцы к фильму Мэла Гибсона «Страсти Христовы», снятому в Голливуде?
ОТВЕТ: У нас в стране фильм Мэла Гибсона оценили по-разному. С точки зрения христианской веры, знаний о Боге в этом фильме не было особой нужды. Но с другой стороны, значение фильма в том, что он стал свидетельством о Христе для тех, кто никогда не знал о Нем. Для нехристиан это было открытие, свидетельство о Боге. Меня не особенно удивило, что фильм создан именно в Голливуде, где снимаются в основном блок-бастеры и боевики — ведь из любого явления могут происходить ростки добрые и недобрые.
10 декабря 2004 г.
Портал-Credo.Ru