Псковское агентство информации | Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) | 26.11.2004 |
Владыка, соответственно своему сану Вы ведете определенный образ жизни, ограниченный кругом Ваших обязанностей и службы, как Вы узнаете, что происходит в миру?
Вы правильно говорите, что живу по определенному образу жизни, соответственно своему призванию. Это монашеские правила, молитвы, служение в храмах Епархии и канцелярская работа с людьми, и конечно спутники нашей жизни — бумажная информация на все виды жизнедеятельности нашего общества. В основном жизнь моя протекает, как у любого руководителя отдельной отрасли, например, у гл. врача больницы или у директора ВУЗа. Смотрю, слушаю, вижу, переживаю. О происходящем в жизни повседневной — будь это у нас в городе, области, в стране или в мировом масштабе, конечно, прежде всего, узнаю из прессы и телевизионных новостей, а так же от всех с кем имею общение, т. е. от людей разного положения и звания.
Не познакомите ли Вы читателей Интернета с принципами иерархии РПЦ. Что такое «белое» духовенство и «черное»; где решаются важные вопросы жизнедеятельности РПЦ; как Вы управляете Епархией, и в чем заключается управление?
Служители нашей православной церкви бывают монашествующие, то есть принявшие на себя обязательства и обеты быть одинокими, не вступившие в брачную жизнь — их светские люди называют «черное» духовенство; и женатые — семейные, которые вступили в брачный союз — их называют «белым». За редким исключением, принимают священный сан в целибатном состоянии, то есть человек определяет свою жизнь быть одиноким, но обетов монашества на себя не принимает.
Церковные вопросы обычно решаются в Священном Синоде во главе с нашим Патриархом Московским и всея Руси. Это, что касается глобальных вопросов всей нашей Русской церкви. Что же касается жизни в каждой Епархии в отдельности, то вопросы местного характера решаются на Епархиальных собраниях и Епархиальных Советах, которые периодически проходят в каждой епархии.
Все вопросы церковной жизни подчинены правящему архиерею, и он отвечает перед Богом и перед Патриархом за положение дел в своей Епархии. Есть у нас церковный — гражданский устав, есть, Правила Апостольские, правила Святых Отец Семи Вселенских Соборов и Святых Отец, на этом, собственно, основывается жизнь православной церкви, которая, состоит прежде всего из служения истинному нашему Богу Творцу и Вседержителю. Под Архиерейским же управлением находятся все монастыри и духовная школа. Архирей регулирует жизнь всех приходов своей епархии. Он заботится как о духовном, так и о материальном положении всего духовенства области. Ну, а если говорить в чем заключается управление, то можно выразить следующими словами — «в сораспятии Христу», в несении Его спасительного Креста, на котором можно поместить слова «Жертвенная любовь ради Бога, ради Святой Церкви, ради спасения людей».
Какие органы РПЦ определяют движение РПЦ, ее задачи и деятельность? Вы были на Архиерейском соборе. Ваши впечатления?
Московский Патриархат во главе со Святейшим Патриархом Алексием и Священным Синодом осуществляет всю деятельность Русской Православной Церкви. Существуют отделы при Патриархии, которые занимаются изучением многих вопросов как у нас в России, так и за ее пределами. Эти вопросы представляют Патриарху и соответственно принимаются решения. Таких отделов на сегодня образовано более десяти.
Событие Архиерейского Собора, проходившего в Москве с 4-го по 8-е октября, имеет огромное значение в жизни нашей Церкви. В своем докладе Святейший Патриарх Алексий охарактеризовал все стороны жизнедеятельности Русской Православной Церкви. Особое место было уделено отношению Русской Православной Церкви к нашим соотечественникам так называемой «Русской Православной Церкви за границей», а также к нашим соотечественникам — Старообрядцам. Для участников Собора было важным моментом встреча с Президентом РФ В.В.Путиным.
Впечатления о Соборе остались, думаю, у каждого участника обнадеживающие, есть Церковь, есть государство и есть люди, которые стремятся укрепить все стороны жизни нашей Родины.
Что нужно для того, чтобы стать приходским священником, и существует ли проблема кадров в нашей епархии?
Чтобы стать приходским священником, нужно, прежде всего, его личное желание, получить духовное образование, не заразиться дурными привычками и иметь рекомендацию от своего духовного отца.
Кадровая проблема существует и в нашей епархии, думаю, что она еще не скоро решится.
Существует ли наказание для провинившихся священнослужителей и за что?
Наказание для священнослужителей существуют, как и везде — за преступление Законов гражданских и Правил церковных: они многоразличны.
На какие средства живет приход? Ведутся разговоры о том, что Церковь берет в качестве денежного пожертвования «бандитские» деньги, возможно ли узнать источник пожертвования, или отказаться от денег?
Наша Русская Православная Церковь существует на добровольные пожертвования верующих людей. «Бандитские деньги», как Вы их называете, не угодны Богу. Хотя и разбойники кладут деньги в церковную кружку, но запретить этого мы не можем, ибо и разбойники становились иногда подвижниками после их раскаяния.
Сейчас, в отличие, от коммунистической эпохи, открываются храмы, строятся новые, реставрируются старые. Это однозначно благо?
После перестройки, конечно, изменения в Русской Православной Церкви, как и в нашей Епархии, произошли колоссальные. Это — увеличение приходов, монастырей, духовных учебных заведений, да и сама структура жизни в целом изменилась. Ведь храмы, монастыри, духовные школы — это единственные духовные источники, освежающие общество от вредоносного вируса. Но, к сожалению, храмы не наполняются народом, особо лениво переступает порог храма наша молодежь. Вещественный мир привлекает ее больше, нежели духовные ценности.
Ограничить нравственное падение общества может только Закон Божий, вера в Бога. Поэтому предмет «Православной культуры» — Закон Божий необходимо вводить в общеобразовательные учреждения нашей страны. И не нужно ссылаться, что у нас Россия многонациональная. А какая теперь страна на нашей планете не многонациональная? Но везде приоритет в гражданских законах отдается коренному населению, большинство которого населяет ту или иную страну. Другого выхода из такого удручающего положения не видно.
Как Вы оценить современное состояние общества: семья, молодежь, досуг. И можно ли говорить о его безнравственности?
В отношении всего нашего народа говорить плохо нельзя. Очень много граждан нашей страны живут соответственно законам гражданским и нормам человеческой жизни. Они ведут образ жизнедеятельности достойный человеческого назначения и самой жизни. Болит наше сердце о тех, кто попал под влияние страшных пороков: пьянства, разврата, наркомании, воровства и неуважения к человеческой личности, особенно это заметно среди молодого поколения. Уж слишком податлива в сторону пороков наша молодежь, да и приманки слишком много для них в наши дни. И трудно избавиться им от этого соблазна. Жаль их до глубины нашей души.
Состояние нашего общества желает лучшего во всех сферах жизнедеятельности. Это касается, прежде всего, опять же, нашей молодежи. Статистика приводит ужасающие данные и, прежде всего, о быстром сокращении русского народа. Страшная деградация нашего населения.
Все эти три слова — семья молодежь, досуг — вызывают огромное беспокойство. В семье разлад, частые разводы, измена супругов. Молодежь сильно увлечена мирскими забавами, потянулась на рекламу, легко поддается на разные приманки, отсутствует честь, достоинство, патриотизм, кругом равнодушие и безразличие. К родственникам и старшим не уважение, не почтение, отсутствует забота о ближних и нуждающихся. Иногда замечаешь, что некоторые отдают больше внимания животным: кошкам, собакам, а о больных родителях своих не помнят, как будто сами через некоторое время не станут стариками и тогда и о них так же никто не позаботится. Сказано же «Какой мерой мерите, такой отмерят и тебе».
Необходимо оградить нашу молодежь гражданскими законами от влияния на нее всякого рода злых наветов и соблазнов. Каждому из нас известны простые правила нашей заботы о молодых саженцах, о цветах в наших садах, о домашних птицах и животных. Если мы не будем принимать наше участие в их развитии особенно на первых порах, то во что они превратятся, тем более дети наши, что с ними будет, если мы их бросим на произвол широкой дороги?
Интересно другое — вот нам говорят, что не надо ограничивать их волю, мол, это не демократично, а вот влияние с хорошей стороны морали стараются ограничить, так где же логика жизни? Дурное навязывать, а полезное не позволять. Этого нам никак не понять. И потом приводим статистику о больных детях, о количестве наркоманов, о больных СПИДом, о молодых преступниках, о недоборах в нашей армии. Спросите теперь руководителей разных предприятий и организаций в нашей стране, и они скажут, какая острая проблема стоит у них с рабочей силой. А что будет через 5−10 лет?
Не разрешите ли Вы проблемный вопрос об отношении власти и Церкви. Атеисты — либералы и до революции, и сейчас считают, что Церковь не должна сотрудничать с властью и упрекают ее в сотрудничестве. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Тот, кто упрекает Церковь в сотрудничестве с властью, тот не понимает заповеди Божией «Да вси едино будут, любите друг друга. Друг друга тяготы носите и так исполните Закон Христов». В единстве сила, разделение ведет к уничтожению, другого нам не дано. Церковь не вмешивается в политическую сторону государства. Государство не должно вмешиваться в богослужебную, литургическую жизнь церкви, но у нас одна Родина, один народ и вместе мы на страже народной жизни — на подобие двух берегов у одной реки. Сохранить, укрепить, обезопасить жизнь людей- эта задача и церкви и государства.
В отношениях между гражданской властью и церковью можно сказать, что они сохраняют взаимно доброе отношение, помогают друг другу, но не сливаются друг с другом. У церкви есть своя структура, у власти своя. У церкви больше заботы о духовно-нравственном положении, а у гражданской власти — о социальном, материальном состоянии граждан. Взаимная связь должна быть крепкой, но раздельной по своим структурам не мешая, а помогая, друг другу. У нас одни интересы, одна культура и все направлено на жизнь, а не на разрушение.
Наши отношения с гражданской властью можно сравнить с отношением директора школы с главврачом больницы. У каждого функции разные. Государство заботится больше о теле, церковь о душе человека, а труды их направлены ради блага своего народа. И напрасно некоторые тужатся разделить, поссорить нас друг с другом. Это уже было, такое уже пережили. Слава Богу.
Оппозиция губернатора, которая представлена в Интернете сайтами некоторых бизнесменов, недовольна Вашей поддержкой губернатора. У церкви, у Вас есть претензии к Главе Администрации Псковской области?
Мое отношение к нашему губернатору доброе и основывается оно на чувстве долга моего сердца. Не могу же не сказать о его делах в отношении помощи нашим храмам и монастырям, а в конечном итоге нашим же людям, гражданам Псковской области, которые наполняют наши храмы и наши монастыри. И если через него в храмы провели электричество и дали тепло, то как, можно ли не сказать ему нашего благодарного слова? Более 70-ти лет прихожане Троицкого Собора замерзали в зимний период, стоя на ледяном полу, а теперь они согреты теплом и от всех низкий ему поклон.
И по окончании нашей беседы хочу отметить главное, что мы с оптимизмом смотрим в будущее и ради этого отдаем все свои силы и способности, чтобы только наш народ знал бы истинного Бога — своего Творца и жил бы по правде Божией, делая все ради блага людей и ради Царства Небесного.
Желаю всем жителям Псковской области мира, здоровью, благополучия, а это дается тогда, когда мы будим хранить веру наших предков и отцов и проводить свою жизнь согласно правил и законов нашей веры и Церкви. Божие благословение на Ваши добрые труды.
Вопросы задавала Наталья Шершнева.
2.11.2004 г.