Русская линия
Литературная газета Александр Горбунов14.12.2004 

Новости выбирают и проигрывают

Давно собирался начать разговор о содержании информационно-новостных блоков на нашем ТВ. Слишком у многих вызывают недоумение и вполне понятное раздражение скудость, ограниченность их тем, а нередко и полная смысловая пустота. Когда изо дня в день зритель видит стандартный набор из плохо продуманного официоза, рекламы монетизации льгот, репортажа из Ирака, затем из США и какого-нибудь курьёза «на закуску». Ничего внятного о жизни самой России, а также и ближайшего зарубежья — стран СНГ. Понятно, что, работая в таком режиме, информационные службы неизбежно «теряют форму». Борьба за Украину, предполагающая полномасштабную информационную войну (с успехом проводимую Западом и украинской оппозицией), выявила всю ограниченность ресурса отечественных «новостников». И, к сожалению, не только её.

Для начала в качестве примера предлагаю рассмотреть один информационный день — 23 ноября. Он выбран не случайно. Именно тогда произошёл чётко спланированный лавинообразный рост выступлений киевских «оранжистов» и «самостийная присяга» самому себе проигравшего кандидата Виктора Ющенко.

Из утреннего 10-часового выпуска «Сегодня» (НТВ) можно было узнать о начавшемся массовом протесте сторонников Ющенко, не признающих объявленную ЦИКом победу Януковича, а также о позиции США, обеспокоенных «массовыми нарушениями» (4 минуты). Далее речь шла о вспышке детской инфекции в Екатеринбурге (3 минуты). О Махмуде Аббасе и конференции в Шарм-эль-Шейхе по Ираку (2 минуты). О том, что в США упал личный самолёт Буша-отца, о фигурках оригами в Таиланде. Как это чаще всего бывает в последние годы, о своей стране (а на той же Украине о стране-соседе) зритель не узнал ничего, кроме локального ЧП. На сей раз в виде вспышки инфекции. Ну разве ещё то, что депутаты решили перекроить «праздничный календарь».

В 11 часов «Россия» около 5 минут показывала митинги и речи киевских и львовских оппозиционеров и 0,5 минуты демонстрации восточных украинцев. Перестановка депутатами праздничных дат (2 мин.). Обвинение Евросоюзом Белоруссии в «мошенничестве» при проведении референдума. Ирак. Махмуд Аббас. Наводнение в Венесуэле. Музейная экспозиция в Букингемском дворце. Репортаж из Литвы, где некий чудик подал в суд иск с обвинением собственного имени. И здесь по сути ни одного материала о российской жизни. Не отличались оригинальностью шедшие одновременно «Новости» ТВЦ — только здесь первой строкой стояло «назначение» новых выходных. Правда, пара социальных репортажей — о забастовках учителей и разваливающихся домах в г. Жуковском вместе с сюжетом о юбилее Анатолия Поперечного служили намёком на некоторое отличие от других каналов.

«Первый» в 12 часов начал с Украины. Но и он почти все 5 минут «украинского» блока посвятил оппозиционным мероприятиям. Стала явно ощущаться нехватка какого-либо комментария со стороны политиков и политологов победившей официально стороны. Неизбежное упоминание о думском переосмыслении праздников (2 мин.). Шарм-эль-Шейх. Пойманы мошенники в Москве (3 мин). В Иванове существуют мореходы-экстремалы (3 мин.). Собственно, о РФ только это и можно было узнать.

13 часов. НТВ вновь 7 минут рассказывает о действиях оппозиции в Киеве и об «обеспокоенности» Госдепа США, выраженной его представителем А. Эрели. Кишечная инфекция в Екатеринбурге (3 мин.). Ураган в Калининграде. «Праздничная» Дума (4 мин.) Махмуд Аббас. Грузия отмечает «революцию роз». Музей современного искусства в Нью-Йорке. Йозеф Менгеле (известный нацистский медик-палач), умерший в Бразилии, не раскаялся в своих взглядах. Последняя информация, наверное, должна была укрепить решимость бандеровской составляющей западноукраинской тусовки, где идеи с душком до сих пор популярны.

14 часов. «Россия» после криминальной «Дежурной части» (кто разъяснит необходимость её присутствия на государственном ТВ?) рассказывает о реакции Евросоюза и Госдепа США, митингах «оранжевых» (2 мин.). О «новых» праздниках (2 мин.). О снегопаде в Краснодаре и Турции. «Евросоюз изолировал Лукашенко» — почти как восклицание. Шарм-эль-Шейх. Махмуд Аббас. Афганистан. «Аль-Каида» в Лондоне. Падение частного самолёта Буша. Что о России? Ничего. Как понимать украинские события? Никак. ТВЦ тем временем по сути повторяет предыдущий выпуск, дополняя его сообщением о поставках продуктов из регионов в Москву.

15 часов. Первый канал. Сумбурное пятиминутное повествование с «Майдана незалэжности». Далее по уже оглашённому списку. С добавлением констатации отопительного кризиса на Сахалине. Ничего нового и в 17-часовом выпуске «России».

Итак, всю первую половину очень важного, пожалуй, ключевого, политического дня российские телеканалы провели в дремоте. Не было даже попыток активного проникновения в суть происходящего на Украине, не было работы репортёров, операторов, интервьюеров, обозревателей. Корреспонденты (по указу начальства?) не стали утруждать себя ничем, кроме бессмысленного топтания на поверхностных площадках поодаль от разгорячённых демонстрантов. И всё это на привычном фоне тотального отсутствия позитивного, да хоть какого-нибудь образа России. При чём тут он? Да при том, что в соседней республике внимательно смотрят московское ТВ. И делают соответствующие выводы.

Впрочем, ближе к вечеру стали складываться тенденции. Со всей остротой проступили «индивидуальные» черты каналов. Если в 18-часовом выпуске Первого в репортажах с Крещатика появились отзвуки некоторой вразумительности и принадлежности к государству, то линия, начатая 19-часовой программой «Сегодня» (НТВ), заставила вспомнить о «родовых» приметах этой телекомпании середины 90-х годов.

Очевидное воодушевление и сорадование по поводу фарсового самовозведения Ющенко в президенты, принятия им опереточной «присяги». «Здесь собралась половина Киева». «Было полное ликование». Конечно, есть «юридические нюансы», говорит корреспондент НТВ, но оппозиция утверждает, что все юридические нормы соблюдены.

В 20 часов канал «Россия» достаточно вяло, но всё же пытается донести до аудитории, что попытка «присяги» не удалась. Прозвучала позиция МИДа. А затем и позиция президента Путина.
Программа «Время» вдруг начинает трансляцию (в записи) (!) спектакля «присягания» Ющенко. Затем даёт краткое интервью с ним. И это в 21.00 на всю Россию, на всю Украину! Спрашивается, зачем? И лишь потом рассуждения о нарушении Конституции, «подкреплённые» репортажами с Западной Украины, каким-то вычурно слабым показом акций в Донецке, а также мнением нашего «друга» Саакашвили и его речью на украинском языке.

К 22 часам НТВ решило больше не стесняться. А. Пивоваров пытается начать передачу с зачитывания текста пресловутой «присяги». «Виктор Ющенко присягнул на верность народу Украины». «Демонстранты идут на администрацию президента». Развёрнутая трансляция «принятия присяги». «Каштановое потрясение». Издевательский репортаж с Востока. Приветливый репортаж с Запада. В 23 часа «Россия» смогла лишь сообщить, что ситуация накаляется, и повторить старые сюжеты, обнаружив при этом полную невнятицу оценок. Единственным комментатором оказался Глеб Павловский со своим весьма двусмысленным заявлением: «Народ должен выбрать между революцией и Конституцией».

И лишь в 23.30 в спецвыпуске Первого канала впервые зазвучали «пророссийские», «за Януковича» экспертные доводы, появилась адекватная расстановка акцентов в сюжетах. Достаточно внятный комментарий Михаила Леонтьева. Надо сказать, что с этого момента «Первый» стал наращивать попытки информационного воздействия на ситуацию, доведенные до оформленного, логически верного вида в воскресной программе «Время». Но было уже поздновато.
В описываемый день Россия «благодаря» усилиям своих новостных телеслужб потерпела ощутимое информационное поражение. На экранах торжествовала оппозиция, «присягающий» Ющенко, неистовствующая Тимошенко, и где-то на заднем плане ютились понурые сторонники Януковича. А самого его вообще не было видно.

Пара слов об НТВ. Став рупором «оранжевых», в своей прозападной позиции оно соревновалось, пожалуй, только с оголтелыми комментариями «Эха Москвы» в духе «освобождение от русского гнёта», «прощай, немытая Россия». Чего стоит один лишь насмешливый репортаж под заголовком «Братство рухнуло — монумент развалился сам собой» о треснувшем фундаменте небольшого знака российско-украинской дружбы, установленного в Москве. Здесь зачитываются американские газеты. Здесь мы — вечно оправдывающаяся, ущербная сторона.
Странную позицию нейтралитета занял и государственный (?) канал «Россия», что увенчалось замечанием Сергея Брилёва в «Вестях недели» о «феномене восходящего Ющенко» и о том, что, мол, «может быть, он и более выгодный союзник России», вместе с благостным сюжетом о «походе оппозиции».

Мне неизвестны страны, где ещё была бы подобным образом поставлена работа информационных служб. Где для руководства телекомпаний позиция президента и интересы государства, подавляющего большинства населения не являются ориентиром. Просто такие страны, «по законам физики», наверное, не могут долго существовать.

1−7 декабря 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru