Пресс-служба Петрозаводской и Карельской епархии | Ольга Андреева | 25.11.2004 |
Если такими темпами дело пойдет и дальше, то заклинания государственных чиновников о религиозной и межнациональной стабильности в Карелии прикроют чудовищное историческое преступление — «гуманитарное» доламывание хребта народного религиозного самосознания, обессиленного после кровавых экспериментов большевиков. Народ, тысячелетиями живший на земле Карелии, лишенный исторической и культурной памяти, сам себя ликвидирует, дав возможность чужеземцам властвовать над его душой, а заодно и на его земле. «Нетолерантный» Александр Невский, как известно, сделать этого не позволил. Но государственный чиновник, прошедший богатую школу тотального контроля над Русской Православной Церковью и задействованный в качестве наемника пришлыми религиозными организациями, готов справиться с любой поставленной перед ним задачей. На то он и чиновник, чтобы исполнять приказы, не рассуждая. Тяжелая, однако, служба.
Этим трагическим смыслом, к сожалению, были пронизаны последние события ноября: и конференция по проблемам толератности, проведенная 16 ноября с большой помпой и обильными славословиями в адрес новой государственной идеологии, продвигаемой вопреки Конституции РФ, и республиканский семинар-совещание по государственно-религиозным отношениям, состоявшийся в правительстве 24 ноября.
Начну, как и полагается, с первого события — торжественного заседания, прошедшего в традициях почетных собраний по разнарядке обкома партии. Разговор шел о толерантности, — термине с филологической точки зрения пока еще не достаточно четко сформулированном. Но, несмотря на это, неудобопроизносимое слово уже настойчиво внедряется в общественное сознание. Этим термином, преподносимым, как универсальное понятие, насильственно подменяются несколько важных смыслов, прежде всего, традиционные религиозные смыслы. Возможно, поэтому пафосные речи незнамо о чем, с поминутным поминанием ключевого слова-неологизма напоминали некий птичий язык, способный только затуманить сознание добросовестных слушателей, чем прояснить серьезную тему разговора.
Только тот, кто вопреки некой негласной установке все-таки пытался изъясняться на всем понятном языке, удостаивался благодарности публики, отзывавшейся на добрые человеческие чувства. Такой живой отклик нашло в молодежной аудитории (заседание проходило в стенах Академии государственной службы), например, выступление известного в Карелии политика Анатолия Григорьева, напомнившего, что в недавнем прошлом термин «дружба народов», пожалуй, давал большую возможность воплощать крепкую дружбу людей разных национальностей на практике, чем нынешнее слово «толератность» и рассказавшего о случае, достаточно типичном для нынешней идеологической сумятицы, в которую погружено наше современное общество.
Уважаемый господин политик поведал печальную историю своего знакомого, живущего в Вепсском крае, на земле своих предков и, по закону, имеющего право по бесплатной лицензии ловить рыбу в близлежащих озерах. Не тут-то было. Закон законом, но доказать, что он по национальности вепс, коренному жители Вепсского края так и не удалось, поскольку в паспорте нового образца графа «национальность», как известно, не предусмотрена.
Еще один казус, бросившийся в глаза. Руководитель еврейского культурного общества справедливо напомнивший собравшейся публике, что, возможно, нет большой необходимости то, что называется десятью заповедями Божиими, именовать малопонятной толератностью, тут же назвал одну из них — «Не убей». А рядом в стороне зрители с удивлением созерцали плакат, где большими черными буквами по белому полю было написано обратное — «Убей…». От этого слова растекались две широкие кровавые струи, зарывшие следующие слова короткого предложения: «… в себе зверя», которые за красными пятнами едва просматривались. Видимо, как не самые важные. Что способно вызвать такое наглядное пособие? Как вы думаете? А если его вывесят школе? Да не дай Бог! Кто впечатывает в подсознание человека своими психо-лингвистическими манипуляциями такие призывы? Почему-то, что раньше называлось любовь к ближнему или, например, веротерпимостью почти, что директивно подменяется термином, в котором человек способен только запутаться? Словом, тревожных вопросов после помпезного мероприятия в лучших традициях советского времени осталось море.
Характерно и то, что на этом заседании, красиво названном «круглым столом», возникла ситуация, близкая к провокации. Молодой оратор, представившийся студентом, выразил негодование по поводу действий Русской Православной Церкви, развесившей, якобы, по всему городу возбуждающие религиозную рознь плакаты «Ощути силу перемен». Организаторы пресловутого проекта в ответ на эту инсинуацию скромно промолчали, а ведущий заседание почему-то слово представителям Петрозаводской и Карельской епархии сразу же так и не дал, пообещав, что оболганная сторона успеет объясниться и после кафе-паузы. Вот вам и образец веротерпимости. Позже выяснилось, что студенту дежурные «по горячей линии», по телефону которой он позвонил, представились православными. А на следующий день в руки нам попала программка концерта устроителей богатого проекта, в котором тоже была вписана Русская Православная Церковь. Как оказалось, тоже случайно, по ошибке. За цинизмом, неприкрытой ложью и словесным запутыванием скрыты далеко не добрые намерения организаторов шумной акции, видимо, по привычке забывших написать на своих громадных плакатах свой главный девиз — «Цель оправдывает средства».
Подобные многочисленные нарушения федерального закона «О свободе совести» на семинаре-совещании в правительстве так и не были признаны. Во всех выступлениях преобладал поверхностный анализ религиозной ситуации. Трепетно был встречен и лидер неопятидесятнического движения в России господин Ряховский, в легком эстрадном стиле рассказавший о широкой благотворительной деятельности своей религиозной организации, а также о своих великих личных заслугах и о таких же великих заслугах его брата-адвоката. Его похвалой был обласкан и господин Б.Ф. Детчуев, в свою очередь эмоционально отозвавшийся о пятидесятнических передачах на республиканских телевидениях, сентиментальная чувствительность которых настолько проняла его чиновничье сердце, что он взволновано спрашивал у собравшихся, ну неужели и их не задели истории людей, которых добрые неопятидесятники сумели вернуть к нормальной жизни. Такая прикровенная пропаганда государственным чиновником одиозной религиозной организации, любящей судиться с православными по любому критическому замечанию в их адрес, смутила многих. С особым ударением в голосе назвал он и количество пятидесятнических общин, приближающихся в Карелии к количеству православных приходов.
Что ж, когда православная Карелия, не дай Бог станет полностью неопятидесятнической, к чему и стремятся, судя по усилиям местных чиновников и по размаху проекта, организаторы акции под многозначительным названием «Ощути силу перемен», перемены будут воистину апокалиптические.
24.11.2004 г.