Православие.Ru | Протоиерей Дамиан Круглик | 23.11.2004 |
— О демографической ситуации в нашей стране уже много сказано, да мало что сделано для ее исправления. На нашем приходе эта ситуация отражается с зеркальной точностью. Так, количество крещений у нас становится все
меньше и меньше, и, следовательно, это подтверждает тот факт, что пропорционально сокращается и число рождающихся детей. Но, вместе с тем, подтверждается и другая тенденция: в молодых семьях, где оба супруга верующие, как правило, много детей. Ведь для верующих очевидно, что главной целью семейной жизни является не стяжание материального благополучия и удовольствий, а подвиг несения Креста и Любовь до самопожертвования «за други своя».
— Как Вы думаете, почему происходит то, что русские семьи не хотят иметь ребенка?
— Да, в том-то все и дело, что понятие «русская семья» сейчас почти совсем размыто. Ведь если двое современных молодых людей просто физиологически созрели, потом что называется «влюбились», и побежали в ЗАГС, то их мотивация создания семьи известна: материальное благополучие и получение удовольствий. Такая «семья», пусть даже и с русской фамилией, рассматривает многочадие как непомерную ношу.
Прибавьте сюда материальную базу современной семьи (кроме «новых русских», конечно) и станет ясно, почему не все семьи хотят иметь ребенка. Поэтому прежде, чем создавать семью, надо сто раз подумать — а с какой целью?
— Что вы делаете, батюшка, в том случае, если семья отказывается иметь ребенка, ссылаясь на материальные трудности?
— Стараюсь убеждать рожать столько, сколько Бог пошлет, несмотря ни на что. А тогда зачем соединялись? Или сейчас подвиг и труды, или потом раскаяние и отчаяние. Другого нет.
— Вы слышали, отец Дамиан, про РАПС — Российскую Ассоциацию Планирования Семьи. Как вы относитесь к этой организации, которая предлагает сексуальное воспитание детей на уроках в школе, плюс ко всему она благоволит к аборта, как одному из средств планирования семьи?
— К организации РАПС, а точнее сказать, к ее методам решения проблемы отношусь отрицательно. Так называемое «сексуальное просвещение» в школе преступно перед обществом, церковью и семьей. Все виды абортов — преднамеренное убийство, за совершение которого Церковь отлучает от общения часто до самой кончины.
— Как Вы думаете, почему до революции, в семьях, и особенно крестьянских, рожали больше детей? А сейчас, в современных семьях, где сравнительно лучшее экономическое положение, нежели чем в то время, почему-то боятся рожать?
— Я уже говорил и еще раз подчеркну, что главная причина этого не в исторических или экономико-политических обстоятельствах, а в осознанном выборе мужчиной и женщиной цели создания семьи и осознании великой ответственности за свой выбор. Верующие в Бога и неверующие в Него люди имеют совершенно разную мотивацию жизненных поступков. А среднего, «легкого» пути нет.
— Каково, по вашему мнению, место женщины в мире, и, в частности, в семье? И имеет ли какое-либо законное основание феминизм, так часто встречаемый сегодня?
— Место женщины в жизни очень высокое, потому что она является Матерью своих детей. Это предназначение величайшее из возможных для женщины! Больше всего украшает женщину смирение, и в этом смысле, идеалом для всех женщин является Богоматерь. И в ветхозаветной и в новозаветной истории в благочестивых семьях жена и мать были хранительницами и носительницами любви и кротости. Феминизм же не может приветствоваться христианами, ибо он противоречит сути Священного Писания и канонам Церкви. Вся история человечества это только подтверждает.
— Как вы думаете, отец Дамиан, каждый ли человек должен иметь семью, или все-таки он может посвятить свою жизнь служению обществу — ученым, врачом или кем-либо еще, приносящим пользу людям?
— Это очень важный вопрос! Нет и еще раз нет! Не каждый и не каждая может взять на себя ответственность создания настоящей семьи. Но общего рецепта нет… Решать этот наиважнейший вопрос человеческого бытия нужно строго индивидуально, с мудростью, несвойственной горячей юности. И тут-то корень многих и многих трагедий. И опять же, верующие и неверующие люди решают эту проблему по-разному.
— Почему, как Вы считаете, так сейчас низко поставили семью в обществе, почему о ней думают в самую последнюю очередь?
— Это вопрос не ко мне. Для Церкви вопросы семьи и брака всегда имеют первостепенное значение. Вообще семья — это Малая церковь. Вот как высоко трактует Церковь статус семьи. Пренебрежение же вопросами жизни семьи как раз и приводит к тем плачевным результатам, которые у нас стыдливо называют — «сложной демографической ситуацией».
— Какой, на Ваш взгляд, батюшка, должна быть идеальная семья?
— Идеальная семья — это единство у супругов убеждений, устремлений к совершенной любви, т. е. любви к Богу и людям, любви вверх и вширь без границ, одним словом «единомыслие душ и телес» — о чем и идет молитва в
Таинстве Венчания. Это в идеале, а в нашей реальной жизни это еще и подвиг несения тяготы друг друга и верность, верность до гроба! Многие скажут — это выполнить невозможно. Отвечу — с Божьей помощью все возможно!
— Видели ли Вы в своей жизни настоящие, идеальные семьи, на которые хочется смотреть и восхищаться? Расскажите, пожалуйста, про них!
— Как иллюстрация сказанного в предыдущем ответе: я знаю семью священника, которому сейчас 90 лет. Его супруга продолжительное время была регентом хора в том же храме, где служил батюшка. В их семье царили согласие, мир, взаимопонимание, взаимопомощь, потому что цель их жизни была едина — служение Богу, Церкви и людям. Было и у них много трудностей и испытаний, но, как сказано в Евангелии, они «носили тяготы друг друга и так исполняли закон Христов». Вот реальный пример моих знакомых.
— Что вы пожелаете всем молодым семьям, только вступившим на стезю несения семейного креста?
— Молодым семьям, где супруги верующие, — помнить об этой стезе несения семейного Креста прежде всего и не бояться предстоящих трудностей, но с Божией помощью преодолевать их. Возгревать дар совершенной и жертвенной любви, умножать его, хранить. Стремиться воспитать для Церкви, общества достойных членов в лице своих детей и стать счастливыми дедушками и бабушками. Для тех же семейных, кто не пришел пока к вере, мне трудно чего-либо желать, я могу только молиться Богу об их скорейшем прозрении, с тем, чтобы не погубили они души свои и своих невинных детей.
Беседовал студент Сретенской Духовной Семинарии Сергей Архипов