Русская линия
Вечерняя Москва Мона Платонова16.11.2004 

Библию и Коран станут изучать в школах

Со следующего учебного года у старшеклассников некоторых московских школ появится в расписании новый предмет — история религии. Преподавать его будут учителя истории и обществоведения.

Уже не один год в Министерстве образования и науки РФ обсуждается вопрос: «Нужно ли включать в школьную программу такой предмет, как история религии, или нет?» Сторонники начинания говорят о том, что большинство детей и взрослых ничего не знают об основных мировых религиях, не понимают, почему в классическом искусстве и литературе часто использовались библейские сюжеты, не знакомы с основными религиозными заповедями. А это, по их мнению, любому культурному человеку знать следует.

Противники введения религиоведения в школе заявляют, что сегодня в учебных заведениях учатся представители разных национальностей и конфессий. Вряд ли семьи, проповедующие, например, ислам или буддизм, захотят изучать историю православной или мусульманской культуры.

И вот, похоже, в споре найден компромисс. Под руководством директора Института всеобщей истории РАН академика Александра ЧУБАРЬЯНА готовится учебник по религиоведению для школ.

— Предназначен этот курс ученикам 8−9 классов, — рассказывает Александр Чубарьян. — В учебнике будет введение, рассказывающее о происхождении религий и вероисповеданий, две главы о православии, по одной главе о католицизме, протестантизме, буддизме, исламе, иудаизме и индуизме, а также краткое описание современных религий. Основной упор мы хотим сделать на изучение истории христианства до раскола на католическую и православную церкви. Православию мы решили уделить больше места, потому что оно является ведущей религией в нашей стране. С моей точки зрения, историю религии следует преподавать именно в виде отдельного предмета, а не факультатива. Молодежь должна знать, когда возникли и что пропагандировали основные мировые религии, понимать, о чем говорится в Библии или Коране, впитать в себя такие понятия, как добро, зло, терпимость.

В настоящий момент готовы практически все главы учебника — их написали профессора Института всеобщей истории и других институтов. К 1 января книга, скорее всего, будет сделана. После этого два месяца отведут на доработку и редактирование ее материалов. Весной учебник отдадут в Министерство образования и науки на согласование. Если его одобрят, то летом его отправят в печать. И к началу нового учебного года он поступит в школы.

Однако издание учебника — только полдела. Самая большая проблема — найти преподавателей, готовых рассказывать историю религии. Понятно, что приглашать для этой цели священнослужителей нельзя, поскольку нет никакой гарантии, что они не станут использовать эти уроки для «вербовки» кадров в свои конфессии. Светских учителей, готовых вести в средних учебных заведениях такой предмет, пока нет.

Авторы учебника договорились с руководством столичного Департамента образования о том, что весной они проведут лекторий для московских учителей, где расскажут об основных главах учебника и дадут основные представления о главных религиях, о которых в нем рассказывается. Присутствовать на лектории смогут преподаватели разных предметов. Правда, по мнению Александра Чубарьяна, скорее всего это будут историки, обществоведы или филологи.

— Мы получили согласие министра образования и науки Андрея Фурсенко, который готов финансово поддержать подготовку таких учителей в регионах, — говорит Александр Чубарьян. — А с осени следующего года в некоторых педагогических вузах страны станут читать основы религиоведения, чтобы уже более серьезно готовить учителей истории религии.

Пока суть да дело, в Первой московской негосударственной гимназии для учеников провели День традиционных религий России, на который были приглашены священнослужители четырех традиционных для России вероисповеданий: христианства, буддизма, иудаизма и ислама.

— Каждому из священнослужителей отводилось по одному уроку, — рассказывает научный руководитель проекта Софья АРЗУМАНЯН. — В течение сорока минут он должен был прочитать ребятам свою молитву, рассказать об истории появления и главных принципах религии, исповедуемой им, показать ученикам главную книгу своей религии. После уроков школьники составили таблицу по четырем религиям, с которыми они познакомились, и написали, чем они схожи и чем различаются. Днем на обеде школьники могли попробовать традиционные этнические блюда. После этого все пошли во двор и посадили «Аллею толерантности», потом же посмотрели концерт по мотивам этнических мелодий. Мы стремились дать подросткам представление об основных религиях мира и показать их связь, а также объяснить школьникам, что все конфессии основаны на едином нравственном законе и проповедуют высшие человеческие ценности — любовь, доброту, терпимость. Думаю, именно таким наглядным способом в школах и нужно преподавать историю религии.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru