Известия | Дмитрий Соколов-Митрич | 26.11.2004 |
На этой неделе
«Фонд помощи пострадавшим от теракта в Беслане» начал перевод собранных
пожертвований на личные счета граждан. Размер выплат составляет от 350 тысяч
рублей тем, кто получил легкие ранения, до 1 миллиона рублей за гибель
родственника. В ожидании резкого увеличения денежной массы в убитый горем город
со всего мира съехались представители всевозможных религиозных сект. Известны
случаи, когда местные жители отдавали им свои компенсации в полном размере. А некоторые сектанты предлагают родителям свою помощь в воскрешении погибших
детей. Естественно, за деньги.
«Надо Тимура погибшего
воскресить. 29 тысяч мы уже насобирали, а надо 39»
Иисус на заказ
Еще в сентябре в Беслане стали ходить по рукам книжки под
названием «Воскрешение в вечную жизнь отныне в нашей реальности» некоего
Григория Грабового. Распространяли их женщины, которые представлялись
педагогами. Охраннику администрации района Шамилю (свою фамилию он попросил не указывать) пришлось пообщаться с таким «педагогом» лично.
— Я ей говорю:
«Стой, кто такая?!» — рассказывает Шамиль. — А она отвечает: «Педагог». Ну,
педагог и педагог, ладно, иди. Тут много в последнее время педагогов приходит. А в руках у нее книжка была, «Грабовой» написано. Я еще подумал: «Фамилия какая
нехорошая». Эта женщина пошла на второй этаж. Вдруг минут через десять слышу:
сверху крик. Прибегаю, а у нее истерика. Она этой книжкой размахивает и чего-то
кричит. Я ее аккуратно вниз спустил и за дверь провожаю. А она сильная такая,
упирается, не хочет уходить. «Ты, — говорит она мне, — тупой, мозги свои
просветлять не хочешь!» А через неделю звонит мне родственник и просит взаймы 10
тысяч. Я его спрашиваю: «Зачем?» А он мне отвечает: «Надо Тимура погибшего
воскресить. 29 тысяч мы уже насобирали, а надо 39». И рассказывает мне про этих
теток, которые от Грабового. Я с работы отпросился, к нему приехал: «Эльбрус, ты рехнулся! Ты чего, думаешь, у отца Бодрова не было 39 тысяч, чтобы своего сына
воскресить?! Или в Нью-Йорке родственники погибших 11 сентября не могли 39 штук
наскрести?» А он мне что-то говорит про жену и тещу — видать, насели они на него, — что вдруг Тимура можно воскресить, надо попробовать. И сам плачет. Еле
отговорил.
Справка «Известий»: Григорий Грабовой долгое время
оставался для российских борцов с сектами просто целителем-шарлатаном, который
лечил «методом дистанционного воздействия» любую болезнь. Однако недавно он выступил с таким заявлением: «Я, Грабовой Григорий Петрович, родившийся 14 ноября 1963 года в поселке Кировском, это село Богара Кировского района
Чимкентской области Казахстана, заявляю, что я, Григорий Грабовой — Второе
Пришествие Иисуса Христа». В качестве доказательства своей божественной сущности
он продемонстрировал несколько якобы воскрешенных им людей. По мнению
руководителя Центра Св. Иринея Лионского сектоведа Александра Дворкина, за последние 2 года Грабовой создал серьезную и еще малоизученную тоталитарную
секту. «Известия» связались с братом Шамиля, про которого он рассказывал.
Эльбрус Тетов, сотрудник газеты «Голос Беслана», в прошлом — работник
правоохранительных органов. Из двух сыновей у него остался лишь младший — Ирбек.
— Мы своего Тимура не обнаружили среди погибших, — рассказывает
Эльбрус. — После 3 сентября прошел целый месяц, прежде чем в ростовской
лаборатории его идентифицировали при помощи анализа ДНК. Хоронили в закрытом
гробу, — Эльбрус начинает плакать. Я предлагаю не продолжать, но он готов
говорить дальше. — В тот месяц у нас еще была надежда и мы готовы были на все.
Книжку эту жене кто-то дал. Там было написано, что Грабовой умеет воскрешать уже
мертвых людей, и указан телефон…
Эльбрус не признается, что собирал
деньги на воскрешение Тимура. Те люди, которые, по его сведениям, точно их собирали и даже ездили с этими деньгами в Москву, тоже не признаются. Для
осетина признаться, что его обманули, — позор. Но вот что рассказывает Азамат
Коков, потерявший во время теракта трех племянников:
— Когда мы дозвонились по тому телефону, что указан в книге Грабового, и попросили связать
нас с Грабовым, нам сказали так: «Григорий Петрович сам воскрешением больше не занимается. Он уже свое дело сделал — указал всем желающим путь. Вам надо купить
его книги, видеокассеты с лекциями, недели две поработать над собой и тогда вы сможете воскресить своего сына сами. Полная стоимость курса обучения — 49 тысяч
рублей». Если бы у нас тогда уже были эти деньги, наверное, сестра точно поехала
бы. Но пока мы получили компенсацию, прошла неделя, и родственники убедили нас,
что все это обман.
«Известия» выяснили, что в Москве у Григория Грабового
2 офиса: один на улице Трубной, другой на Больших Каменщиках. Кроме того, не далее как в минувшую среду он выступал в конгресс-зале гостиницы «Космос». Вход
стоил 2 тысячи рублей. В одном из офисов «Известиям» подтвердили, что за 39
тысяч рублей у Григория Петровича можно пройти курс обучения в группе из 12
человек. Кроме того, «Известия» нашли 2 мобильных телефона Грабового.
Раздраженный мужской голос, который ответил по первому номеру, не признал себя
Григорием Петровичем, а на вопрос, сможет ли он воскресить погибшего в Беслане
ребенка, произнес примерно ту же фразу, что Азамату Кокову: «Учитель уже свое
дело сделал, путь указал, вы можете купить пособия, пройти курс обучения и воскрешать сами». По другому мобильному ответил еще более раздраженный мужской
голос, который сказал, что этот номер он приобрел пару недель назад и звонками
какому-то Грабовому он уже сыт по горло. При этом мужчина признался, что
некоторые из звонивших представлялись жителями Беслана.
Фатима
улыбнулась
Работник Министерства труда Северной Осетии Жанна Гецаева,
начиная выплату компенсации жителям Беслана, и подумать не могла, что увидит
такое:
— Пришли ко мне за деньгами два человека, мужчина и женщина, —
рассказывает Жанна, — мужчину зовут Таймураз, женщину — Фатима. Мне они сразу
показались странными. У нас тогда еще не кончились сороковины и траур носили
даже те, у кого никто не погиб. А они оба были не в трауре: она — в разноцветной
одежде, а он — гладко выбритый, хотя, судя по документам, у Таймураза в школе
погибли четверо детей. Я выдала Таймуразу его 450 тысяч, и, к моему изумлению,
он тут же отдал их Фатиме. Потом, уже от следователя, я узнала, что он обратился
в баптисты.
— Почему от следователя?
— Потому что дальше Таймураз
учинил прямо у нас в кабинете дебош. Он хотел получить деньги еще и за своего
брата Константина, чтобы тоже отдать их Фатиме. Предъявил доверенность, но ее мы
тут же оспорили, потому что подписана она была им самим, а не братом. Этим мы вызвали у Таймураза страшный приступ гнева. Он начал кричать, кидаться на нас,
пытался вырвать у нас эту доверенность. Мы вызвали милицию, и они его задержали.
Теперь против него прокуратура возбудила уголовное дело за хулиганство.
Прокурор Беслана Алан Батыев факт возбуждения уголовного
дела признал, но подробности сообщить отказался.
— Но на этом наше
общение с Фатимой не закончилось, — продолжает Жанна. — Через несколько дней она
приходит опять, теперь уже с самим Константином. Он, оказывается, все это время
был в Америке по приглашению этих баптистов. Константин расписывается за свои
150 тысяч — у него погибла дочь и ранен сын — и даже не притрагивается к ним.
Деньги опять забирает Фатима. Тут мы уже ничего не могли сделать. Я только
напоследок спросила у этой Фатимы: «Скажите, вам ваша религия позволяет так себя
вести?» Она ничего не ответила. Улыбнулась и ушла.
Нашествие желтых
рубашек
В Беслане кроме баптистов до теракта постоянно базировались
еще пять религиозных объединений: Свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты
седьмого дня, осетинская евангельская церковь «Амонд» и корейская
пресвитерианская церковь «Янг-Гок».
После теракта их стало не сосчитать.
Самыми активными из «гостей» оказались сайентологи. Местным властям и средствам массовой информации они представлялись как психологи-добровольцы.
Поначалу это сработало.
Вскоре на одном из сайтов сайентологов в интернете было опубликовано письмо из Беслана добровольного священника Владимира
Широкова. «С пятью сотрудниками мы нашли хорошее жилье — интернат школы N 1 (той
самой, что была захвачена заложниками. - Д. С.-М.). Завтра
заключаем договор с директором ДК о безвозмездной и бессрочной аренде. Мы создаем здесь Центр духовной помощи».
Первыми забили тревогу психологи
настоящие — специалисты Института имени Сербского, которые второй месяц несут
дежурство в Беслане. «Под воздействием сайентологов в людях стала проявляться
повышенная агрессия, возникли неадекватные реакции на окружающее», — пояснил
«Известиям» психолог «горячей линии» Лариса Касаева. Однако к решительным
действиям официальный запрос сотрудников Института имени Сербского побудил
республиканские власти не сразу: «К сожалению, законодательство позволяет членам
сект работать практически беспрепятственно, — сообщил министр республики по делам национальностей Таймураз Касаев. — Единственное, что возможно, —
фиксировать факты приставания и реагировать через суды». Пришлось в срочном
порядке принять специальный «Закон о миссионерской деятельности», по которому
каждый, кто планирует заниматься миссионерской деятельностью в Осетии, должен
иметь специальное разрешение. Но даже после этого выковыривать из Беслана
сайентологов местным властям пришлось несколько дней.
— Когда мы пришли в ДК, я лично увидел там двоих пятнадцатилетних подростков в состоянии
гипнотического транса, — рассказывает председатель городского общественного
совета Маирбек Туаев. — Я этих желторубашечников спрашиваю: «Это что такое?!» А они отвечают: «Мы им психологическую помощь оказываем!» Я им говорю: «Значит
так! Чтобы через сутки эту помощь вы оказывали друг другу где-нибудь высоко в горах и не в нашем районе, ясно?!»
После эпопеи с хаббардистами слово
«сайентолог» в Беслане стало нарицательным и заняло место где-то между
олигархами и «ваххабистами». Этим словом теперь называют всех непрошеных
проповедников.
Встретить их в Беслане можно повсюду. На очередных
«миссионеров» мы наткнулись в местной поликлинике на 4-м этаже, где находится
детская комната психологической реабилитации для бывших заложников. Стены
комнаты увешаны плакатами. «Мы молимся за вас!», «Иисус вас любит!», «Бог вас
благословит» — было написано на них по-русски и по-английски. На плакаты дети не смотрели. Им понравилась ковбойская шляпа предводителя делегации — Джорджа
Брайсона из Калифорнии. Когда пришло время уходить, он долго искал ее по всей
комнате, но все же нашел.
Миссионеры называли себя «просто американцами».
Их было семеро. Кроме Джорджа еще четверо волонтеров из Америки, русский парень
Михаил Андронов и целый подполковник российской армии. Он попросил его не фотографировать, потому что использовал свой отпуск, чтобы подработать, а это
запрещает Военный устав.
Ни о чем плохом мы бы не подумали, если бы вечером в ресторане гостиницы «Владикавказ» Джордж в разговоре с нами сам не проговорился, что представляет международную организацию церквей «Часовня на Голгофе».
Справка «Известий»: «Часовня на Голгофе» (или «Церковь
Голгофы») — неопятидесятническая секта, относящаяся к организации «Движение
веры» — деструктивному культу псевдохристианской направленности с оккультным
уклоном. В России включена в список тоталитарных сект, составленный
Международной научно-практической конференцией «Тоталитарные секты — угроза
религиозного экстремизма». Несмотря на это, имеет официальную регистрацию и около 200 тысяч последователей.
25.11.2004