ЮФО.Ru | Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (Долганов) | 25.11.2004 |
— Ваше Высокопреосвященство, восемь лет Вы возглавляли самую северную епархию Русской Православной Церкви в европейской части России — Архангельскую и Мурманскую, и вот уже почти 9 лет несете архиерейское служение здесь, на Юге. Каковы, с Вашей точки зрения, различия в религиозном сознании людей Севера и Юга России?
— Действительно, существуют определенные различия в уровне религиозности населения, проживающего в разных широтах нашей страны — Севера и Юга. В южном регионе России процент верующих всегда был очень высок, и сегодня, по официальным данным, здесь проживает до 80% православного населения. Наглядным свидетельством этого факта явилось массовое поклонение честным мощам Святого Апостола Андрея Первозванного, которые были принесены на Донскую землю в июне 2003 года.
Есть несколько причин преобладающего большинства православных на Юге России.
Главная из них — это исторические условия развития южных регионов нашей страны, в которых государственность на протяжении многих веков формировалась на границе христианского и исламского миров, в очень сложных политических, этнических и конфессиональных условиях. Здесь шла постоянная, напряженная борьба за утверждение православных традиций, за «Дом Пресвятой Богородицы».
Безусловно, южные районы, в силу своего географического и природного положения, более развиты экономически, и население здесь живет в более благоприятных условиях, живет более интенсивно и мобильно. Объезжая приходы Ростовской епархии, я могу за день посетить три-четыре прихода, тогда как на Севере мне приходилось сутками передвигаться от одного прихода до другого, зачастую на самолетах, ведь расстояние от западной границы Архангельской епархии до Уральских гор составляло около 3 тысяч километров. Люди на Севере живут в суровых условиях, но Веру Православную они твердо хранили во все времена. И когда началось духовное возрождение в стране, народ словно проснулся от спячки и потянулся в Церковь. С помощью верующих мне удалось заново открыть на Севере восемь монастырей.
— Недавно Вы принимали участие в работе Архиерейского Собора в Москве. Каковы Ваши впечатления от работы Собора?
— Все заседания Архиерейского Собора проходили в деловом режиме, особых дебатов не происходило, вопросы, выдвинутые на соборное обсуждение, давно назрели и требовали скорейшего разрешения. Это вопросы о взаимоотношениях Московского Патриарха с Русской Православной Церковью за границей, со старообрядчеством, об установлении равноправия всех православных в Эстонии. Отдельно обсуждалась работа наших представительств в Западной Европе. Правящие архиереи Русской Православной Церкви были озабочены последними действиями Константинопольского Патриарха Варфоломея, которые не могут способствовать укреплению взаимопонимания и межхристианского сотрудничества.
— Вы имеете в виду требование Патриарха Варфоломеея, чтобы русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне прекратил связь с Москвой?
— Речь идет не только о Свято-Пантелеимоновском монастыре. Константинопольский Патриарх возбудил дело о притязаниях на имущество Московского Патриархата в Венгрии, в частности, на Свято-Успенский собор в Будапеште. Дело даже дошло до суда, но будапештский Столичный суд на основании многочисленных документов отказал Константинопольскому Патриарху в праве на подачу судебного иска. Однако Патриарх Варфоломей принял решение возобновить судебные тяжбы. К нашему прискорбному сожалению, это решение поддержало посольство Греции в Будапеште.
— Президент Путин во время своей встречи с участниками Архиерейского Собора заявил, что «должна восторжествовать историческая справедливость» в отношении церковной собственности. Есть ли у Церкви уже сформулированные конкретные требования по тем или иным участкам земли и объектам недвижимости, которые ей принадлежали до 1917 года?
— Участники Архиерейского Собора обратились к Президенту России не только с вопросом о возвращении церковной собственности. Очень важным для всех нас является вопрос воспитания молодого поколения в традициях православной культуры, особенно в общеобразовательных школах. Оба вопроса тесно взаимосвязаны. Церковь сегодня не располагает достаточными ресурсами для того, чтобы предоставить педагогов во все школы, где преподается предмет «Основы православной культуры». В более чем 30 школах Ростовской области эта дисциплина уже введена в учебный процесс, и ее преподают сами православные учителя этих школ. Они закончили курсы при Ростовской епархии и получили дипломы преподавателей «Основ православной культуры».
Церковь стремится сегодня занять более активную позицию в российском обществе, помогать государству в осуществлении его специальной программы, в воспитании подрастающего поколения. Но, согласитесь, что на пустом месте осуществлять программы очень трудно. У Церкви отобрали школы, монастыри, богадельни, земли, на которых работали люди и собирали плоды земные, которыми обеспечивали нуждающихся.
Если же говорить конкретно, то в министерстве культуры Ростовской области есть большой список тех объектов, которые ранее принадлежали Донской епархии, и будут ли они возвращены Церкви, пока неясно.
— Как развиваются Ваши отношения с Российской армией?
— В марте 1999 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Ростовской епархией и Северо-Кавказским военным округом. Регулярно составляется план совместной работы на год, который утверждается руководством СКВО и епархии. 27 воинских подразделений духовно окормляются ростовским духовенством: проводятся беседы с молодыми воинами и офицерским составом, священники принимают исповеди и совершают крещение, участвуют во всех воинских торжествах.
Такое же тесное сотрудничество вот уже 10 лет осуществляется и с Главным Управлением исполнения наказаний Минюста РФ по Ростовской области. Все исправительные учреждения области духовно окормляются священниками, на территории пяти тюрем построены православные храмы, во всех тюрьмах организованы библиотеки духовной литературы. Отрадно, что эта работа Ростовской епархии отмечена наградой Минюста Российской Федерации.
19 ноября 2004 г.