Русская линия
Росбалт Максим Василенко05.11.2004 

Российских евреев сосчитать непросто

Если верить известной русско-еврейской шутке, на двух евреев приходится три мнения и четыре партии. Именно Россия до сих пор помогает евреям соответствовать этой шутке. Как известно, на одно российское еврейство по сей день приходятся два главных раввина (Берл Лазар от Федерации еврейских общин России и Адольф Шаевич от Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России). А недавно российское еврейство обзавелось еще и несколькими разными мнениями на счет своей собственной численности.

Помимо еврейских версий ответа на вопрос о численности существует и официальная — она-то и стала главной виновницей торжества плюрализма мнений. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в России проживает почти 230 тысяч евреев. Если учесть, что почти 80 тысяч из них — москвичи, и около 37 тысяч — петербуржцы, то выходит, что во всей остальной большой стране проживает менее половины от общего числа — лишь около 113 тысяч евреев. Но у самих евреев, как выяснилось, есть на этот счет другие цифры…

Например, согласно данным, полученным Российским еврейским конгрессом от общин 51-го города страны, во всей России (не считая Петербурга и Москвы, не вошедших в этот список) проживает более 225 тысяч евреев. Если учесть, что еврейское население двух столиц явно превышает численность провинциальных сограждан-соплеменников, получается, что еще примерно 230−250 тысяч евреев проживают в Петербурге и Москве, а еврейство всей России, в этом случае, исчисляется примерно полумиллионом человек.

Если бы на этом плюрализм мнений закачивался, евреи не были бы евреями. Главный раввин России, признанный Кремлем, хасид Берл Лазар заявляет, что полумиллионом на самом деле исчисляются лишь евреи-москвичи! По оценкам возглавляемой Лазаром Федерации еврейских общин России, численность еврейского населения страны может колебаться от миллиона до полутора миллионов — таким образом, более чем в два раза превышая данные «конкурирующий фирмы», Российского еврейского конгресса.

Откуда же такая разница в оценках? Напрашивается элементарный вывод — одних и тех же людей где-то считают русскими, а где-то — евреями. По мнению Берла Лазара, в России принадлежность к еврейству из этнически-религиозной превратилась в просто религиозную. По его словам, иудеи записываются русскими. И на самом деле многие люди, уважая и временами вспоминая некоторые традиции предков-иудеев и не будучи православными христианами, тем не менее, искренне считают себя представителями русского народа.

Строго говоря, раввинам вообще не должна быть интересна национальная принадлежность прихожан. Священнослужители заняты религиозной общиной, а не национальной. Для них еврей — тот, кто исповедует иудаизм. Что касается переписчиков Госкомстата, то они, фиксируя национальный состав населения, как раз обращались к этничности человека, а не к его религиозной принадлежности.
Этничность же, согласно современным нормам этнографии, в первую очередь определяется национальным самосознанием индивида. По этому же принципу, было бы грубым искажением действительности записать всех евреев в иудеи. Нередко люди, осознающие себя этническими евреями, являются убежденными атеистами; есть и те, кто исповедует иную религию вместо иудаизма.

Кроме того, имеет важное значение то, по каким критериям руководство еврейской общины исчисляет соплеменников у себя в городе. Если учитывать только тех, кто официально состоит в общине, то цифра будет отнюдь не высокой. Если считать евреями лишь тех, кто может проследить свое еврейское происхождение по материнской линии, — явно не получится насчитать по всей России миллион евреев.
Община также может судить о числе соплеменников в том или ином городе по количеству людей, обратившихся к ней за помощью. Но в еврейские общины, распределяющие благотворительные посылки и устраивающие поездки в санатории, обращаются не только те, кто осознанно считает себя евреем, но и те, кто просто обладает правом на помощь, имея еврейские корни, а зачастую — и члены их семей.

Ситуация здесь близка к той, что складывается вокруг эмиграции в Израиль. «Репатриантом» может стать человек, не являющийся евреем ни с точки зрения религиозных норм, ни со своей собственной точки зрения. Им может стать тот, кто имеет «право на возвращение», то есть и сын еврея, и даже внук по отцовской линии. При этом «репатриантами» будут и все члены его семьи. Таким образом, при желании, как в самой России, так и в Израиле можно засчитать в качестве евреев множество людей, даже не спросив у них, кем они считают себя.

Но у такого подхода есть историческое объяснение. Дело в том, что Израиль и еврейские общины в других странах готовы считать евреями всех тех, кого преследовал бы гитлеровский нацизм. Гитлер же говорил, что евреем считается любой, кого он им назовет. Фактически же нацисты уничтожали евреев до третьего колена, а вместе с ними в концлагеря попадали и члены их семей — люди других национальностей.

В связи с неоднозначной оценкой численности российских евреев, Федерация еврейских общин России (ФЕОР) обратила внимание на то, что за последний год из РФ в Израиль уехали 10 тысяч человек, а вернулись, в силу соображений безопасности и экономических причин, 50 тысяч. Учитывая, что туда и обратно можно переехать, фактически не являясь евреем и даже не пытаясь таковым казаться, записывать в «расход» (вернее, «исход») российского еврейства всех эмигрантов, а в «приход» — всех реэмигрантов, было бы не вполне справедливо — по крайней мере, не спросив их собственного мнения.

Однако то, что приезжающих с исторической родины обратно сейчас больше, чем отбывающих на нее — достоверный факт! И на этот случай есть другая известная русско-еврейская шутка. Для тех, кто до сих пор не знал, чем евреи отличаются от англичан: англичане уходят, не прощаясь, а евреи прощаются — и не уходят.



Приблизительная численность еврейского населения в 51 городе России (по данным Российского еврейского конгресса)

Архангельск — 2 000
Астрахань — 700
Биробиджан — 8 000
Братск — 500
Брянск — 5 500
Великий Новгород — 1 500
Владивосток — 1 500
Волгоград — 10 000
Воронеж — 2 500
Екатеринбург — 11 000
Иваново — 6 000
Ижевск — 1 000
Иркутск — 2 000
Казань — 8 000
Калининград — 3 000
Калуга — 2 000
Кемерово — 1 500
Кинешма — 500
Киров — 781
Красноярск — 10 000
Кострома — 1 000
Липецк — 2 500
Мурманск — 3 000
Нижний Новгород — 10 000
Новосибирск — 10 000
Омск — 6 000
Оренбург — 5 000
Орел — 3 000
Пенза — 3 500
Пермь — 5 000
Петрозаводск — 1 800
Псков — 1 000
Пятигорск — 7 500
Ростов-на-Дону — 12 000
Рязань — 2 000
Самара — 9 000
Саратов — 8 000
Ставрополь — 3 000
Северодвинск — 250
Смоленск — 3 000
Тамбов — 2 000
Тверь — 2 000
Томск — 15 000
Тула — 6 000
Тюмень — 750
Ульяновск — 3 500
Уфа — 781
Хабаровск — 5 000
Чебоксары — 690
Челябинск — 10 000
Ярославль — 2 500


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru