Русский вестник | Вячеслав Клыков | 14.12.2004 |
— Вячеслав Михайлович, почему среди юбилейных дат особое внимание уделяется именно 1040-летию победы великого князя Киевского Святослава?
— Возьмите биографию отдельного человека. Для правильного её понимания важно знать, когда он родился. Есть и промежуточные даты, но эта дата — главная. Победа Святослава означала зарождение российского государства — Киевской, Новгородской, Московской Руси и Российской Империи! Современная ситуация и политическая обстановка в России призывают нас безотлагательно изучить уроки прошлого, понять, почему в течение двадцати веков несмотря на почти ежегодные войны, большие и малые, Российская Империя крепла и приумножалась в своих границах и к 1913 году вышла на одно из ведущих мест в мире.
Понятно, почему для нас сейчас столь важна память об эпохе Святослава Храброго. Сын святой равноапостольной княгини Ольги, первой православной правительницы России, великий полководец, храбрый воин, великий князь Святослав прекрасно понимал в то время, что нужно для расширения великой России. Он уже тогда мог видеть, что Византия дряхлеет, теряет многие свои достоинства.
Святослав понимал, что для будущего России надо освободить среднюю Волгу, низовье и устье Волги от самого заклятого врага Киевской Руси — Хазарского каганата, этого кланового паразитического государства, которое невероятно разбогатело на работорговле, захватнических войнах, жесточайшем контроле основных торговых путей России. Великий князь Святослав был человеком действия. Он не стал ждать, когда это разжиревшее государство — прообраз нынешних США, что можно сказать с полным основанием, — прихлопнет Киевскую Русь как досадное соседство, ибо воинские подвиги Святослава были известны в то время и в Хазарском каганате. И вот сейчас сила примера великого князя Святослава должна дать нам веру, энергию, волю и надежду на избавление от современного сионо-масонского плена.
— Каково геополитическое значение этой победы?
— Формирование Руси как единого централизованного государства на большой территории.
— Недавно Вы высказались за восстановление Союза Русского Народа как центральной силы, направленной на восстановление России. Как это может проявиться?
— Это инструмент, который позволит русским людям вернуть себе чувство хозяина своей страны. Тех людей, что ходят теперь на выборы, можно лишь пожалеть. Ведь что такое эти самые выборы? Это игра с такими правилами, по которым русский патриот никогда во властные структуры не пройдёт. Когда ЦК КПСС стал пополняться людьми, вышедшими из простого народа, он несколько обрусел. Такая тенденция набирала силы. И тогда, чтобы противостоять ей, была затеяна ползучая революция — перестройка. Но мы едва ли подозреваем, какие настроения хранит народ в своём безмолвии. Надо быть частью народа, чтобы понять, почему он молчит, почему безмолвствует — не желает участвовать в делах тьмы. Главное не выборы, а самосознание народа. И ощутить это самосознание поможет возрожденный Союз Русского Народа. Существует закон исторического возмездия. Великий народ, Россия хранят в себе этот закон. Кажущаяся инертность масс может обернуться совершенно непредсказуемым взрывом; такие периоды в истории России бывали не раз. Россия — не Сербия, не Польша. Православное сознание хранится в глубинах исторической памяти народа. Оно проявится, хотя и не сразу. Ведь 80 лет нас травили духовными эрзацами. Возьмите «кодекс строителя коммунизма»! Ведь в нём вы найдёте христианские заповеди, но только без Бога.
И слава Богу, что народ не участвует сейчас в делах тьмы. Но за правду русский народ отдаст всё. Как бы идеалистически это ни выглядело, но это так.
— Как будут сочетаться, по Вашему мнению, в ходе становления русского общественного движения и празднования Святославова юбилея вопросы социальной и национальной справедливости?
— Это важнейшие вопросы. Справедливость пронизывает всё, как правда Божия. Будет создан Союз Русского Народа. Он охватит все сферы: экономику, медицину, взаимопомощь. Выйдет в свет брошюра «Самоорганизация русского народа» в качестве инструкции по налаживанию справедливого уклада социальной жизни, в том числе и по разрешению проблем социальной и национальной справедливости.
— Кого Вы считаете союзниками движения?
— Всех, кому не стыдно считаться русским в большом многонациональном государстве. Мы с мусульманами и буддистами всегда жили в мире и дружбе, вместе поднимали экономику. Они у нас и союзники, и непосредственные участники.
— Согласны ли Вы с тем, что национальная культура полностью вмещается в религиозные рамки, растворяется в конечном счёте в формах религиозного самосознания? Это означает, что понятие «русский» совпадает с понятием «православный». Или же религиозное самосознание, религиозный культ являются частью национальной культуры? А кое-кто утверждает, что религиозное самосознание и национальное самосознание являются взаимодополняющими. Какое положение из этих трех является, на Ваш взгляд, правильным?
— Вопрос непростой. Апостол Павел сказал, что душа человека — христианка по своей природе. Русь языческая уже была готова для принятия христианства. Многобожие в своё время сменилось почитанием единого Бога, но душа-то нашего человека и до того была православной, потому что она, подчёркиваю, изначально православная. Потому-то опорой, стержнем, фундаментом отечественной культуры от первобытных времён до наших дней является религия. Только опираясь на религиозное сознание, мы можем правильно оценить все наши победы, ошибки и поражения. Православие есть основа русской культуры, которая во всех своих проявлениях — в музыке, в литературе, в изобразительном искусстве — стала неотъемлемой частью мировой культуры. Обратите внимание на такой факт. Основанием, фундаментом современного русского национального языка, и литературного, и разговорного, является язык церковнославянский, или древнеславянский. Но это — язык духовный. Духовный — значит православный. Так и наше зодчество, музыка, другие виды искусств зиждятся на Православии. Творчество, например, композитора Свиридова изобилует произведениями для хора, ибо для русского человека более характерно пение, чем игра на музыкальных инструментах. Или возьмите поголовное увлечение русской иконой в начале ХХ века, творчество Петрова-Водкина. У всех представителей золотого века русского изобразительного искусства — Саврасова, Остроухова, Серова, Репина, даже Левитана — чувствуется глубина восприятия иконописи. В литературе того времени чувствуется влияние летописей. Стихиры — это песни, славящие Бога и всё, что Он создал. Отсюда вышли поэзия и песенное творчество. Так обстоит дело и во всех других видах искусств. И в быту, в обыденной жизни иерархия ценностей на Руси идёт от отправления церковных служб, обрядов.
— Но ведь православные греки — не русские. Арабская культура отличается от культур других мусульманских народов при общности религии, значит национальные различия существуют. Мы во многом расходимся с буддистами, корни разные.
— Корни разные у нас только с иудаизмом. Наш президент В.В. Путин и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) ошибаются, считая иудаизм традиционной религией России. Православные русские люди считают непреложным фактом наличие у нас трёх коренных религий. Это — Православие, Ислам, Буддизм, причём православными, как и прежде, считает себя сегодня наибольшая часть нашего народа, в том числе и русская эмиграция. Но единой РПЦ нет, её искусственно разрезали. Была бы едина Церковь, был бы и народ един. Основная причина раскола российского общества — разделение Церквей. И мы, русские православные люди, должны требовать, не просить, а именно требовать объединения Церквей и от наших, и от зарубежных иерархов. Основное препятствие на пути к объединению — амбиции иерархов, которые подогреваются спецслужбами.
— Вернёмся к вопросу об иудаизме. В книге «Тайна России» М. Назаров примерно такими словами объясняет версию богоизбранности иудеев: у Бога якобы должен быть богоизбранный народ, поэтому надо же было Ему кого-то избрать. Вот Он и сделал их богоизбранным народом. Как это соотнести с утверждениями митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) о том, что никогда никакого богоизбранного народа не было?
— Я хорошо знаю и глубоко уважаю М. Назарова. Но в этом вопросе придерживаюсь иной точки зрения. Христос никогда не пришёл бы к Божиему народу. Он пришёл к тому народу, который был болен, поражён двойным стандартом, к народу с холодным сердцем. Они не приняли Благой Вести, и Иисус проклял этот народ. Когда они кричали «кровь Его на нас и на наших детях», они предсказали свою судьбу. Они и есть дети дьявола. Богоизбранность — это миф. Христос пришёл излечить больной народ, и этот народ Его распял. Но, мне кажется, надо внимательнее изучать все произведения М. Назарова, ведь он считает русских Божиим народом. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий несли русским, славянам не только кириллицу, но и горячую проповедь Православия. И на то было веление Божие. Поэтому ни римляне, ни хазары не смогли устоять в историческом споре с православными. Древнеславянский язык был средством единения народов. Язык и народ — это синонимы. И мы должны ясно понимать, что нынешнее разрушение языка есть разрушение нации. Это я говорю не как книжник, а как человек действия. Наш лозунг, наш девиз — Россия непокорённая.
— Крайне актуальный вопрос — о работе с молодёжью. Нужно ли для успеха этой работы найти какой-то особый, современный, понятный именно молодёжи стиль?
— Нет, считаю, что не надо подлаживаться. Правду надо говорить всем, независимо от возраста. Не надо подделываться под молодежь.
— Но возьмите Шпенглера, Данилевского, других мыслителей, рассматривавших эту проблему. Быть может, надо учитывать то обстоятельство, что молодёжь завораживает ритм, шаг, символика, форма одежды, что-то специфически молодёжное. Считаю, что эта проблема всё-таки есть. Ведь, скажем, в РНЕ удалось привлечь более 300 тысяч человек во многом благодаря тому, что был найден особый стиль.
— Мы должны исследовать и знать органику во взаимоотношениях возрастов. Существует естество человека. В любом возрасте оно требует правды. Её надо говорить открыто. Это верный способ поднять и привлечь молодёжь.
Забили мозги, засорили души молодых западными формами жизни. Конечно, с возрастом кое-какая мишура отлетает. Вспомните, из многих «стиляг» советского времени получились потом прекрасные врачи, художники. Но с молодёжью надо работать! В университетах, институтах надо организовывать увлекательные лекции, и молодёжь будет с нами, пойдёт за нами. Нам нужны грамотные историки, грамотные лекторы, пропагандисты, союзники во всех областях жизнедеятельности, хорошо знающие наше бытие.
— Расскажите, пожалуйста, о Ваших творческих планах на ближайший период.
— Планы на будущее связаны с осуществлением программы движения «Наши победы». Предполагается установить:
— памятник великому князю Святославу Храброму в Белгороде;
— памятник святому Георгию Победоносцу в Рязани (напомню, что в Российской Империи день памяти этого святого, 6 мая, праздновался как день славы русского воинства, когда торжественно отмечались все победы русского духа и русского оружия);
— в Витебске планируется поставить памятник святой равноапостольной княгине Ольге, которая благословляет своего сына Святослава и своего внука, будущего крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира-Красное Солнышко;
— на Преображенской площади в Москве намечается установить памятник первому солдату Преображенского полка Бухвостову Н.И.
Беседовал Л. Г. Антипенко