Независимая газета | Андрей Ваганов | 09.11.2004 |
В Москве, широко поддержанный на официальном уровне, прошел фестиваль «Тибет: традиция, искусство, философия».
Поучаствовать приехал даже весьма продвинутый поклонник буддизма, голливудская звезда Ричард Гир… На прием к некоему тибетскому целителю выстраивается настоящая VIP-очередь из представителей самых высоких московских кабинетов власти… В Московском доме ученых состоялся круглый стол, посвященный путям взаимодействия науки и каббалы. (Участие в этом мероприятии принимают, например, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, профессор Сергей Капица и каббалистический гуру некто Михаэль Лайтман.)
Мало того, сенатор от Чувашии, зампред комитета Совета Федерации по промышленной политике Владимир Слуцкер параллельно преподает еще и каббалу. «Значительное число членов парламента России уже занимаются каббалой», — заявил он на конгрессе каббалистов в Израиле в 2002 г. (см. «НГ» от 2.11.04).
Тибетский марш-бросок
Все это напоминает фильм Элема Климова «Агония» — распутинщина, слепая вера в чудесное искусство доктора Бадмаева. Причем и тогда, и сейчас речь идет именно о настроениях элиты российского общества — и тогда, и сейчас элита не жалеет на это свои миллионы. (Впрочем, российская элита и век назад, и сейчас не одинока в своем стремлении к просветлению: в 30-е годы XX века по личному приказу Гитлера пять лет экспедиция СС искала в Тибете ось мира.)
Еще в 1909 г. после неоднократных встреч с премьер-министром Столыпиным, царем Николаем II Агван Доржиев — тибетский монах, один из учителей Далай-ламы XIII — добился разрешения на строительство буддийского храма в столице Российской империи. Этот дацан стал самым северным в мире.
Минувшим летом здесь была открыта мемориальная доска Агвана Доржиева. Специально на это мероприятие из США приехал Роберт Турман — заведующий кафедрой религии Колумбийского университета, первый американец, ставший тибетским монахом, директор Тибетского центра США. Профессор-монах Турман выступил с очень характерным заявлением: «В США сейчас тысячи тибетских буддийских центров, где изучаются основы буддизма, но таких замечательных зданий, как храм в Петербурге, у нас и сейчас нет. Россияне должны гордиться им… И президент Путин, на мой взгляд, должен был бы считать честью продолжить традиции царского патронажа над этим памятником в его родном городе!»
Роберту Турману можно верить: журнал «Таймс» назвал Турмана одним из 25 самых влиятельных людей Америки. Его дочь, голливудская звезда Ума Турман, входит в попечительский совет организации «Тибетский дом». Духовным наставником «Тибетского дома» является Его Святейшество Далай-лама XIV (Тэнцзин Гятцо).
То есть по качеству строительства буддийских храмов мы уже обогнали США. Это радует. Тем более что сделано это, по всей видимости, не без участия частного российского бизнеса.
То, что люди из списка 100 самых богатых людей России по версии редакции журнала «Forbes» активно жертвуют на восстановление и обновление основных фондов Русской Православной Церкви, ни для кого не секрет. Так, один из крупных российских бизнесменов, состояние которого оценивается примерно в 1,5 млрд долл., возглавляет общественную организацию предпринимателей, сформированную по конфессиональному признаку. Известен также другой бизнесмен, получивший за тесную связь с религиозными кругами прозвище «православный банкир».
Но ведь кроме первой сотни самых богатых людей России существует и вторая, и третья, и четвертая… И в них тоже входят люди, обладающие очень большими и капиталами, и личными состояниями. Они в отличие от многих фигурантов из списка Топ-100 абсолютно непубличные резиденты. И число этих людей растет. Недаром, по мнению экспертов, обсуждавших появление Топ-100 самых богатых людей России, к 2010 году количество очень богатых людей в России значительно возрастет. Ведь в первую российскую «золотую сотню» сегодня стучатся не один десяток бизнесменов. (Проходная сумма для попадания в «золотую сотню» «Forbes» — 210 млн долл.)
То есть это огромный слой богатых и непубличных людей. Энергия их капиталов тоже требует выхода. Желательно такого же непубличного. «Вложения» в буддизм — идеальное в этом смысле поле приложения усилий. Тем более что построить буддистский храм все-таки немножко проще и дешевле, чем православный.
Занятие для слабонервных
Не менее капиталоемкая сфера проявления человеческой активности — эзотеризм, оккультизм всех возможных течений. Может быть, самое известное из них, приобретшее в последние 2−3 года массу почитателей в России, — каббалистика.
Свою роль в этом, несомненно, сыграло и то обстоятельство, что многие западные знаменитости, прежде всего из артистической и музыкальной богемы — Мадонна, Майкл Джексон, Элизабет Тейлор, Стелла Маккартни, — увлекаются учением каббалы… Судя по всему, при той огромной популярности во всем мире этого учения капиталы, которыми располагают ведущие каббалисты мира, измеряются сотнями миллионов, а то и миллиардами долларов. Как заметил один из них, Адин Штейнзальц, известный раввин, религиозный мыслитель и философ, основатель Израильского института талмудических публикаций: «Занятия мистикой, как, впрочем, и религией вообще, чрезвычайно привлекательны для людей с нестойкой или поврежденной психикой» (см. «НГ» от 26.05.04).
Я попросил прокомментировать последнее высказывание кандидата исторических наук, клинического психолога, члена Европейской ассоциации университетских преподавателей психоанализа (EAUTP, London) Александра Кантора. «Не касаясь вопросов истинности-ложности упомянутых духовных практик и научных (ненаучных?) гипотез, считаю очевидным факт их фетишизации, то есть приписывания им особых, исключительных и, стало быть, таинственных и чудесных возможностей, — подчеркивает Александр Матвеевич. — Картина, характерная для эпох fin-de-siecle (конца века) и вообще переходных периодов. Неустойчивость, неопределенность, напряженность ситуаций невротизируют, а то и психотизируют множество людей, уже неспособных мыслить хоть как-то рационально, а потому ищущих неординарных средств спасения. А обладание фетишами (идеями, предметами и пр.) и призвано магическим образом помочь человеку в достижении желаемых целей, предохраниться от опасностей, в общем, чего хотите».
Очень показательно в этом смысле, что когда корреспондент «НГ» спросил Штейнзальца, не кажется ли ему странным, что в центры по изучению каббалы приходят в основном люди образованные и далеко не бедные, причем большой процент из них — русские, это нисколько не удивило каббалиста. «Ничего странного для меня в этом нет, — считает Адин Штейнзальц. — Есть в России нечто… духовное. В самобытном национальном характере эта черта проявляется и в хорошем, и в плохом. Духовный вакуум, губительный для любого народа, для русских губителен вдвойне… А относительно того, почему состоятельные люди ищут истину в каббалистических кружках, то во многом это из-за моды на синкретическое религиозное движение „Нью-эйдж“. Россия немногим отличается от остального мира. Вот и каббалистические кружки победно шагают не только по России, но и по благополучному Западу. Там никто ничего не рушил, церкви не взрывал, там по цивилизации прошел каток научного рационализма».
Другой специалист в области каббалистического знания, наш бывший соотечественник кстати, Михаэль Лайтман вполне солидарен в этом вопросе со своим коллегой. «Каббала помогает раскрыть картину мироздания каждому, — заявляет он. — Я бы сказал так, не слушайте никаких противников каббалы, прикоснитесь к этой науке сами, и вы раскроете для себя мир» (см. «НГ» от 26.05.04).
Тариф на такое «прикосновение», впрочем, тоже примерно известен. По крайней мере его можно оценить. Так, в минувшем месяце две звездные женщины — голливудская актриса Деми Мур и певица Мадонна устроили в Лондоне прием по случаю презентации новой книги «Стать похожим на бога: каббала и наша судьба» каббалиста Рабби Майкла Берга. Аренда клуба обошлась в 10 тыс. фунтов стерлингов. Кроме того, Мур и Мадонна наняли дополнительную охрану и оплатили фуршет на 50 гостей. В общей сложности за удовольствие принять у себя гуру они заплатили 40 тыс. фунтов стерлингов.
Легко прогнозируется, что в России еще и очередь выстроилась бы из желающих выложить каких-то 40 тыс. фунтов (цена средненького «Мерседеса»), чтобы удивить знатока каббалы знаменитым русским гостеприимством. Кстати, ведь кто-то же оплатил приезд того же Ричарда Гира в Москву?! Голливудская знаменитость вряд ли отважилась бы на такой шаг: накануне зимы, в страну с уровнем террористической угрозы гораздо выше среднего — без соответствующего гонорара.
«Аффект элит в России»
Так определяет ситуацию Александр Кантор. «У властных элит, разумеется, свои заботы, — подчеркивает он. — Главным образом власть как таковая, а также здоровье и долголетие (хлеб насущный у них есть). Что ж, это оправдывает миллионные затраты, ибо они окупятся сторицей. Но все же поразителен факт аффективной зависимости наших элит от идолов чудесного знания, исцеления. И еще, исторически устойчивый, переносной, сказали бы психоаналитики, из эпоху в эпоху его характер».
Но у чисто психологического проявления этого аффективного поведения бизнес-элиты имеется, по-моему, и чисто экономическая составляющая. И она особенно ощутимо проявилась в России в последние 2−3 года. Другими словами, аффектация — это некий интегральный показатель состояния российского бизнес-климата вообще. Стать успешным бизнесменом в западном смысле слова в Российской Федерации не то чтобы невозможно, но это просто опасно. А если ты «юродивый» — ты приятен власти, ты вписываешься в политэкономический и идеологический мейнстрим. «Недаром власть на Руси спокон века отличалась своей всеохватностью, доминантностью, проникновением во все и вся, гиперопекой подданных (а не граждан), она всегда была „власть-собственность“; то есть, по сути, иррациональна и магична», — подчеркивает Александр Кантор.
Трудно не согласиться с мнением психолога: «Души представителей нынешних элит „измучены нарзаном“ своей расщепленности, смешанными чувствами унижения и превосходства, идентификацией себя с хозяевами жизни и отторжением от них… И вот — он пришел, „час референтов“. (Кстати, надолго ли — в нынешней ситуации, стремительно обретающей форму нового авторитаризма?) Но как же хочется изжить родовые травмы уже собственной, наличной власти, найти опору в самом себе. И для того — обрести чары, присвоить, завоевать влияние, любовь, силу».
Эффект давно известный в экономической теории и уже много раз повторенный и подтвержденный, в том числе и отечественными экспертами: малейшая угроза бизнесу — и он уходит в тень. Западные бизнесмены, по которым «прошел каток научного рационализма», в этом смысле имеют пусть не абсолютно надежную, но все-таки прививку против такой фетишизации потустороннего. Недаром же среди главных спонсоров той же каббалы — актеры, поп-певицы, то есть люди несколько маргинальных профессий и образа жизни.
До нас же, судя по всему, «каток научного рационализма» не докатился, массового «оспопрививания», увы, не случилось. «Современные российские властные элиты нуждаются в магии и фантазиях всемогущества (как в некоем подобии алкоголя и наркотиков), дабы заполнить собственную душевную опустошенность и тревогу, ибо пока они неспособны сепарироваться от прошлого, стать самодостаточными и автономными, — уверен Александр Кантор. — Остается с помощью эзотерики и денег заковаться в броню фетишей, нарциссически идеализируя и возлюбя себя самого до беспамятства».
5 ноября 2004 г.