Православное Братство в честь Преподобных Антония, Феодосия и всех отцов Киево-Печерских | Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь) | 22.11.2004 |
Чтобы дождаться интервью, пришлось потерпеть не один день, владыка — занятый человек. Напряженный график служб, а это вся Украина, зарубежные поездки, заботы по Лавре, и… нескончаемый поток посетителей. Сюда, в этот домик над Днепром возле Ближних пещер, стремятся многие: от высокопоставленных особ до потерявших в этой жизни все, что они имели. Кому требуется помощь, кому совет, а кому-то лишь его благословение.
— Ваше Высокопреосвященство, прежде всего, хотим поблагодарить Вас за поддержку в организации нашего Братства, которое, можно сказать, состоялось именно с Вашего архиерейского благословения. В наше время можно услышать про братства всякого рода, причем, далеко не всегда в положительном контексте. Какие, на Ваш взгляд, задачи должна решать православная организация? Думается, одной из основных является просветительская, ведь наша, утерявшая Бога и традиции, интеллигенция сплошь и рядом «шарахается» куда не попадя: к экстрасенсам, к бабкам, а то и к сектантам, не понимая, какое сокровище имеется рядом — истинная Православная вера.
— Благодарю Бога за Его милость общения с Вами. В свое время, после Крещения Руси, и затем, когда был произведен раскол, и на Украине появилась уния, Братства сыграли величайшую роль, став оплотом Православия, особенно в западных регионах. Они были защитниками Отечества, молитвенниками перед Богом о сохранении Православия на нашей земле. Поэтому, по моему мнению, братство, в первую очередь, должно иметь толкового духовника, — не из разряда, так называемых младостарцев, мнящих о себе, что они великие учителя. Оно не должно угождать, как это многие сегодня делают, человеку. Сказали: «Тут ход…» — и бегом туда не раздумывая, сказали: «Там Христос…» — и побежали… Братство, если оно благословлено, а в данном случае это благословение Блаженнейшего Митрополита Владимира, должно осуществлять свою деятельность в соответствии с Уставом. Братству действительно следует заниматься просветительской деятельностью вместе с монастырем, но, опять же, в меру разумную. Не надо вести себя, как некоторые наши братства, которые, то выступают против Америки, то против кодов, то еще против чего-нибудь, но абсолютно ничего не делают для спасения человеческих душ. Напротив, затягивают людей в политические распри, не принося никакой пользы ни Церкви, ни обществу.
В своей деятельности братство должно опираться на евангельские принципы, ни в коем случае от них не отходя. Это просветительство, и, конечно же, милосердие — следует привлекать людей, имеющих деньги и обладающих властью, могущих и желающих что-то хорошее сделать. Потому что, можно иметь деньги и вместе с ними погибнуть, что мы сегодня и наблюдаем. Иметь власть, а вытворять такое, что ничего общего не имеет с евангельским учением. Не следует забывать, что мы находимся на земле не случайно, а, Божьей милостью, временно, — чтобы научиться и получить жизнь вечную, как награду за труды, понесенные здесь. Степени служения в Братстве могут быть самые разные, большие или меньшие, по возможностям и способностям. И по-разному оценены, как в случае с внесшей свою лепту, евангельской вдовой. О привлечении облеченных властью говорю потому, что они поставлены Богом на свое место не себя ради, а чтобы помочь братьям своим меньшим. Если бы мы сегодня жили по Евангелию, то обошлись бы и без законов. Мы же, напротив, видим, что в поддержку и защиту человека ни одного закона нашим Парламентом так и не принято. Наоборот, в угоду сильным мира сего повсеместно принижают и обманывают людей. Со всех сторон идут многочисленные жалобы на неправедные судебные решения, взывают о бедственном положении. Отсюда задача Братства — объединение всех Крестом, который явился императору Константину с надписью: «Сим побеждай!».
Только так и можно победить. По словам Серафима Саровского и других учителей Церкви, в том числе и лаврских преподобных: «Стяжи смирение, — и вокруг тебя спасутся тысячи!» Многие наши ближние нуждаются в помощи, может быть, не столь финансовой, сколь в поддержке в иные минуты. Представьте себе человека, больного страшной болезнью и выносящего, без лекарств, как это сплошь и рядом происходит, невыносимые боли. Потому что, все — за деньги, а той пенсии хватило б разве что на два укола. Человек остается один на один с самим собой. Кто ему поможет? Только Господь. Может еще утешить священник, сказав: «Потерпи еще немножко, за терпение Бог дает спасение, а за смирение — и все остальное». Сегодня мы должны идти и утешать людей, укреплять их в вере с надеждой на милость Божью, объяснять, что если мы изменимся в своей жизни, то Господь все нужное пошлет. Ведь за те грехи, что наделали наши родители, деды-прадеды в ХХ веке, разбивавшие своими руками храмы, где молились предки, ногами топтавшие святыни, как это ни горько говорить, и приходиться расплачиваться нам… Разве такой народ может иметь какое-то прощение? Но, Господь милостив, дает все необходимое.
— Владыка, к сожалению, современные, обладающие большими возможностями люди не спешат делиться тем, что имеют. Мы обращались с предложениями о сотрудничестве ко многим влиятельным людям, но практически никто не отозвался…
— Действительно, такое есть. Но, Господь дал надежду: стучите, и отворят вам. Мне вот поручено заниматься монастырем. Сегодня у нас новые власти, новое законодательство, новое государство. Слава Богу, все произошло бескровно, настала независимость… Но, от кого мы независимы? От всех зависимы! От чиновников, от Америки, от Евросоюза. Боимся и чужих, и своих, чтобы не прошли те, которые будут издеваться над людьми, как это было и есть. Сегодня те, «кто был ничем, тот стал всем». К сожалению, этот лозунг «великого вождя» воплотился в жизнь, потому что невозможно заработать миллиарды, за год или за десять, честным трудом. И вот приходишь, и говоришь: «Не мне, вы делаете доброе дело для Украины, Церкви, для будущих поколений!» Одни смеются, другие говорят: «Нет денег». Как же так: футболы финансируются, мордобития и всякое распутство финансируются, «дома терпимости» строятся. Но ни для Бога, ни для себя, ни, чтоб кому помочь времени и денег не находят. Что ж, каждый получит свое, со всеми своими средствами они наследуют вечную гибель.
— С Вашего соизволения перейдем к другому вопросу. Мы знаем, что наша Православная Церковь — свята и обладает истиной. И, в отличие от неканонических раскольнических образований, единственная, признаваемая другими Поместными Церквями, и во всем мире. Однако, нередко ее обвиняют в консерватизме, косности и приверженности к устаревшим нормам. Зайдет, бывает, иной человек в храм и не по правилам там что-то сделает. И какая-то старушка так его за это отчитает, что охоту к посещению церкви разом отобьет…
— Отобьет охоту только безумному. Церковь не может быть консервативной или неконсервативной. На Церкви от века лежит благодать Христова. А благодать всегда обновляла и обновляет человека. Если бы река застаивалась, то имела бы неприятный запах, но она течет, и, обновляясь, остается той же свежей водой. Так же и в Церкви. Если, как это делают сектанты, мы будем менять основы, это будет уже не Церковь. Конституция в США, примером, действует уже более двухсот лет, и никто не считает это консервацией государства. Так и здесь — есть законы (каноны), который человек нарушить не имеет права. Если так поступать, то следует отбросить Христовы заповеди блаженства и десять заповедей, данные Творцом Моисею. Но ведь именно они, вплоть до сегодняшнего дня, являются светом миру. Поэтому только безумный человек может обвинять Церковь в консерватизме. Благодать обновляла, и будет обновлять. Евангелие всегда одно и то же, а это наша живая жизнь. Если мы начнем искажать учение Церкви, то зачем она тогда нужна, тогда и Христос будет не нужен. Поэтому все сектанты далеки и, уверяю вас, в соответствии со словами апостола Павла, что всякому учащему не так да анафема будет. И я не побоюсь это сказать, что и з н и х не с п, а с е т с я н и о д и н! Почему? Потому что они отбросили главное — Слово Божие и то, чему оно учит — борьбе с собственными грехами. Можно собраться на площади, пропеть — «хочу домой Иисус», увы, этого недостаточно. Нужно жить так, как нас учила и не перестает учить Церковь, тысячу и две тысячи лет. Благодать Духа Святого в Церкви, какой была в первые века, такой осталась и сегодня. Чудес происходит столько, их море, мы их только не видим! А Благодать приобретается в Таинствах: Крещения, Исповеди-покаянии, Евхаристии, Браковенчания, Рукоположении. В этих установленных формах ничто не изменилось. Если же хочется музыки — пожалуйста, для этого есть танцплощадки. А если нам еще чего-то захочется?.. Церковь не может идти за человеком, человек должен идти за церковью. Если мы, находясь во тьме, зажжем свечу и будем нести ее позади, то куда придут первые? В погибель! Если Церковь будет не впереди, а сзади, то к чему она такая? А такими являются всякие сандеи, и вообще, все секты б е з и с к л ю ч е н и й.
— Владыка Павел, из истории мы знаем, как тяжело приходилось первым миссионерам, противостоящим миру языческому, в своей массе невежественному. В наш век всеобщей грамотности, нужны, наверно, какие-то особые методы для просвещения людей светом Истины?
— Главное, чтобы у самого человека было желание спастись. Сегодня столько храмов… Если у вас болит сердце, вы идете не в театр, а к врачу. Если нужно сделать операцию на глазах, идут к офтальмологу, а не в магазин. Если же я желаю спастись, то иду в храм, потому что т, а м вечно ж и в о й Б о г. Господь сказал своим ученикам: «Дом мой домом молитвы наречется». Если человеку поставить на стол еду, но он будет лениться встать с кровати, чтобы поесть, то в итоге погибнет, невзирая на то, что рядом есть пища. Сегодня нет мест, где не было бы Церкви, все зависит от моего желания подняться в субботу, воскресенье и прийти к тому Источнику, который утоляет жажду. Некоторые утверждают, что не понимают церковнославянского языка, на котором ведется служба. Конечно, не будут понимать: что, сразу все выучили таблицу умножения и азбуку или же, при необходимости либо желании, иностранные языки? Нужно захотеть и заставить себя учиться. Поэтому, если будешь в праздничные и воскресные дни ходить на службу, то обязательно поймешь. Разве так сложно уразуметь, что такое — «паки и паки»? Спроси, если сам не можешь додуматься. И узнаешь, что это «еще и еще». А «Миром Господу помолимся»? Всем ведь понятно — и белорусам, и украинцам, и сербам и полякам… Причина в другом — сегодня, в своем непонимании, х о т я т о б в и н и т ь Б о г а.
— Преосвященнейший Владыка, наша Лавра, будучи духовным центром Святой Руси, в течение сотен лет привлекала и привлекает к себе миллионы людей со всего мира. Монастырь, основанный преподобными Антонием и Феодосием, с самого начала служил образцом для многих тысяч православных обителей. Как ныне живет и развивается Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра?
— Лавра не изменилась, и по-прежнему несет свою миссию спасения. Может быть, мы сегодня немножко слабее, я не хочу сказать, что в вере. Скажу, к моей радости, что есть братья, которые не уступают образцом своей жизни и первым временам открытия лавры. Это такие, как отец Авраамий (первый), отец Нектарий, отец Иеремия, отец Вениамин, отец Нестор, отец Поликарп. Большой молитвенник у нас отец Ириней, благочинный. Конечно, положение сейчас другое — мы живем в современном многолюдном городе, масса паломников, множество искушений. Большая часть наших монахов выросли в безбожных или протестантских семьях, и, ощущая сильную жажду, пришли к Источнику, Спасителю, Божией Матери, — в Лавру. Занимаемся мы всем и ремонтируем то, государством разрушенное, что нам достается. Если здания не успевали доломать до того, как мы забирали, то сдавали в аренду. Сегодня я очень благодарен президенту Леониду Кучме, благодарен главе Администрации Виктору Медведчуку, первому вице- премьеру Николаю Азарову, министру транспорта Георгию Кирпе и другим людям, которые нас поддерживают. Земной им поклон, Лавра постоянно молится о них, ибо благодаря им мы имеем эту красоту. Мы не вносим новшеств, а лишь сохраняем то, что ни советская власть, ни независимая Украина не успели разрушить. Прежняя власть хоть выделяла деньги на развитие музея, а сегодня здесь что хочешь можно увидеть — и бары, и сауны, и магазины, и тому подобное… Мы возобновили книгопечатание, хотя, при всем старании, не можем пока себя полностью обеспечить. Действуют швейные цеха, ручной и машинной вышивки, все облачения производим сами, государство не вернуло нам ничего. Работают иконная и реставрационная мастерские. Имеем хозяйство с двумя тысячами гектаров земли, где организовано животноводство, пчеловодство, устроен сад, — в этом году Господь послал обильный урожай. И теперь в значительной степени обеспечиваем себя собственными продуктами: молоком, яйцами, творогом, мукой, медом, растительным маслом. Это не означает, что работают одни монахи, это нереально — братии всего 120 человек и 20 послушников. Каждый день идут службы в храмах и пещерах, послушания на всех участках, но монахи всем руководят. Хоть и говорят некоторые: чем они там в монастыре занимаются, но никто не хочет прийти в монастырь и пожить хотя бы недельку — увидели бы всю тяжесть иноческого труда. Это в миру сегодня мало кто работает, к сожалению, Украина сегодня стала большим рынком — торгуют, а своего производить не хотят. Мы же стараемся возродить традиции, бывшие испокон веков на этом святом месте. Отремонтированы и восстановлены почти все имеющиеся у нас храмы. Сейчас заканчиваем реставрацию Анно-Зачатьевской церкви на Дальних Пещерах. Затем перейдем в 68-й корпус, который раньше был больничным и чтобы его полностью восстановить. Там находилась церковь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Мы хотим сделать ее непрерывно действующей, чтобы паломники могли круглосуточно исповедоваться и посещать службы.
— Ваше Высокопреосвященство, теперь Вам как Наместнику Киево-Печерской Лавры приходится вести и общественную работу, поддерживать контакты с братскими зарубежными Церквями. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне своей деятельности.
— Действительно, Божьей милостью и благодаря Блаженнейшему митрополиту Владимиру, мне приходится часто сопровождать его в поездках по Святым местам и к братьям по вере. Посещаем Иерусалим и поддерживаем дружеские отношения с патриархом Иринеем, который всячески старается помочь Украине, но не может пока предоставить такую возможность, как разрешить привезти на поклонение часть Креста Господнего или другие святыни. Мы общаемся с архиепископом Элладской (Греческой) Церкви, благодаря которому к нам были привезены мощи Святого Апостола Андрея Первозванного и Пантелеймона Целителя. Бываем на Святой горе Афон, Втором уделе Божией Матери (Первый удел — Иверия, Киево-Печерская лавра — третий), где расположены двадцать Православных монастырей. Один из них — русский Пантелеймонов монастырь с 75 монахами, третья часть из которых украинцы. Устав у них строгий, служить там очень нелегко. Афон обновляется, на сегодняшний день насчитывается около двух тысяч монахов. Было бы и больше, но Греческая патриархия (Константинополь) ограничивает. Хотя, думаю, это зависит не столько от Патриарха, сколько от воли Божьей Матери. Если Господу будет угодно, то число насельников возрастет. Слава Богу, что монастыри реставрируются, возносится непрестанная молитва. И находятся люди — жертвователи, прилагающие много усилий к возрождению святых обителей. Дай им Бог сил и здоровья!
— Кроме послушания Наместника Лавры вы являетесь Главой Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по делам монастырей. Как нынче обстоят дела в монастырях по Украине?
— Обижаться не на что, слава Господу. По всей Украине у нас около 180 монастырей, где насчитывается около восьми тысяч монахов. Более благоустроенными являются, конечно, женские обители. У монахинь дело в руках спорится лучше, трудятся как пчелки, всю свою земную жизнь, до кончины. И верю, что за их ревность и терпение, всем им Господь дарит Небесное Царство. Могу отметить такие монастыри, как Зимненский, Свято-Михайловский Одесский, Дерманский, в Городке. В мужских монастырях тоже есть и порядок и молитвенность, но, что говорить, каждый мужчина знает, что он и приберет не так, и пение не настолько складывается, и кухня по-другому… Зато, когда дело касается хоздвора: тракторов, машин, заготовки дров, тут иное дело. Слава Богу, сегодня Господь по молитвам Блаженнейшего митрополита Владимира милует всех и дает все необходимое. Много помогает, грех жаловаться, и нынешнее руководство нашего государства. Его помощью отреставрирован Успенский собор Зимненской обители, оказана помощь Новгород-Сиверской.
— Владыка, мы, без сомнения, живем в непростое время. С одной стороны, наблюдаем повсеместное возрождение духовности, а с другой — небывалое размножение поросли зла. Утверждают, и небезосновательно, учитывая размах происходящих на планете бедствий, что времена наступают апокалиптические. Как бы вы охарактеризовали нынешнее время?
— Мы живем во времена благодатные, ибо нам сегодня, как в первые века христианства Господь дал милость проявить себя и в вере, и в трудолюбии. Апостолы спрашивали Христа: не пришло ли то время, в которое Ты должен явить нам славу Свою? Господь сказал: «Не вам знать время…». Сегодня мы имеем свидетельства того, что мы живем вблизи, при дверях Славного Второго Пришествия Господня и Страшного Суда. Страшен он для грешников, потому что они получат свое возмездие. Славен для праведников, — они еще более приблизятся ко Христу. Поэтому имеем сегодня болезни, землетрясения, войны. Сталкиваемся с непониманием, лжехристами, лжепророками, сатанистами всякого рода. И раскольниками, являющимися, не побоюсь этого слова, плевелами, посеянными врагом рода человеческого. А некоторые сильные мира сего помогают этой раковой опухоли расползаться. Но я вам скажу: еще не время, Господь нас милует и этого не будет в дни нашей земной жизни. Потому что сегодня люди забыли про самое главное — Христа. На первом месте у них стоит кто и что угодно. Для одних это код, не скажу, что это не имеет никакого значения, он есть некоторое преддверие того, готовится быть в мире. Но сегодня Церковь не в почете, священники, утверждают некоторые, не имеют значения. А главное для них — кликушество: «не погибнуть». Так вот они и погибнут, потому что не слушают голоса Церкви, но хотят жить по своему разумению! Если отрекаются от всего, что в мире, то нужно идти не крестными ходами, а на поля — работать. Но работать не хотят. Деньги ведь берут у имеющих коды, не задумываясь, что становятся соучастниками этих, в их понимании, беззаконий. Берут доллары, или евро, которые тоже имеют свое название, и не смотрят, что там свой код присутствует. В любом случае, это делают люди, которые хотят народ всячески отвлечь от Церкви. Чтобы он не повиновался ни епископам, ни священникам… Объявляют, что епископы ничего не делают и сами гибнут. Если епископы ничего не делают, то чего ж вы к ним идете, с ними же воюя? Живите, как хотите, не ходите в церковь, не принимайте Таинств из их рук. Не признавайте апостольские постановления, решения Вселенских Соборов. Сегодня хватает всяких мнений. Заявляют, что Христос был просто человек, что Духа Святого нет, и что иконы Божьей Матери и Спасителя — идолы. Все это навязывают невежды, которые вчера пришли в Церковь. На паспорте есть номер, на деньгах он есть. И никто его ведь не отбрасывает.
— Действительно, Высокопреосвященнейший владыка, вопрос о том, как относиться к ИНН, — индивидуальному налоговому номеру, стал чем-то вроде камня преткновения, вызывает разногласия и разделяет людей. Не могли бы Вы внести ясность по этому поводу?
— Как бы я ни ответил, всех это все равно не удовлетворит. Поэтому каждый в отношении себя пусть поступает по своему усмотрению. Кто хочет, может брать, не хочешь — не бери. Но тогда будь последователен и соответствуй полностью евангельскому учению: трудись и живи продуктами своего труда, не прикасаясь к деньгам, и ко всему, что имеет номер и печать. Тогда будет видно, что действительно боишься той печати, служа Христу. Я знаю, что после этих слов меня обвинят во всех смертных грехах, но не боюсь этого, разумные люди все поймут правильно. Повторяю еще раз, что еще не время, антихрист пока еще не пришел в мир, и свою печать, как сказано в Апокалипсисе, еще не ставит. Дай Бог, чтобы еще и тысячу лет он не пришел. Но сегодня этот вопрос используется для разделения. Обращаются: «Аще не сочеталися с кодом, благословите!». Но когда скажешь: «Вот тебе метелка, помоги убрать этот мусор», то отвечают: «Я не для этого пришел в монастырь, а чтоб молиться». Но трудился Сам Господь, как плотник, помогая Иосифу Обручнику. Трудились апостолы, будучи рыбаками. Лентяй спастись не может, ибо только молитва и труд все перетрут. Молитва без приложения труда физического ничего не даст. Серафим Саровский имел свой огород. Преподобные Печерские работали на земле и прислуживали другим. А сегодня так: поклоны бить не хотят, потому что радикулит, поститься — потому что язва, и того и этого не могут, а страйковать — всегда готовы…
— Владыка, расскажите о себе. В этом году исполнилось десять лет, как Вы стали наместником Лавры, и за это время, она, в значительной степени благодаря Вашим усилиям, преобразилась и расцвела. Как определился Ваш жизненный выбор, что на него повлияло?
— Всегда поминал Преподобных Антония и Феодосия, но никогда не думал, что стану Наместником, только просился у покойного своего старца владыки Варлаама в Почаевскую Лавру. А он отвечал: «Не твое время. Тебя в один день помоют, постригут и заберут». Так и произошло. Сам я сельский, любил церковь и молитву, с детства мечтал стать священником. После службы в Армии закончил Московскую духовную семинарию, до этого получив в Луцке светское образование по технологии приготовления пищи. Первый и последний мой приход был на окраине Нововолынска в селе Ныскинычи, где раньше находился скит Киево-Печерской лавры, теперь там снова монастырь. Храм, в котором я служил, был заложен и освящен митрополитом Петром Могилой. Служить старался по вере и правде, и народ меня любил — до сегодня благодарят. Когда в 1994 году Блаженнейший Митрополит Владимир назначил меня Наместником, братии в Лавре было 35 человек. У нас не было ни одного храма, у нас не было ничего: ни утвари, ни облачений, ни келий, ни трапезы. Но Божией милостью Спасителя и Богородицы, благодаря братии и Блаженнейшему Митрополиту — Священноархимандриту нашей обители, мы действительно сегодня расцвели. У нас более 120 братий, действуют все храмы, есть, на чем служить и в чем. Церкви приукрашены, причем мы ничего не изменили, а стараемся, чтобы все соответствовало тому, что было и напоминало о наших покровителях — Антонии, Феодосии и всех Печерских Преподобных, которые здесь подвизались и трудами которых все основано. Хочется добрым словом помянуть Музей-Заповедник в лице его директора Сергея Кролевца. Понимание между нами есть во всем, за исключением действий государства. Потому что оно, приняв Закон о передаче имущества Церкви, отказывается выполнять его и передавать нам, в соответствии с Указом Президента, помещения. И когда случается забирать самим у Музея какой-нибудь корпус, возникают конфликтные ситуации. Но в целом у нас взаимопонимание.
— Наше сегодняшнее интервью предназначено к размещению на сайте нашего Братства. В Православной среде часто можно столкнуться с мнением, что и компьютеры и «всемирная паутина», Интернет — от лукавого. Как наша Церковь смотрит на использование верующими людьми новейших, в том числе компьютерных технологий?
— Все, кроме греха, предназначено Богом к использованию человеком. Прогресс, который сам себя погубит, есть знак времени, но мы в это время живем. И пользуемся — Интернетом и телефоном, мобильниками и транспортом. Смотрим, когда нужно, телевизор. Сам я компьютером пользоваться не умею, а телевизор только недавно начал включать, когда потребовалось посмотреть запись про Благодатный огонь на Гробе Господнем. Теперь, случается, могу посмотреть порой новости. Иначе ведь не будешь знать, что и где происходит. Думаю, все на пользу, если в меру. И бесы, бывает, служат Богу, как известно, на одном из них преподобный Иона Новгородский слетал в Иерусалим. Только нужно все поставить в правильное русло, не делать из чего-то идола-кумира. А если использовать для развития человека, то вреда не будет.
— Благодарим Вас Владыка за то, что приняли, за интересную беседу и наставления. Благословите наше Братство на совершение добрых дел.
— Дай Бог, чтобы у вас все спорилось! И, поверьте, если вы взяли имя Антония и Феодосия, то они будут вашими помощниками и покровителями. Но не забывайте самое главное: молитва и труд должны присутствовать всегда! Пишите про Лавру, пишите про каждого святого, пишите с умом! Нужно, чтобы люди знали, что Украина не пуста. Лавра — второй Иерусалим, переполнена милостью Божьей, паломниками. Нам надо только захотеть и научиться использовать все то благое, что у нас есть.
Православное Братство в честь Преподобных Антония, Феодосия и всех отцов Киево-Печерских
Украинская Православная Церковь