Труд | Тамерлан Агузаров | 15.12.2004 |
— Тамерлан Кимович, когда начнутся судебные разбирательства по делу о теракте в бесланской школе?
— Сразу же по окончании следственных действий, производимых прокуратурой. В настоящий момент ход следствия затруднен тем обстоятельством, что часть пострадавших в теракте находится на излечении в больницах Москвы и Ростова, на курортах Сочи и Крыма.
— Кто будет в качестве обвиняемого?
— Единственный оставшийся в живых во время вынужденного штурма террорист — Нур-паши Кулаев.
— А что с основными виновниками произошедшего в Беслане — заказчиками теракта?
— Суд над ними, поверьте мне, — вопрос времени…
— Недавно в связи с трагедией в Беслане Генпрокуратура РФ предъявила обвинение в халатности ряду сотрудников осетинской и ингушской милиции. Их дела также будут рассматриваться Верховным судом?
— Нет. Это прерогатива районных судов.
— А какие меры безопасности предприняты на намечающемся процессе?
— Подробности подобных мероприятий составляют служебную тайну. Могу лишь сообщить, что безопасность судебных заседаний будут обеспечивать и ФСБ, и ГИБДД, и ОМОН, и подразделения саперов, и кинологи. У нас, к сожалению, довольно богатый опыт проведения заседаний такого характера…
— Что это были за дела?
— Скажем, по взрыву, прогремевшему 19 марта 1999 года на территории Центрального рынка города Владикавказа. Тогда погибли 52 человека и 168 получили ранения различной степени тяжести. Оказалось, с этим преступлением был связан и теракт 16 мая того же года в поселке Спутник. Там, напомню, подорваны три жилых пятиэтажных дома, в которых 4 человека погибли, 17 ранены. И теми же злоумышленниками произведен третий взрыв на территории так называемой «биржи труда». Он покалечил 18 граждан. За указанные преступления 15 декабря 2003 года осуждены Цуров Адам (пожизненно), Хутиев Абдулрахим и Темирбиев Махмуд (по 23 года лишения свободы).
10 ноября в результате взрыва на рынке Фаллой погибли 4 жителя Владикавказа, 62 были ранены, а взрыв 28 апреля 2002 года унес жизни 7 граждан республики, 50 человек получили тяжкие телесные повреждения. Вердикт Верховного суда от 11 июля 2003 года в отношении авторов этих терактов таков: Чахкиев Руслан приговорен к 24-летнему сроку заключения, а его подельник Темирбиев Мовсар лишен свободы на 18 лет.
— Почему, на ваш взгляд, силы международного терроризма именно Северную Осетию столь часто избирают мишенью?
— Полагаю, у этой проблемы глубокие исторические корни. Со дня своего основания Владикавказ является олицетворением российского военного присутствия в регионе. Название этого города-крепости говорит само за себя — «Владей Кавказом». Еще в середине XIX века, во времена имама Шамиля, предпринимались неоднократные попытки проникнуть в город и учинить в нем резню и пожары — то, что в современной фразеологии именуется терактом. Позднее, после окончания Кавказской войны, во Владикавказе квартировал Апшеронский полк, осуществлявший полицейские функции во всем регионе. Сегодня Северная Осетия — место дислокации 58-й армии, нескольких военных вузов. Кроме того, наша республика — одно из немногих геополитических мест на Северном Кавказе, где практически не существует проблем межэтнического и межконфессионального характера. Стоит ли удивляться, что одной из целей террористов в Беслане была провокация очередной вспышки осетино-ингушского вооруженного конфликта. К счастью, наш народ не поддался на уловку бандитов.
— А может, причина столь пристального внимания к Осетии деструктивных сил — в приверженности республики православному вероисповеданию?
— Я так не думаю. У нас немало людей, исповедующих ислам, — целые села, города и даже районы. Мусульмане были и среди заложников в бесланской школе номер 1 — однако это обстоятельство не спасло их от бандитских пуль…
— А как же ваххабизм?
— Ваххабизм по своей сути является скорее преступным извращением классического ислама, этой миролюбивой религии. Призвание ваххабизма — «теологически» оправдывать нечеловеческую жестокость современного терроризма. Возьмите, к примеру, шахидку-смертницу Мужахоеву. В стенах нашего суда она совершенно четко заявила, что никогда не читала Коран, а подельники пытались вдохновить ее на «подвиги» литературой ваххабитского характера.
Цереков Артур, соб. корр. «Труда».
Владикавказ.