Русский вестник | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 28.10.2004 |
— Сейчас много говорят о планируемом внесении в общегражданский паспорт нового вида носителя информации о персональном коде человека. Почему Церковь выступает против этого?
— Мы против подобных нововведений в общегражданских документах, поскольку сегодня значительная часть верующих негативно относится к самой идее персонального кода. Настроения среди верующих варьируются от недоумения до категорического неприятия.
Суть вопроса в том, что код усваивается личности. Некоторые люди говорят: «У нас есть имя, данное нам в Крещении. Почему же кто-то без нашего ведома, без нашего участия и согласия присваивает нам нечто, что в электронном или в графическом виде заменяет имя, которое дано в Святом Крещении? «Налицо несогласие с данной системой учета граждан, обусловленное религиозными мотивами.
Существует также опасение, что личные коды — это лишь первый этап построения системы тотального контроля над человеком. Поскольку никто не может расшифровать, а значит, и контролировать информацию, которая заключается в личном коде, возникают обоснованные опасения, что в условиях глобализации может быть установлен тотальный контроль над человеческой личностью, а это вызывает протест со стороны многих мыслящих людей.
Сейчас, как вы знаете, в Государственной Думе рассматривается проект Закона «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации». Мы находим понимание среди депутатов по обсуждаемому вопросу и надеемся, что, согласно новому закону, в паспортах не будет графы, содержащей личный идентификационный код.
— Владыко, одной из горячо обсуждаемых в последнее время тем остается вопрос о канонизации Григория Распутина и царя Иоанна Грозного. Какова позиция Церкви по этому вопросу?
— Собор выступил категорически против прославления в лике святых этих людей.
— Почему?
— Причина проста: в жизни этих людей не обнаружено ничего, что могло бы дать основания для рассмотрения их кандидатур в связи с возможной канонизацией. Дело в том, что существует немало фактов в биографиях обеих исторических личностей, которые входят в категорическое противоречие не только с принципами святости, традиционными для Православной Церкви, но даже и с общеизвестными категориями христианской морали.
Достаточно вспомнить, что царь Иоанн Грозный убивал сам и приговаривал к смерти многих людей, и никакой «политической целесообразностью» эти массовые жертвы оправдать невозможно. Тем менее возможно оправдать убийство святого митрополита Московского и всея Руси Филиппа и святого старца преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Нельзя найти оправдания и убийству царем Иоанном собственного сына. Из исторических документов известно также и о многоженстве Иоанна Грозного, и о том, что вследствие его безнравственности он был отлучен от Причастия до конца жизни.
Столь же неоправданна постановка вопроса о канонизации и в отношении Григория Распутина. Еще в царское время был начат консисторский процесс, то есть разбирательство церковного суда, для выяснения связей Распутина с хлыстовскими сектами. Его высказывания по религиозным вопросам проникнуты нездоровой псевдодуховностью.
Некоторые люди говорят, что царь Иоанн Грозный и Григорий Распутин были оклеветаны. Что ж, мы не против исторической реабилитации этих личностей на основе достоверных фактов и свидетельств. Давайте проводить конференции, изучать исторические документы и, может быть, в свете новых научных изысканий эти личности будут выглядеть не столь зловеще, как теперь. Но ведь историческая реабилитация вовсе не означает канонизации. На белом свете много хороших и добрых людей. Но лишь немногих подвижников благочестия Церковь прославляет в лике святых.
ОВЦС МП