Губернские ведомости | Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских) | 26.11.2004 |
Полномочный представитель президента Российской Федерации Константин Пуликовский 4 ноября провел совещание «О задачах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и средств массовой информации по противодействию терроризму в Дальневосточном федеральном округе». В предверии этого совещания мы попросили епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила ответить на вопросы нашей газеты по поводу явления, которое называют религиозным экстремизмом.
-Владыка, за последние несколько лет ряд мероприятий был посвящен этой теме. Как вы считаете, на нашей сахалинской земле положение стало лучше или хуже?
-Вопрос в том, что считать религиозным экстремизмом. Представим, что я создаю клуб, в котором «отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу на государственные должности, государственные праздники, отдание почестей флагу, голосование и избрание на выборные должности и т. п. Все члены: считают себя гражданами единого теократического (форма правления, при которой духовенству, жречеству принадлежит непосредственно политическая власть — ред.) государства:». Присутствует здесь эстремизм или нет? Вы, конечно, скажете, что да, присутствует. Как будет называться эта организация? Я процитировал высказывание известного во всем мире специалиста по сектоведению профессора Александра Дворкина о секте «Свидетели Иеговы», опубликованные в его труде «Сектоведение. Тоталитарные секты». И это только часть того, что перечислено в книге. Как вы думаете, считать эту секту вредоносной?
В 2002 году на Дальнем Востоке уже было аналогичное совещание. Но после этого, на мой взгляд, ситуация на Сахалине не только не улучшилась, но и ухудшилась. Судебный процесс по иску жителей дома, рядом к которым иеговисты строили молельный дом, был проигран. Между тем в Москве аналогичный судебный процесс закончился не в пользу «Свидетелей». В епархию поступает множество писем от сахалинцев, возмущенных назойливой пропагандой, зачастую с «доставкой на дом». И все это при бездействии государственных структур, которые пытаются перевалить друг на друга решение проблемы.
Обратимся к опыту зарубежных стран. «В начале 1999 года секта была лишена религиозного статуса во Франции. Французские власти обязали „Свидетелей“ выплатить налоги за последние несколько лет, что составляет 50 миллионов долларов. До тех пор все имущество секты во Франции арестовано». Почему Франция и ряд других стран приняли такие решительные меры? Быть может, ответ даст эта цитата: «Общество» пользуется очень своеобразным, отличным от общепринятого пониманием лжи. Связано оно с тем, что в отношении нечленов организации «Свидетели Иеговы» проводят особую политику. Тех, кто сомневается в сути их учения, воспринимают как противников и относятся к ним соответствующим образом. ОСБ учит иеговистов в буквальном смысле умалчивать о некоторых фактах или лгать о них. Эта тактика называется «стратегией теократической войны». «Общество» призывает «свидетелей» помнить, что: «Будучи воином Христа, он постоянно находится в состоянии теократической войны и должен быть очень осторожен, имея дело с Божьими врагами». Как видим, те, кто не согласен с их учением, объявлены Божьими врагами. В их числе все, кто не разделяет учение иеговистов. И враги не для какой-либо иной страны, а для граждан России, молодых и старых, которые переступили порог молельного дома.
Можно ли считать нормальным такое положение? Я не понимаю такой политики, и мне хочется спросить: «В чем дело, друзья мои?» Я задаю этот вопрос не от себя лично, а от тех людей, которые обращаются ко мне и спрашивают: «Когда это кончится?». Вот, например, письмо жителей областного центра с улицы Комсомольской, 13 подписей: «В течение нескольких лет в наши квартиры практически ежедневно в наши квартиры стучат незнакомые нам люди, представляющиеся „Свидетелями Иеговы“, и очень навязчиво предлагают свои листовки и журналы. Также они расспрашивают наших детей о том, кто здесь живет, когда возвращаются родители, есть ли в квартирах пожилые родственники. :Особенно огорчает то, что в основном посещением квартир занимаются молодые люди — студенты. Кроме пропаганды своей организации, они призывают наших детей не служить в армии и не работать в милиции, говорят о том, что армия и милиция России не нужны». А вот ответ на одно из таких писем из управления Минюста: «:фактов навязывания учения Свидетелей Иеговы с применением физического, психологического и иного воздействия не выявлено».
-Владыка, да я сама видела, как «свидетели» подходили к детям на улице и говорили о своем учении. Насколько мне известно, без ведома родителей такая обработка запрещена. И к моей старой маме домой приходили. Я тогда очень сердилась. Что она открыла дверь, потому что еле ходила. Но звонили уж очень настойчиво. Думаю, редкий человек в Южно-Сахалинске избежал встречи с иеговистами.
У каждого народа есть свои духовные ценности. И естественное желание сопротивляться, когда их оскверняют. Знаете, мне как-то заявили, что я человек темный и меня сейчас просветят. «Просветителю» было лет пятнадцать. Когда я спросила его, какие храмы он знает, что читал, какая икона Андрея Рублева ему нравится, он ответил, что все это: мракобесие. Бедный ребенок не мог ответить на простые вопросы, но глубоко презирал все ценности своей страны. Не скрою, меня это оскорбило, я ведь русская.
— Если говорить о ценностях, то в Москве я встретился с одним человеком, дагестанцем. И задал ему вопрос: «Если в ваш город приедет группа людей, станет ходить по домам и говорить, что Мухаммед не пророк вообще-то, а ваша вера — это учение сатаны, как вы будете к этому относиться?» Он ответил, что это оскорбление народа.
Между тем по России спокойно ходят люди и проповедуют, что учение о Святой Троице, на котором зиждется наша культура, от сатаны. А ведь освобождение Руси от татаро-монгольского ига началось с «Троицы» Андрея Рублева. Троичное единство способствовало тому, что стало уходить разделение между князьями. Это образ любви, которая выше личной правды, которая есть у каждого. Но ради высшей Правды мы должны оставить свою мелочную правду. И называть этот образ учением сатаны? Это все равно, что плевать в душу.
-Были ли случаи, когда на такие вещи реагировали остро?
-Даже спокойного человека можно спровоцировать на отчаянные действия, если его оскорбить. Вспомните выставку в центре имени Сахарова. Группа православных молодых людей облила краской «шедевры», которые были святотатством для верующих, оскорблением святынь русского народа. Мне часто приходится гасить возмущение, призывать к терпению. Вопрос, как долго люди могут терпеть, не понимая, для чего это нужно. Люди не понимают, почему спокойно чувствуют себя мормоны, вне всяких сомнений, тоталитарная секта? И они уже появились на Сахалине. Почему «Свидетели» звонят в двери и назойливо требуют их выслушать? Где гарантия, что не найдется горячий человек или просто не в духе, который может повести себя излишне эмоционально?
-Быть может, наше общество, чиновники еще не представляют серьезность духовных проблем?
-Быть может. Когда я давал интервью одной газете и высказался против «Свидетелей Иеговы», на меня написали заявление в городскую прокуратуру, обвиняя: в религиозном экстремизме. Прокуратора отреагировала тотчас и прислала повестку, адресованную управляющему Южно-Сахалинской и Курильской епархией. Ему надлежало обеспечить явку в прокуратуру для дачи показаний Доровских Александра Григорьевича. Весь юмор ситуации в том, что и управляющий делами епархии, и Доровских — одно и тоже лицо, а именно — епископ Даниил. Юмор, конечно, невеселый. Потому что со стороны чиновников нет даже желания понять, а что же такое православная церковь?
-Владыка, вы назвали две секты, именующие себя христианскими. Но экстремизм идет под вывеской ислама.
-Экстремизм может действовать под любой вывеской. Вспомните «Аум Сенрике», чья реклама в свое время заполняла все центральные СМИ. И кстати, дорожку этой тоталитарной секте в Россию проложил один из государственных мужей. Как псевдоисламские, так и псевдохристианские объединения равно опасны. Чему учат секты протестантского толка? Тому, что все в мире приходит к единому стандарту и в политике, и в культуре, и в нравственности, и в образе жизни. Было две супердержавы, осталась одна — США. Скоро все мы станем гражданами мира. Рано или поздно, но наша страна должна к этому прийти. И чем дольше процесс, тем он болезненней. Поэтому надо быстрее помочь русским перейти на новые рельсы и стать гражданами мира. Страна, патриотизм, история, самобытность — все это вторично и третично. Будет ли воспитанный в таком духе человек любить свою страну и свой народ? Нет, ему будет безразлична их судьба. Это разрушение самих себя.
Что такое экстремизм? Это зло. И все мы сейчас ищем точку, в которой оно начинается. Беслан заставляет об этом задуматься серьезно, как никогда раньше. Я скажу, где эта точка. Она не в Афганистане, не в Чечне, она — в сердце каждого человека. Зло не появляется сразу, как река прорывает плотину. Оно начинается с ручейка. Как сказал Христос, из сердца человеческого исходят злые помышления. Церковь учит бороться с экстремизмом в сердце своем, то есть с контроля над самим собой. Когда у человека возникает неприязнь к кому-то, это означает, что он духовно болен, и надо очистить сердце свое. Собственных сил для этого не хватает. И мы обращаемся с молитвой к Господу: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И именно любовью с большой буквы можно очистить себя от всякой грязи, побороть в себе неприязнь, подозрения, раздражение, пересуды.
Террористы и экстремисты воспитываются с детства. В сердце маленького ребенка начинает рождаться неприязнь к кому-то, появляются злые мысли, и они растут, крепнут. А потом этот мальчик вырастает в большого дядю и уже не на уровне мысли, а на уровне дела начинает ненавидеть своего соседа, наносить ему зло, вплоть до физического уничтожения.
А где кончается зло? Конец — это ад. И все творящие зло будут гореть в аду. Об этом свидетельствуют почти все религии мира. Зло разрушает вначале его носителя, а потом окружающих его людей. И мы часто бываем к этому причастны. Давайте представим, что все мы, сколько нас есть, обратились с молитвой к Богу, прося Его уничтожить все зло на земле. И Господь говорит нам, что завтра в восемь часов утра все зло будет уничтожено. А будет ли гарантия, что все мы в восемь часов одну минуту останемся живы? Ведь мы тоже переносчики зла. Только одни с ним борются, и оно у них в минимальных дозах. Другие, наоборот, разжигают свое зло, и оно становится огромным.
Да необходимы конкретные меры по преодолению экстремизма, меры на государственном уровне, физически уничтожающие экстремизм. Но мы все равно проиграем, если не будем учить детей работать на уровне мысли, на уровне слов, как это делает Православная Церковь. У нас учат — не делай. А дела — это проявление мысли. Как чернобыльский реактор. Его можно завалить, но процесс идет, и все равно появляются трещины, через которые просачивается радиация.
Нужно бороться по-другому с корнями. Как крапива, разрослась возле дома, взяли косу и скосили. А оно вскоре растет еще гуще. Но если выкопать корни, то сорняк исчезнет. Особенно важно это в мусульманских странах. Там ведь много здравомыслящих людей, которые не хотят экстремизма. И нужно вместе с ними донести до сознания детей, которые еще малы, или только становятся юношами, что террорист, смертник, которого называют шахидом, делает плохое дело, а не хорошее, что не райские обители, а ад получит он.
С засильем тоталитарных сект на Дальнем Востоке надо бороться так, как это сделали в Екатеринбурге. Собрались на съезд, разработали документы, назвали тоталитарные секты, определили меры действий. И стали наводить порядок.
Но необходимо, чтобы в этот процесс включились органы государственной власти. Чиновники на местном уровне ничего не сделают, если им не дадут зеленый свет из центра. Необходимо понять, что люди не сами приходят в секты, а их приводят, пользуясь жизненным неустройством, неуверенностью в завтрашнем дне, поисками духовности и незнанием, где ее искать, неудовлетворенностью нравственной обстановкой.
Когда город завален нечистотами, все выходят на уборку, зная, что может возникнуть эпидемия. Точно также на расчистку нравственности мы должны выйти все вместе. Тогда и только тогда справимся.
Беседу вела Диана ЮРИНА.
Опубликовано на сайте Южно-Сахалинской и Курильской епархии
17.11.2004. г.