Русская линия
Накануне.ru Марина Сирина26.11.2004 

Духовные войны

Екатеринбургская епархия вновь оказалась в центре конфликта. На этот раз недовольство верующих вызвано выходом на экраны городских кинотеатров нашумевшего фильма «Иисус». Претензии православного братства сводятся не столько к самой картине, сколько к организации ее показа. В роли организаторов выступают представители протестантских общин. По мнению православных, за всей этой благотворительностью кроется «обыкновенная вербовка»: зрителям после окончания сеанса предлагают помолиться и покаяться, а сам фильм то и дело прерывается комментариями пасторов.

Свою реакцию в Епархии объясняют заботой о пастве. Суть такова — люди, привлеченные бесплатным показом, и не подозревают о том, что им уготовано. В многочисленных рекламных проспектах и видеороликах, повествующих о выходе фильма, об инициаторах акции нет ни слова. В Епархии решили пойти на крайние меры: у входа в кинотеатр представители православной церкви предупреждают горожан о том, чтобы те «держали ухо востро», а сами, тем временем, готовят иски в суд.

Протестанты, впрочем, в долгу не остались. Накануне они организовали встречу с журналистами, чтобы донести до общественности свое недоумение обвинениями православного братства. Солидные дяди в пиджаках, больше похожие на бизнесменов, чем на священнослужителей, битый час рассуждали о веротерпимости, свободе совести и общей ответственности за будущность России. Однако на вопрос, откуда взялись деньги на проведение столь широкомасштабной акции, немного помявшись, уже безо всякого патриотизма в голосе прозрачно намекнули на неких иностранных спонсоров.

Сам по себе этот факт мало кого удивил. Протестантская церковь изначально позиционировала себя как западная. Она и возникла-то в Европе, отколовшись от католической в ходе Реформации XVI века. В России последователи учения Лютера появились во времена Ивана Грозного. Государь даже предоставил им возможность свободно отправлять богослужения, но лишь потому, что они «не обнаруживали стремления к занятиям политикой и пропагандой».

Во времена Петра европеизация русского общества привела к тому, что протестантские кирхи сильно распространились, и лютеране без помех осуществляли свою деятельность. Однако они периодически должны были предоставлять в Синод отчеты о количестве кирх и пасторов при них. При Петре же английские богословы делали попытку воссоединения англиканской церкви с православною. Синод, естественно, не разрешил.

Елизавета придворным и высокопоставленным лицам из протестантов повелела «не сметь не уважать православия». И в дальнейшем пасторам запрещено было вести проповедническую деятельность, а любая попытка иноверцев хоть сколько-нибудь потеснить православную церковь пресекалась на корню.

Советский период практически свел на нет само явление протестантизма в России. Зато начало 90-х стало его расцветом. Пресловутая гласность обернулась тем, что не только благодушные американские пасторы, но и лидеры японской «Аум Синрике» спокойно вещали на государственных российских теле- и радиоканалах. Тогда все западное в нашей стране стало синонимом прогрессивного и модного. В отличие от национального. Воспользовавшись моментом, американские и английские идеологи с особым усердием взялись за промывание российских мозгов. И не прогадали.

С утратой коммунистических ценностей у людей возник идеологический вакуум, появилась потребность в вере. Протестанты же предложили понятную и незамысловатую религию, которая ни к чему не обязывала. Начиная с того, что каждый может трактовать Библию, как ему вздумается, и заканчивая отсутствием необходимости соблюдать религиозные обряды и посты.

Именно благодаря вольной трактовке Священного писания появилось огромное количество самостоятельных протестантских течений, церквей и сект /лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты/. Все они ставят себе в заслугу демократичный и современный взгляд на религию.

Неисчислимые ответвления превратили протестантскую церковь в нечто вроде клубов по интересам, которые под собой ничего общего, кроме проповедей и текстов Евангелия, не имеют. У протестантов нет ни святых, ни духовной литературы, ни икон, ни искусства, ни монашества, ни даже четкого определения учения, на непререкаемых догмах которого зиждется то же православие. Знаете, какое у евангелистов самое высокое звание для духовного человека? Только вдумайтесь: «Student of the Bible». В переводе — «изучивший Библию».

Отсюда и неоднозначное отношение религиозных демократов к нравственным ценностям. У них получается, что каждый эти ценности определяет для себя в силу понимания Библии. В одном из форумов в Интернете приверженец протестантской веры доказывал православному, что добрачные связи духу Библии не противоречат. И знаете почему? Потому что в «книге книг» прямо нигде не сказано о том, что это грех. В Англии с ее приверженностью к консерватизму совсем недавно был случай, когда пастором стал священник, сожительствующий с мужчиной. А ведь так можно и до отрицания куда более важных аксиом дойти. Чем оборачивается двоякое толкование Корана, нам уже известно.

Православные не зря встрепенулись: как ни крути, православие и протестантизм есть части единого учения — христианского. А посему русский люд на призывы тех же баптистов еще как ведется. «В городе много людей, которые крещены в православной вере, — объясняет руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии отец Владимир Зайцев, — но по какой-то причине они не являются нашими прихожанами: либо храмов нет поблизости, либо знаний не хватает. На таких людей эти сектанты евангелики и рассчитывают».

И, подумав, добавляет: «Сектанты…Кто они? Больше их никак не назовешь. Это так называемая вторая волна Реформации. Истинные протестанты есть Лютеране, которые ведут себя на нашей земле по-честному. Если человек к ним приходит, они предупреждают его, чтобы он не забывал о том, что живет в православной стране с православными традициями».

Подобный этому конфликт между екатеринбургской Епархией и протестантскими общинами не первый и, думается, далеко не последний. И с какой бы иронией /оправданной в большинстве случаев/ многие из нас, людей верующих только в канун больших церковных праздников, не относились к деятелям православной церкви, как-то не по себе становится от мысли, что однажды верх возьмут подпитанные американскими долларами протестантские пасторы…

25.11.2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru