Русская линия
Русский предприниматель, журнал Ольга Куликовская-Романова13.12.2004 

«Я вижу преображение России»
С Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой, главой Благотворительного фонда памяти Великой княгини Ольги Александровны, беседовал Игорь Пшеничников

Ольга Николаевна Куликовская-Романова просит не называть себя Великой княгиней: «Кто я такая, чтобы так именоваться?» Тем не менее она, вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова (1917−1993), племянника Николая II и внука Александра III, безусловно, принадлежит к императорскому дому.
Ольга Николаевна живет в Торонто, где прошли последние годы жизни ее августейшей свекрови Великой княгини Ольги Александровны и супруга Тихона Николаевича. Сегодня Ольга Николаевна возглавляет Благотворительный фонд, созданный вместе с мужем во исполнение духовных заветов Великой княгини Ольги Александровны, посвятившей подвигу благотворительности значительную часть жизни. История младшей сестры Николая II заслуживает целой книги. Великая княгиня во время Первой мировой войны была простой сестрой милосердия. В 1945 году в Дании, рискуя жизнью, она спасала от высылки в СССР казаков-эмигрантов. Именно этот факт привел к громкому дипломатическому скандалу между СССР и Данией и стал причиной того, что семья великой княгини была вынуждена переехать в Канаду.
Одна из главных программ Благотворительного фонда связана с Россией, где в 1991 году Ольга Николаевна открыла отделение фонда. Сейчас его деятельность охватывает Санкт-Петербург, Москву, Костромскую область, Екатеринбург и Тобольск, районы Дона и Кубани. Фонд оказал бесплатную помощь более чем семидесяти организациям по всей России — больницам, приютам, беднейшим церковным общинам. В 2004 году по делам фонда Ольга Николаевна провела в России почти все лето и осень.

ОСНОВНОЙ ЗАКОН
— Ольга Николаевна, вы видите Россию одновременно и изнутри и со стороны. Что ждет Россию, если она будет идти по тому пути, по которому идет сейчас?
— Тот, кто ответит на этот вопрос точно, достоин Нобелевской премии. Многое произошло за последние 12−13 лет после так называемой перестройки. Много было достижений. Но и немало сделано для уничтожения России. Почему? Потому что русские смотрели на Запад. Мне грустно и дурно оттого, что в 1993 году в России взяли конституцию США, перевели на русский язык, причем плохо перевели, и сделали ее конституцией России. Нам прежде всего надо создать свой, русский Основной закон, НАШУ конституцию. А для этого надо обратиться к нашим архивам, посмотреть на тот опыт, который накопила Россия к началу XX столетия. Это опыт людей, которые желали России добра, а не были рвачами, как те, кто писал конституцию 1993 года.
Возьмите хотя бы Петра Столыпина. Он и такие, как он, любили Россию и в своих реформах отстаивали интересы России, а не интересы ее так называемых «союзников». Именно поэтому его и убрали. Кто убрал — сами рассуждайте и догадывайтесь… Международная политика всегда играла и играет огромную роль. Так было тогда, когда убили Столыпина. Так было и в 1993 году, когда принимали новую конституцию России. Так и по сей день. Сейчас России просто не дают подняться с колен. Но Россия должна это сделать.
— Кого вы называете «союзниками» России?
— Я не хочу называть своих врагов. Надо посмотреть внимательно на то, что творится вокруг России, и все станет ясно…

ЧЕСТНОЕ СЛОВО
— Что вы думаете об уже зародившемся классе русских предпринимателей? Я имею в виду не тех предпринимателей, которые делают большие деньги на торговле нефтью или другими природными ресурсами. Я говорю о среднем и малом бизнесе.
— Конечно, эти предприниматели — главный двигатель России. Я сознательно говорю «предприниматель», а не «бизнесмен». Я не люблю это везде укоренившееся слово «бизнесмен». Оно не для русских людей. Бизнесмен всегда связан с каким-то «гешефтом». Мы же говорим о человеке, у которого есть свое дело. Это дело может быть чрезвычайно важным для людей, хотя и не приносящим больших прибылей или даже вообще неприбыльным, но, повторяю, чрезвычайно полезным для общества, для страны.
Что такое предприниматель? Это предприимчивый человек. На нем все держится. Очень важно, чтобы в России было больше таких людей. Важно, чтобы человек был занят, имел какую-то цель и делал максимум того, что он может сделать. Если человек занят, он уже не думает о глупостях. Трудолюбивая пчелка дает от себя капельку, но весь улей сколько меда приносит! Так и в масштабах страны.
Но самое главное, что должно быть у предпринимателя и у каждого человека, — это честность. В начале 90-х в России преобладала атмосфера рвачества и обмана. Купил доллар за одну цену, продал на две копейки дороже — и человек считал это достижением. Но такой путь никогда и никуда не приведет. Нужны правда и честность. Раньше в России одно рукопожатие было сильнее всякого контракта. Сегодня люди спокойно нарушают даже подписанные ими контракты и потом бегают по судам. Раньше купец знал, что если он кого-то обманет, то с ним никто больше не будет работать. И честное слово было очень твердое.
А сколько купцы, те самые русские предприниматели XIX и начала XX века, сделали для развития городов, в которых они жили, для страны в целом. Какую благотворительную деятельность они вели! Сколько ими построено больниц, музеев! Ведь все старые больницы в Москве построены и содержались русскими купцами. Вот вам и ответ на вопрос, чем должны заниматься русские предприниматели и какова их роль в развитии России.
России надо принять законы, которые способствовали бы подъему предпринимательства. Пока же депутаты Государственной Думы очень туго думают и мало делают реально для того, чтобы предпринимательство и меценатство получили в России законодательную поддержку.
Например, в Канаде, где я живу, благотворительные фонды не облагаются налогами, не облагается налогом и сумма, пожертвованная на благотворительность. В России же часть прибыли предпринимателя, которая идет на благотворительность, облагается налогом так же, как и вся прибыль. Это неправильно. Конечно, важно, чтобы люди были честны — недопустимо использовать благотворительность как ширму для ухода от налогов.

РУССКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
— Когда я впервые приехала в Россию в начале 90-х и мы говорили о благотворительности, то здесь не хотели даже публиковать слово «благотворительность». В одном из советских словарей я вычитала, что «благотворительность — это буржуазные предрассудки». Мне очень трудно было в 90-х годах. Когда я привозила в Россию гуманитарную помощь, никто не мог поверить, что, во-первых, я не миллионерша и, во-вторых, это раздается даром, что люди помогают безвозмездно.
Но сейчас все в России потихоньку меняется. В этом-то я и вижу преображение России. У меня был опыт семилетней давности, когда я обращалась за помощью к очень состоятельным русским людям — речь шла всего-то о 100−200 долларах. И с какой неохотой и пренебрежительностью люди давали эти деньги! Теперь я вижу, что есть в России предприниматели, которые много делают на ниве благотворительности. Благотворительность — это старая русская традиция, и она начинает вновь развиваться в России, что я очень приветствую.
— Вы согласились возглавить попечительский совет благотворительного фонда «Русский предприниматель», созданный в Екатеринбурге по инициативе ряда уральских предпринимателей — партнеров нашего журнала, в частности Сергея Писарева, Ивана Яковлева, Анатолия Никифорова, Александра Вараксина, Андрея Шагапа, а также при участии Екатеринбургской Епархии РПЦ. Этот фонд активно помогает многим детским учреждениям Урала. Какова ваша роль в этом фонде?
— Во-первых, надо сказать, почему речь идет о Екатеринбурге. Потому что этот город тесно связан с судьбой всей России, здесь приняли мученическую смерть члены царской семьи. Я ежегодно бываю в Екатеринбурге, поскольку это и лично для меня особое место, ведь мой покойный супруг был племянником последнего русского царя. Много было сделано, чтобы наконец построить Храм-на-Крови на месте убийства царской семьи. Ну, а что касается фонда, то, конечно, для меня это большая ответственность. Я беспокоюсь о том, как выполнять возложенные на меня функции эффективно и с пользой для дела. Ведь я живу в Канаде, а не в России. Но я думаю, что могу помогать фонду в деле помощи русским детям своим опытом, советом. У меня большой опыт работы в Благотворительном фонде имени великой княгини Ольги Александровны. Я, конечно, могу поддержать многие начинания своим авторитетом.
— Что может сделать русская диаспора в Канаде и в других странах для подъема экономики России?
— Дело в том, что законы в разных странах не одинаковые. То, что можно делать в Канаде, нельзя делать в России. И наоборот. Но есть организации, которые занимаются поиском путей делового партнерства. Например, в Канаде есть Канадско-Российская деловая ассоциация, на заседания которой меня часто приглашают. Но надо понимать, что на Западе не все так легко и складно. В России почему-то существует миф: если человек приехал из-за границы, то он обязательно миллионер. На самом деле на Западе далеко не всем удается вырваться на поверхность, не так это просто, потому что велика конкуренция. Многие вопросы сейчас даже быстрее решаются в России, чем на Западе.

РАЗНИЦА В ЛИЦАХ
— По-вашему, в России нормальный инвестиционный климат? Могут ли предприниматели, как российские, так и иностранные, спокойно вкладывать деньги в какое-то дело в нашей стране?
— Думаю, что этот климат отнюдь не самый благоприятный. Я знаю немало случаев, когда люди пытались создавать фермерские хозяйства, чтобы разводить скот, птицу. В результате они оказывались в чрезвычайно недружелюбном окружении. Местные жители и власти почему-то смотрят на них как на врагов. И эти предприниматели не просто не получают никакого содействия, им даже вредят. В результате человек, вложивший колоссальные деньги, остается у разбитого корыта. В данном случае государство не создает нормальных условий, не принимает нужных законов для защиты предпринимателя и его инвестиций. Много еще негатива.
Кроме того, люди в России пока еще очень инертны. Мы опять возвращаемся к вопросу о предприимчивости. Образно говоря, человек делает только то, что ему говорят, он идет, шагает через чемодан, но ему не приходит в голову, что чемодан надо убрать с дороги. Потому что ему не сказали убрать чемодан. К сожалению, нет собственной инициативы и желания подумать, как устроить жизнь лучше. Конечно, это наследие советского режима, когда инициатива была наказуема и когда государство делало вид, что платит деньги, а люди делали вид, что работают.
Ну и, конечно, в России плохо обстоит дело с исполнением даже тех законов, которые приняты. Ведь даже правила дорожного движения здесь, почему-то, как будто не обязательны для всех. Только в России, двигаясь по встречной полосе, автомобиль может получить удар сзади от другого автомобиля. Какой уж тут инвестиционный климат!
— До первого посещения России в начале 90-х ваше представление о русском человеке было составлено на основе общения с теми русскими, которые уехали из России еще после революции и гражданской войны. Как этот образ соотносится с тем впечатлением о русских людях, которое у вас сложилось после многочисленных визитов в Россию? — Вижу разницу в лицах. В лицах нынешних русских людей, наверное, нет изящества, одухотворенности, которые источали лица людей старой России. Вы посмотрите на старые фотографии. Сидит какой-то мужичок, и у него такое доброе, одухотворенное лицо! А теперь в людях чувствуется какая-то жесткость и жестокость.
— Это касается только русских или мира вообще?
— Конечно, это касается и людей в других странах. Но нас с вами заботит прежде всего русский человек. О нем-то я и говорю. За годы безбожной власти русские люди потеряли духовность, веру в Бога. К счастью, сейчас возвращается вера в Бога. И лица будут меняться. И жизнь в России будет меняться, если Россия вернется к Богу.

ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
— Как вам запомнились те времена, когда эмигрантам первой волны было особенно трудно?
— Я была ребенком и мало помню, я особенно не прислушивалась к разговорам взрослых. Мой отец — есаул Кубанского казачьего войска Николай Николаевич Пупынин. Мама — Нина Конрадовна Коперницкая. Они прошли эвакуацию через турецкий город Галлиполи и греческий остров Лемнос. Затем перебрались в Югославию, потому что это славянская православная страна. Кроме того, мой папа еще в Первую мировую там воевал. Родители не хотели далеко уезжать от России.
Помню только, как родители постоянно говорили, что мы скоро вернемся домой. Разговоры о скором возвращении в Россию не прекращались даже тогда, когда мы уже переехали в Венесуэлу. Я часто слышала: «Вот на будущий год поедем домой». Отец не хотел обзаводиться никаким хозяйством и никакой собственностью в эмиграции даже через многие годы. Зачем, говорил он, если все равно в Россию возвращаться. Мы, по сути, все время жили «на чемоданах». Отец до конца жизни не принял гражданства ни одной страны, он говорил: «Я в своей жизни давал присягу один раз — русскому царю — и свою присягу я не нарушаю».
Я родилась в югославском городке Валево. Окончила Мариинский Донской институт благородных девиц, который эвакуировался из Новочеркасска с армией Врангеля и был размещен в югославском городке Белая Церковь. В Югославию вывезли все — книжки, учебники и даже форму для девочек. Кстати, там же, в Белой Церкви, только в другом районе города, разместился и Кадетский корпус имени великого князя Константина Константиновича, который был сформирован из нескольких кадетских корпусов, эвакуированных из России в 1920 году.
— Вы получили старую воспитательную закваску. Как нам воспитывать наших детей сегодня?
— Прежде всего в школе необходимо православное воспитание. Правильное воспитание возможно только на духовных основах. То, что церковь отделена от государства, ничего не меняет. Как без веры вы дадите ребенку знать, что можно и чего нельзя?
Когда я училась в Мариинском Донском институте, мы утром строились, приходил батюшка, читали краткую молитву и шли в классы. Если ребенок не хочет присутствовать на православном катехизисе, пусть идет к священнослужителю своей религии и приходит с отметкой. Среди нас были две католички. Они не посещали наши уроки Закона Божьего. Но они обязаны были иметь оценку в соответствующей графе. Ходили к католическому священнику, который с ними занимался и выставлял им оценки. То же самое, если человек мусульманин. Пусть идет к мулле, и пусть мулла выставит ему оценку. Так было раньше, в дореволюционной России. Почему не сделать так и сейчас?
Было бы правильно после десяти лет, когда ребенок уже получил сполна родительской любви и ласки, отдавать его в школу-интернат. Там ребенок учится дисциплине. Это дома он может нежиться в постели и не умываться. А попробуйте так вести себя в интернате. Дети в коллективе обычно все делают вместе со всеми. В интернате все встают, все идут на линейку, все идут в класс. Там трудно быть не как все.
Что касается мальчиков, то очень важно возрождать в России систему кадетских корпусов. В нынешней России бывший суворовец Владимир Владимирович Кирсанов основал первый московский кадетский корпус. Я там часто бываю и вижу, что в этом направлении делаются правильные шаги. Мальчиков надо воспитывать в военном духе. Мальчикам это нужно. Они вовсе не обязательно должны становиться военными после окончания кадетского корпуса. Но они будут дисциплинированными на всю жизнь. И дети получат себе друзей на всю жизнь. Кадетская дружба — навсегда.
И девочек стоит воспитывать в закрытых учебных заведениях, в таких, какими были институты благородных девиц. Если бы я не была приучена к дисциплине в Мариинском Донском институте, мне бы не перенести тех испытаний, которые выпали на мою долю. И государство должно позаботиться о нормальном, правильном воспитании подрастающего поколения, о воспитании на духовных началах. А такое правильное воспитание детей — и мальчиков, и девочек как будущих матерей, — возможно прежде всего в закрытых учебных заведениях. Только тогда нам на смену придет поколение, которому нам не страшно будет передать нашу страну.
Я вижу, что Россия постепенно встает на правильный путь. И я верю, что Россия воспрянет, поднимется с колен.

N 12 (24) декабрь 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика