Русская линия
Церковный вестник Наталья Нарочницкая23.11.2004 

«Современная задача православных СМИ — создание светских изданий, основанных на православном мировоззрении»

— Наталия Алексеевна, можно ли говорить об ответственности СМИ перед обществом, если сегодня среди владельцев СМИ доминирует бизнес-подход и главная задача крупных медиа-проектов — получение прибыли?
— Об ответственности СМИ говорить нужно. Манипуляция сознанием есть сегодня мощнейшей инструмент политики. Разве люди из СМИ освобождены от этики и ответственности в личной жизни? Почему их профессиональная и гражданская жизнь должна быть вне представлений о добре и зле, о грехе и добродетели? Человек отвечает перед Богом и людьми за свои поступки.

Я подчеркну, что информационно-аналитическое поле и главные действующие субъекты на нем в постсоветской России сложились в период нигилизма. Доминируют на нем воинствующие либералы, проповедующие свободу от гражданской этики и нравственности. Такой отрыв произошел в России под воздействием двух факторов. Во-первых, в силу 70-летней оторванности не только от своей православной культуры, но и от подлинной великой западноевропейской культуры, в основе своей — апостольско-христианской. Во-вторых, все это дополнилось разнузданной пропагандой самых низменных инстинктов и безответственности, которые подавались постсоветскими либералами как проявление свободы. Сами же эти либералы — самое яркое производное от коммунистического прошлого. Предреволюционная атеистическая интеллигенция, прошедшая стерилизацию научным коммунизмом, куда больше, чем народ в целом, воспроизвела себя в третьем поколении, уже полностью оторванном от всяких корней национальной и духовной культуры христианского мира.

Но даже на личном уровне в каждом человеке, и даже в том, который не осознает связи с Богом или отрицает ее, все равно заложен потенциал добра. Ведь люди самых разных мировоззрений, в том числе наши либералы, все же не совершают преступлений не только потому, что боятся уголовного наказания, а потому что так поступать не должно и не праведно. Но почему-то в общественных делах стало теперь немодным задумываться о нравственном содержании общественных явлений.

Я считаю, что мы вправе задавать вопросы об ответственности нашим светским газетам и журналам в связи с их редакционной политикой.

— Как в современных средствах массовой информации может быть выражена христианская позиция? Возможно ли оценивать текущие события политической, экономической, социальной жизни, отражаемые в жестких форматах современных масс-медиа, с христианской точки зрения?

— Конечно, возможно. Для этого совершенно необязательно бить себя кулаком в грудь и говорить, что мы православные. Любое событие, явление общественной жизни и культуры, любая политическая доктрина или экономическая теория, если их разобрать, имеют свою философскую основу и некоторое историческое целеполагание. И мы вправе давать этому нравственную оценку, оценивать их не только с той точки зрения, правильны ли они, но и праведны ли они, не только нужны ли они, но и должны ли они. И поэтому есть такое понятие, как гражданская и социальная ответственность. Кстати, социальная ответственность власти следует вовсе не из коммунистической государственной теории, а из 25-й главы Евангелия от Матфея, где говорится о том, что на Страшном Суде праведники будут по правую руку от Бога. За что же их награждает Господь? За то, что они накормили и одели ближнего, а значит, сделали это Господу. Для меня этот вопрос абсолютно ясен: постоянно задумываться о нравственном содержании любого поступка, любого государственного акта, проводимой политики — это долг человека перед Богом и людьми, и чем выше человек вознесен, тем его ответственность больше.

— Вы относитесь к постоянным авторам интернет-журнала «Православие.ру». Как вы оцениваете состояние православной журналистики и какие пути ее развития вам кажутся наиболее перспективными? Каким требованиям должен, на ваш взгляд, соответствовать современный православный журналист?

— Я очень рада, что меня привлекли в это интернет-издание, и всегда испытываю огромное удовлетворение, когда вижу там свои статьи. Считаю, что на самом деле это один из лучших и перспективных образцов редакционной политики, журналистики и публицистики. Почему? Потому что это православное издание, причем издание церковное, представляет читателю самую широкую панораму событий, явлений и откликов на них. Конечно, в чисто церковных изданиях правомерно и полное доминирование сугубо богословских тем, событий из церковной жизни, и пусть такие издания расширяются. Но сейчас наряду с этим важна и другая работа: остро необходимы православные издания, которые, выражаясь современным секулярным языком, можно назвать изданиями светского характера.

Через призму православного мировоззрения нужно проводить все, с чем сталкивается и чем интересуется обычный секуляризованный человек в нашем обществе. Это и внешняя политика, и экономика, это рынок и землепользование, это место России в мировом контексте, это культура и масскультура, это и мода, и досуг. Нужно именно в православных изданиях светского характера ненавязчиво, но упорно интерпретировать все сугубо современные явления жизни и культуры, даже будоражащие сознание молодежи явления и события артистической жизни. Это особенно важно. Ведь если в изданиях, православных по духу и мировоззрению, замыкаться только на собственно церковном поле, то их аудитория так и будет состоять из уже обращенных, мы будем писать только друг для друга. Но Христос проповедовал среди больных, а не только среди здоровых.

Народ приходит к вере. Статистика даже недоброжелателей об этом говорит. Но происходит некое настораживающее явление: расширяющиеся очаги православной жизни и мировоззрения, хотя и растут, но чаще всего живут как бы отдельно от остального общества, в котором другие части параллельно деградируют. А либералы тем временем внушают: вы потеряете свободу, если прикоснетесь к вере. Хотя все наоборот, никто так не свободен, как верующий человек, чей нравственный якорь укоренен в мире ином, свободном от обстоятельств и соблазнов этого мира. Он более смел и чуток по отношению к несправедливости и греху, но и более терпим к человеку. Разве это не основа истинной гражданственности? Но такое отдельное существование делает антагонизм между общественными секторами еще более разительным и острым.

Мне кажется, что современная задача православных СМИ — это создание мощных, живых светских изданий, основанных на православном мировоззрении, которые могут через православную призму отношений к добру и злу, к греху и добродетели оценивать все события и явления в современной жизни, в том числе и не относящиеся к церковной жизни. Надо открывать людям, незнакомым с чутким отношением к добру и злу, другую сторону события, другую интерпретацию. Мне кажется, что здесь нужно и можно осуществить большой прорыв.

— Какие формы взаимодействия Церкви со светскими СМИ вам кажутся наиболее удачными и эффективными?

— Все формы можно пробовать: это и совместные семинары, конференции, знакомство, преодоление недоверия. Неплохо бы талантливым ораторам, высокообразованным православным лекторам выступать иногда в вузах, готовящих журналистов. Фестиваль православных СМИ может стать важной вехой в этой работе, если среди его участников будет представительная группа журналистов светских СМИ. Нужно ближе знакомиться друг с другом, больше взаимодействовать. Существующий антагонизм и недоверие ложно распропагандированного читателя можно рассеять только при активном контакте.

Беседовала Ксения Лученко

N 21(298) ноябрь 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru