Итоги | Александр Чудодеев | 25.11.2004 |
В последние годы Москва раз за разом отказывает далай-ламе в праве посетить нашу страну. Парадокс состоит в том, что буддизм в России признан одной из «традиционных» религий. Тем не менее просьбы о пастырской поездке далай-ламы российский МИД предпочитает «рассматривать» настолько внимательно, что даже у самых убежденных оптимистов, верующих в скорый приезд лидера буддистов, опускаются руки.
Правда, на сей раз надежда возродилась с новой силой. Российские власти впервые на столь высоком уровне дали пояснения по поводу своей позиции о невъездном лидере буддистов. Глава МИДа Сергей Лавров заявил, что Москва в будущем могла бы рассмотреть вопрос о визите далай-ламы, если он будет носить исключительно религиозный характер и не предусматривать контактов с российскими официальными лицами. Вот только министр не уточнил, что соблюсти это условие практически невозможно. Визит лидера «тибетских сепаратистов» по определению будет не только религиозным, но и политическим.
Причина в том, что 69-летний далай-лама начиная с 1959 года, когда он был вынужден покинуть свою родину, выступает сразу в двух ипостасях — как духовный лидер тибетских буддистов и как руководитель тибетского правительства, находящегося в изгнании в Индии. Совмещение духовного и светского постов при всем кажущемся комфорте для деятельности далай-ламы создает ему и его последователям ряд серьезных неудобств — трудно понять, в какой момент кончается его пастырская служба и не переплетается ли она с политической.
Принимая решение об отказе во въездной визе далай-ламе, российский МИД напоминает, что Китай рассматривает его деятельность как сепаратистскую, хотя сам далай-лама не раз заявлял, что не добивается независимости Тибета, а только выступает мирными средствами за его полную автономию. Учитывая, что одно из положений российско-китайского договора о дружбе предполагает взаимную поддержку в вопросах защиты территориальной целостности, Москва заявляет, что она против того, чтобы далай-лама в России занимался политической деятельностью. С другой стороны, подчеркивается, что «мы должны учитывать интересы наших буддистов». Но как эти два взаимоисключающих положения разделить, учитывая двойной статус далай-ламы, никто в Москве пока не знает.
К тому же власти КНР, по существу, лишили Россию права выбора в этом вопросе. Выступая более года назад в Колумбийском университете Нью-Йорка, Владимир Путин выразил уверенность, что далай-лама рано или поздно посетит Россию. Правда, при этом президент РФ рассказал о своем разговоре с одним из руководителей Китая, который недвусмысленно намекнул на нежелательные последствия такого визита. В частности, этот китайский чиновник (очевидно, им был предыдущий генсек компартии Китая Цзян Цзэминь) поинтересовался, сколько буддистов живет в России. Владимир Путин ответил, что их примерно полтора миллиона. В ответ собеседник президента России заметил: «Вот и выбирайте, с кем дружить, — с 1,5 миллиона поклонников далай-ламы или с 1,5 миллиарда китайцев». Судя по всему, этот выбор Москва сделала.
Впрочем, статус невъездного — дело наживное. Еще не так давно России ничто не мешало принимать далай-ламу. До той поры, пока Китай не стал для Москвы одним из ближайших стратегических партнеров, лидер буддистов не раз посещал нашу страну. В 1994 году ему даже предоставили право выступить в Госдуме, а четырьмя годами ранее он был награжден орденом Дружбы народов. Помимо этого далай-лама является лауреатом Нобелевской премии мира и его принимают в любой стране, за исключением России, Китая и государств, находящихся в сфере их влияния. Причем назвать эти поездки исключительно пастырскими затруднительно. Далай-лама посещает в том числе страны, где никаких буддистов нет. Более того, он ведет и чисто политические переговоры с самыми что ни на есть официальными лицами. Скажем, не так давно его принимал президент США Джордж Буш, и говорили они отнюдь не о духовном.
Но то в Америке, политические отношения которой с Китаем напоминают холодную войну. Россия — совсем другое дело. То, что господину Тенцзин Гьятсо (мирское имя Далай-ламы XIV), по выражению посла РФ в КНР Игоря Рогачева, «путь в Москву вообще заказан», стало окончательно ясно в 2001 году, когда глава буддистов планировал поездку в Монголию с краткой остановкой в российской столице. В тот раз российские власти решили не выдавать ему даже транзитную визу. С тех пор члены российской буддистской общины предпринимают титанические усилия с целью добиться от властей согласия на приезд их духовного лидера.
Одна из последних попыток была предпринята в преддверии октябрьского визита Владимира Путина в Китай. В окружении российского президента корреспонденту «Итогов» рассказали, что президент Калмыкии просил Путина «замолвить словечко» перед китайским лидером Ху Цзиньтао, с тем чтобы тот не особо гневался на калмыцкую инициативу пригласить далай-ламу в Элисту на открытие Дней тибетской культуры. Российский президент в Пекине «словечко» действительно замолвил. А вот дальше случился казус. То ли лидер КНР не до конца вник в суть просьбы (по мнению одного высокопоставленного кремлевского чиновника, «товарищ Ху» еще не полностью освоил всю «поляну проблем», которые ему каждодневно приходится решать, и потому во время переговоров с президентом РФ частенько обращался к своим советникам), то ли власти Калмыкии решили, что вправе поторопить события. Кирсан Илюмжинов объявил, что далай-лама прибудет в Калмыкию 13 ноября в полдень и пробудет в Элисте почти четверо суток. На что тут же последовало опровержение российского МИДа.
Невъездные
Слабым утешением для поклонников далай-ламы может служить тот факт, что он отнюдь не единственный общественный и политический деятель, передвижение которого по миру весьма затруднено. А Россия — не единственная страна, в которой существует гласный или неформальный список невъездных персонажей.
Попасть в такой стоп-лист можно по двум причинам. С формальной точки зрения персонами нон грата могут оказаться исключительно дипломаты. Мотивом объявления дипломата персоной нон грата может быть его вмешательство во внутренние дела страны пребывания, нарушение или неуважение к ее законам и обычаям, злоупотребление иммунитетом и привилегиями. При этом власти страны пребывания согласно международным нормам не обязаны объяснять причины, по которым дипломат объявляется персоной нон грата. Как правило, за формулировкой «деятельность, несовместимая со статусом дипломата» кроется обвинение в шпионаже.
Однако этим список нежелательных лиц не ограничивается. В том же далай-ламе трудно заподозрить агента вражеских разведок. Тибетский лидер относится ко второй категории невъездных. Она делится на две подгруппы. В первую входят представители некоторых непризнанных государств. В случае с китайскими «сепаратистами» к ним помимо далай-ламы относится руководство Тайваня. Однако, так же как лидер Тибета, президент Тайваня невъездной лишь в Россию и ряд других стран, поддерживающих с Китаем тесные политические отношения. Здесь, правда, есть нюанс. Тайвань в отличие от Тибета для России слишком важная в экономическом плане территория, чтобы полностью порвать с ней отношения в угоду Пекину. Экономические связи Москвы и Тайбэя развиваются вполне успешно, а в России даже действует посольство Тайваня, зашифровавшееся под названием культурного центра.
В свою очередь Запад имеет свой список политических персон нон грата. В него, к примеру, входят представители самопровозглашенных республик на территории бывшего СССР. Но не только они. Главы признанных и представленных в ООН государств тоже имеют шанс стать невъездными. После недавнего референдума в Белоруссии о продлении полномочий Александра Лукашенко самому президенту и большинству белорусских чиновников стало еще труднее перемещаться по миру. США и Евросоюз ужесточили санкции в отношении Минска, которые, в частности, предусматривают запрет на выдачу въездных виз белорусским официальным лицам. Так что по большому счету свобода передвижения Александра Лукашенко ограничивается просторами СНГ, а также немногочисленных стран, у которых отношения с Западом еще хуже, чем у Белоруссии. К примеру, белорусский президент может совершить вояж в КНДР. В свою очередь лидер Северной Кореи Ким Чен Ир может посетить Белоруссию, а также путешествовать по России и Китаю. И не только по той причине, что перемещаться предпочитает на поезде.
Между российским и европейско-американским вариантами железного занавеса для особо нежданных гостей есть одно различие. На Западе этот вопрос предельно формализован: решения об отказе принимать представителей тех или иных стран принимают либо парламенты специальным законом, либо внешнеполитические ведомства подзаконными актами. В России предпочитают неформальный подход. Он имеет плюсы и минусы.
К минусам относится риск крупного скандала при отказе или, наоборот, разрешении на въезд какого-нибудь лица. Самый громкий произошел осенью 1998 года, когда правительство Евгения Примакова приютило в ближайшем Подмосковье вождя Курдской рабочей партии Абдуллу Оджалана, который метался по миру, спасаясь от преследования турецких спецслужб. Тайное стало явным, лидера курдских сепаратистов пришлось выдворить. Главный же плюс состоит в том, что Москва не связывает себе руки, официально не обнародовав свой стоп-лист. Вдруг отношения, например, с Китаем неожиданно испортятся. Тогда и статус далай-ламы в глазах российского МИДа может резко измениться. Измениться может и статус другого «культового» персонажа — Папы Римского.
В ожидании Папы
Впрочем, между духовными лидерами католиков и буддистов есть существенная разница. Иоанн Павел II и сегодня может въехать в Россию, но не хочет. Поскольку принципиальный вопрос состоит в том, в каком качестве он совершит такой визит.
Подобно далай-ламе Папа Римский также един в двух лицах — помимо высокого религиозного сана он еще и глава государства Ватикан. Но в остальном ситуации вокруг свободы въезда этих религиозных деятелей в Россию являются зеркальным отражением друг друга. То, что препятствует визиту далай-ламы, способствует приезду главы Римско-католической церкви, и наоборот.
Политический пост не мешает Папе приехать в Россию. Более того, именно в качестве главы государства он неоднократно получал соответствующие приглашения на самом высоком уровне. Его приглашал Михаил Горбачев. Борис Ельцин уже от лица новой России также ратовал за визит понтифика. Владимир Путин не раз говорил, что эти приглашения остаются в силе, и даже просил премьер-министра Италии Сильвио Берлускони посодействовать в этом вопросе. Но как глава государства Иоанн Павел II приезжать в Россию категорически отказывается.
В ноябре 2003 года во время последней встречи Папы Римского и президента РФ, свидетелем которой был корреспондент «Итогов», произошел примечательный разговор. Владимир Путин в очередной раз пригласил Папу посетить Россию. Поблагодарив его, Иоанн Павел II подвел российского лидера к окну и объяснил, что государство Ватикан такое маленькое, что его границы можно разглядеть из любого окна Апостольского дворца. Поэтому ему, как главе крохотного государства, негоже приезжать в такую огромную страну, как Россия. Мол, диалог в этом случае мог бы получиться не на равных. Совсем другое дело, если бы он приехал в Россию в качестве духовного лидера сотен миллионов католиков. В ответ Владимир Путин кивнул, и больше к этой теме оба лидера не возвращались.
Во время той аудиенции обсуждался в основном вопрос об условиях передачи РПЦ списка чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Беседа проходила на фоне чудотворного образа, и в тот момент многим присутствующим показалось, что Папа готов передать икону президенту России. Но тогда этого не произошло. Видимо, понтифик вспомнил о своем давнем условии. Оно состояло в том, что эту реликвию он передаст лично Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Понятно, что для выполнения такого условия требовалось приглашение от РПЦ посетить православную цитадель. В итоге вокруг передачи иконы разгорелись нешуточные религиозные и политические страсти.
В конце концов Иоанн Павел II изменил своему условию и в августе текущего года передал Алексию II икону Казанской Божией Матери. Но не лично, а через посредника — кардинала Вальтера Каспера. На церемонии прощания с православной реликвией римский первосвященник заявил, что передача иконы должна пояснить Патриарху и РПЦ «о желании и твердой воле Папы Римского добиваться прогресса на пути взаимопонимания и единения, чтобы приблизить день полного объединения верующих».
Однако на сегодня ситуация такова, что длящийся вот уже 950 лет раскол христианства продолжается, а значит, Папа Римский остается для верующей России все тем же нежелательным лицом. Но это уже не вопрос тонкостей государственной въездной политики.