Благословение | 04.10.2002 |
Ваше Святейшество!
Смиренно просим ознакомиться с некоторыми соображения относительно роли в истории Русской Православной Церкви и России Царя Иоанна Васильевича Грозного и Григория Ефимовича Распутина.
В последнее время звучали различные высказывания по данной проблеме. В этой связи мирянами и священством была проведена общественно-церковная конференция «Исторические мифы и реальность». Инициаторы конференции и её участники являются чадами Русской Православной Церкви, исповедующимися и причащающимися, труждающимися во славу Бога, Церкви и Отечества, соблюдающими церковные установления в своем быту и общественной жизни, категорически осуждающими любые попытки раскола.
Основные вопросы, которые были поставлены на конференции, и выводы из них сводятся к следующему:
1) Историография, особенно светская, посвященная эпохе Царя Иоанна Грозного, полна противоречий и искажений, имеющих не фактологическое, а идеологическое и политическое происхождение. Эти искажения сказались и на части церковной историографии и даже на агиографических и богослужебных текстах, не проходивших проверку всею полнотою Церкви. Это относится в первую очередь к некоторым спискам жития Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси, и монастырской службе преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.
Факт почитания Царя Иоанна Грозного в конце 16 — начале 20 веков подтверждается церковными источниками. Царь Иоанн является по плоти отцом двух святых — ныне местночтимого святого благоверного Царя Феодора Иоанновича и святого благоверного царевича мученика Димитрия. Как учит Христос: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 18).
2) Изучение православными историками и исследователями в 1988—2002 годах подлинных документов, связанных с деятельностью и мировоззрением Г. Е.Распутина-Нового, однозначно свидетельствует, что в «деле» Г. Е.Распутина и в оценке его значения в жизни святых Царственных страстотерпцев существует множество подлогов и фальсификаций. Необходимость составления агиографического церковно-научного свода, посвященного святым Царственным страстотерпцам, насущно требует самого глубокого и непредвзятого изучения подлинных фактов жизни и собственноручных писаний Г. Е.Распутина как человека, близкого к Царской Семье, которого святые называли своим Другом (именно так, с большой буквы), а Царица Александра написала и издала его житие под заглавием «Новый мученик», где доказывалось, что Григорий — человек святой и по роду своей кончины должен почитаться мучеником.
3) Необходимо историко-архивное изучение общего для Вселенской Православной Церкви и для Поместных Православных Церквей опыта почитания святых прежде их официальной канонизации от времени возникновения самого института официальной канонизации святых до наших дней. Конечно, распространение икон неканонизированных святых — практика, мало известная Церкви в средние века. Однако прославление в церковном народе святых Царственных страстотерпцев до канонизации Их на Соборе выражалось в массовом распространении икон, созданных в Русской Православной Церкви заграницею. Другие яркие примеры — почитание св. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, св. блаж. Ксении Петербургской, св. блаж. Матроны Московской, иконы и акафисты которым имелись до их официального прославления.
Наличие иконографических изображений Царя Иоанна Грозного (фреска в Ново-Спасском монастыре, «парсуна» Царя, выполненная на иконной доске с ковчегом и надписанием, но без нимба, хранящаяся в Копенгагенском музее, фреска в Грановитой палате), а также сам факт местного московского церковного почитания Царя Иоанна говорят о неслучайности расширяющегося келейного почитания Царя и распространения его иконографических изображений — и древних, и созданных недавно.
В части народа имеют хождения и иконографические изображения Григория Распутина. Духовная логика ревнителей почитания его святости такова: Григория Распутина почитали святые Царственные страстотерпцы, в отличие от нас лично его знавшие. Если все то худое, что свидетельствовалось о нем — клевета и злонамеренный подлог, такой натиск злобы при жизни мог выдержать только человек, ограждающий себя молитвой и юродством Христа ради.
4). Рассмотрение названных выше вопросов до решения церковной полнотой вопроса о канонизации почитаемых народом лиц было бы возможно в Синодальной историко-архивной комиссии, подобной той, которая существовала при Святейшем Синоде до революции. В настоящее же время церковная общественность вправе ставить и рассматривать подобные историко-церковные вопросы собственными силами, как это и было с рассмотрением подвига Царской Семьи, когда Синодальная комиссия по канонизации в течение 1991−1995 годов фактически бездействовала и пересказывала в своих «исторических» справках злонамеренные политические клише о святом Царе Николае и Его Супруге.
5). Несправедливо, когда общественные усилия и действия исследователей порой характеризуются как «околоцерковные» или раскольнические. Инициаторы проведения общественно-церковной конференции живут и действуют в ограде Церкви и во славу Её, у них нет каких бы то ни было интересов вне Церкви, они перед Богом свидетельствуют об этом и считают своим долгом исповедовать историческую правду, а не следовать мифам действительно «околоцерковного» и даже «антицерковного» происхождения.
Ваше Святейшество! Мы, участники конференции «Исторические мифы и реальность», свидетельствуем о своем безусловном подчинении канонической церковной дисциплине. Нами руководит стремление доподлинно разобраться в нашей церковной истории относительно личностей Царя Иоанна и мученика Григория Распутина (указываем здесь на физический характер его кончины, связанный с изуверными истязаниями и при жизни, и по смерти).
К Вам мы испытываем только сыновьи чувства как к своему Пастырю и Отцу, и стремимся к действительно церковному послушанию. Все мы некогда призывали к прославлению святых Царственных мучеников, но не голословными требованиями, а постоянными агиографическими исследованиями Их Августейшего подвига, исследованиями, которые продолжаем вести и теперь. Так и сейчас, мы не говорим о немедленной канонизации Царя Иоанна Грозного или Григория Распутина, но наши знания исторических фактов, наша церковная совесть и духовный опыт не позволяют повторять ложь об этих людях. Каждый человек может заблуждаться, и мы допускаем, что в рассмотрении вышеназванных вопросов возможны ошибки с любой стороны, ошибки, требующие исправления.
А потому молим Вас снизойти и внимательно по-отечески рассмотреть найденные нами свидетельства, в истинности которых мы не сомневаемся и готовы предоставить их любому объективному, последовательному научному и богословскому критическому разбору. Мы намерены и в дальнейшем продолжать наши исторические документальные исследования, а также устраивать общественно-церковные конференции, аналогичные той, что состоялась 4 октября 2002 года по благословению приснопоминаемого протоиерея Николая (Гурьянова).
Ваше Святейшество! Просим Ваших Первосвятительских молитв и благословения на продолжение нашей деятельности в мирном духе и церковном благочестии.
Тексты выступлений на конференции будут представлены дополнительно.
4 октября 2002 года, г. Москва.