RBC daily | Александр Широков | 09.11.2004 |
Участники семинара предложили усовершенствовать законодательство в этой сфере, сделать его более «цивилизованным», «сочетающим долгосрочные интересы и экономическую целесообразность привлечения иностранной рабочей силы с вопросами защиты внутреннего рынка труда». Кроме того, необходимо более эффективно защищать мигрантов от «актов насилия, ксенофобии и дискриминации».
Призывы «усовершенствовать» и «цивилизовать» соответствующий процесс слышатся из уст политиков и специалистов не первый год, и формально законодатели к этим призывам прислушиваются. Совсем недавно депутаты Госдумы проголосовали за законопроект, предусматривающий ужесточение наказания за прием на работу «нелегалов». В последнем случае народные избранники были озабочены не только экономической, но и «террористической» стороной проблемы: считается, что среди нелегалов легко могут затесаться потенциальные боевики. Озабоченность скорее «профилактическая» — подавляющее большинство терактов в России до сих пор совершалось ее гражданами.
Что касается экономики, то вопрос более очевиден: ежегодно мигранты вывозят из страны, по оценкам МВД, порядка 12 млрд долл. Конечно, при этом они еще и вносят определенный вклад в пресловутое удвоение ВВП, работая, к примеру, на стройке или на рынке. Однако, по мнению специалистов, польза российской экономике от «заемного трудового ресурса» могла быть куда больше, если бы последний еще бы и делился налогами и активнее участвовал в подъеме отраслей и регионов, где сейчас более всего нужны рабочие руки. Сейчас, увы, мигранты работают в том же строительстве или в торговле, где в принципе могли бы работать и россияне, но работодателям до сих пор было дешевле нанять человека со стороны, нежели гражданина РФ. В принципе с той же проблемой сталкиваются и другие страны. По некоторым оценкам, ежегодно нелегалы вывозят из Германии (в виде переводов на родину) свыше 200 млрд евро, при этом также уклоняясь от выплат налогов. И создавая дополнительные трудности полиции, которая вынуждена устраивать облавы и бороться с наркотрафиком, так как нелегалы нередко еще и участвуют в торговле наркотиками.
Корни проблемы везде общие: демографический кризис и в Западной, и в Восточной Европе привел к дефициту трудовых ресурсов, который вынужденно восполняется за счет мигрантов из других регионов, где с рождаемостью все хорошо, а с уровнем жизни — плохо. Разумеется, нелегалы охотно перемещались бы исключительно в западную часть Старого Света, но их поток сдерживается как полицейско-юридическими барьерами, так и слабой образованностью гостей из постсоветского пространства по части знания языков и обычаев стран Евросоюза. Россия победнее, зато куда ближе — и в географическом, и в языковом смысле.
То, что проблемой трудовой миграции озаботились профсоюзы, понятно. Даже там, где власти пытаются легализовать иностранную рабочую силу, возникают конфликты с местными трудящимися. В прошлом году устраивали митинг столичные рабочие-озеленители: вместо них власти одной из столичных префектур наняли таджиков. Которые мало того что обходятся бюджету в три раза дешевле, еще и подчас дисциплинированнее (не пьют — объясняли власти). Профсоюзы в ответ заявляли, что еще не факт, что гости из солнечной республики официально зарегистрированы и платят налоги, проверить нужно и их квалификацию. Профсоюзы представляют как бы мягкую оппозицию миграции, но есть еще и жесткая, вроде скинхедов, чьи вылазки против «чужаков» последнее время участились, и никакие федеральные программы «воспитания толерантности» здесь не помогают и вряд ли (сами по себе) помогут, пока власти не решат проблему легализации и, главное, перераспределения миграционных потоков в нужное стране русло.
Что касается оценки в 3,5−6 млн нелегалов, то она далеко не предельная. В прошлом году на одной из конференций, устроенной Федеральной миграционной службой, назывались цифры от 1,5 до 15 млн. Сколько гостей из-за рубежа находится на территории РФ незаконно, не знает никто, и это, видимо, сказалось даже на итогах Всероссийской переписи (постоянного населения РФ оказалось на 1,7 млн человек больше, нежели по текущей статистике — предполагается, что какая-то часть нелегалов также не совсем легально перешла в российское гражданство или получила вид на жительство). Ясно лишь, что ввиду продолжающегося демографического кризиса количество мигрантов будет расти и надо ставить этот поток в «цивилизованное русло». Другой вопрос — как. Облегченный вариант перехода в российское гражданство после долгих дебатов сохранен и теперь после соответствующих российско-украинских соглашений, по-видимому, еще облегчится. Предлагается предоставлять возможность представителям стран СНГ получить российский паспорт после службы в рядах ВС РФ.
Правда, и ресурс СНГ не бесконечен: на Украине, в Белоруссии, а в последнее время и в Казахстане ощущаются те же проблемы с приростом населения, притом что потребность в рабочих руках очень велика (а условия труда приближаются к российским). В то же время некоторые страны СНГ (Туркмения) искусственно ограничивают обмен трудовыми ресурсами с Россией. Поэтому многие специалисты предрекают вслед за таджикским (азербайджанским, армянским и т. д.) уже и китайское, африканское и даже «латиноамериканское» тихое вторжение. Оно уже потихоньку начинается, но его темпы будут зависеть как от темпов пресловутого удвоения ВВП, так и от продолжения «миграционного обмена» с СНГ. И от темпов вымирания коренного населения самой России. Увы, до сих пор весьма высоких.