ЮФО.Ru | Кирилл Михайлов | 27.09.2004 |
Неразбериха с церковным имуществом началась после падения советской власти. Новое российское государство вроде бы решило вернуть Церкви то, что отняли большевики. В 1993 году указом Бориса Ельцина верующим начали передавать храмы, однако восстановление исторической справедливости оказалось каким-то двусмысленным, поскольку приходы получали церковные здания в оперативное управление на правах аренды. Достаточно сказать, что к настоящему времени в Москве, например, в собственности РПЦ находится только один храм Живоначальной Троицы на Каширском шоссе. Все последние годы неясной оставалась и судьба земли, на которой стоят храмы.
После принятия в 2002 году нового Земельного кодекса Церкви было, по сути дела, редложено покупать или арендовать землю, которая ей принадлежала до революции. Иерархи РПЦ добивались пересмотра Кодекса, но уже не настаивали на полной реституции. Дошло даже до того, что в июне этого года патриарх Алексий II впервые лично посетил Думу и уговаривал депутатов учесть мнение Церкви. В результате, в соответствии с принятыми в пятницу поправками, земля под храмами, монастырями и приютами бесплатно передается в срочное пользование. Общины храмов, которы не находятся в собственности РПЦ (таких около 95 процентов от общего числа), будут бесплатно пользоваться землей до тех пор, пока существует приход. Поправки также предусматривают передачу в собственность земли под теми 5 процентами храмов, которые юридически принадлежат Церкви. Все эти нововведения касаются и остальных традиционных для России конфессий.
Мне удалось поговорить о новых поправках в Земельный кодекс со старостой одного из московских приходов. «Сейчас, конечно, нет прямых гонений на веру, но по существу отношения между государством и Церковью не изменились. Получается, что Церковь до сих пор находится в правовой резервации», — сказал мой собеседник." Если предположить, что политика в России резко изменится и будет опять направлена против Церкви, выгнать верующих из храмов, которые им не принадлежат, будет совсем не сложно".
В прессе новые поправки в Земельный кодекс уже оцениваются как компромисс между государством и Церковью. Однако компромисс получается довольно странным. По сути дела, верующих в очередной раз успокоили, что они могут пользоваться храмами и землей, на которой они стоят, и даже ничего за это не платить. Довольно откровенно о возможности восстановления исторической справедливости высказался председатель профильного думского комитета по собственности Виктор Плескачевский: «В настоящее время бывшие церковные земли используются различным образом. Некоторые застроены жилыми домами. Было бы странно передавать эти земли Церкви. Кроме того, в международном праве есть прецеденты реституции имущества после сорока лет отчуждения, но нет ни одного прецедента возврата собственности после 80 лет. Речь о реституции всех церковных земель не идет.»
Несмотря на модные в последнее время разговоры о некой новой симфонии Церкви и государства, отношение власти к верующим остается вполне в русле советской традиции. Ни одна крупная инициатива РПЦ по отстаиванию своих прав и интересов в последнее время не увенчалась успехом. Речь, прежде всего, идет о земельном вопросе и о преподавании Основ православной культуры в школе. Новые поправки в Земельный кодекс свидетельствуют о неготовности государства дать политическую оценку советскому прошлому и, тем самым, выработать новую политику, которая бы отражала исторические перемены в России. Так называемые компромиссные поправки всего лишь отодвигают проблему построения новых отношений государства с Церковью, но не снимают ее.
Автор — редактор службы новостей телекомпании REN TV (Москва).