Седмицa.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 02.11.2004 |
Как уже сказал Юрий Евгеньевич, вы или уже получили или скоро получите новые назначения за рубеж в качестве руководителей загранучреждений МИД России: послов, советников-посланников посольств, генеральных консулов. В будущей работе за рубежом Вам так или иначе придется сталкиваться и с Православием, и вообще с религиозным фактором в международной жизни, в особенности, если учесть, что сегодня и международный терроризм нередко принимает форму религиозного экстремизма.
Во всех почти без исключения странах, где вам придется работать, находятся наши соотечественники: кто-то из них там учится, кто-то работает, кто-то вступил в брак с иностранкой или иностранцем, есть много туристов, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки присутствует немало российских специалистов, которые работают там. У большинства из них есть свои религиозные потребности: бывает нужно окрестить детей, обвенчаться, достойно проводить близких в последний путь.
Вы, наверное, знаете, что почти 80% россиян отождествляют себя с Православием. И для Русской Православной Церкви одним из серьезных вопросов, которым мы сейчас занимаемся, является открытие новых приходов за границей, где созданы многочисленные русские общины, где образовалась русская диаспора. Русские люди, живя в странах их нового проживания, хотят иметь православные храмы, потому что именно Русская Православная Церковь будет связывать их с Родиной, будет давать им духовные силы и позволит чувствовать себя не одинокими.
Так, например, в Германии у нас прежде было небольшое число приходов, но сейчас их количество выросло, и теперь здесь более 50 наших общин. Мне приходилось посещать 20−30 лет тому назад некоторые приходы в Германии, и я там видел представителей первой волны русской эмиграции, которые говорили: вот мы уйдем, и наше место останется пустым. Но когда в 1995 году я вновь посещал Германию, я увидел, что эти место не осталось пустым, появились новые люди из России, новые поколения прихожан. Это работники различных российских учреждений, это женщины, которые вышли замуж за немцев и оказались в непривычной для себя среде. Но в приходах Русской Православной Церкви они чувствуют живую связь со своей Родиной.
Как вы, наверное, слышали, с 3 по 8 октября в Храме Христа Спасителя проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Предыдущий Юбилейный Архиерейский Собор состоялся в августе 2000 года. Если говорить о решениях нынешнего Собора, то важными темами на нем были вопросы взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью (на этом я остановлюсь позднее) и старообрядцами. Хочется также особо отметить документы Собора по проблеме противодействия экстремизму и терроризму, а также по вопросам демографии, Важным событием стала встреча участников Собора с Президентом России В.В.Путиным в Кремле. Во время этой встречи была подчеркнута заинтересованность главы государства в общественном служении Церкви, ее миссионерской деятельности, церковном участии в социальных программах по борьбе с детской беспризорностью, наркоманией, по организации социальных приютов, оказанию помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам и беспризорникам.
Как вытекающий из решений Архиерейского Собора мы провели 18−19 октября форум, посвященный проблемам демографии. Проблема эта жгучая, потому что резко уменьшается население России. И уменьшается оно, прежде всего, в результате того, что смертность превышает рождаемость. В России нет уже многодетных семей, велико количество абортов. Вдумаемся, только за год в России совершается 2 миллиона абортов! Население России уменьшается в год на один миллион человек! Американцы подсчитали, что в 2050 году население России составит меньше 100 миллионов человек.
После революции, после гражданской войны в стране были беспризорники. Но почему сейчас в России около миллиона беспризорных детей, причем при живых родителях? Это говорит о том, что утеряна основа семьи. Дети зачастую бегут из родительского дома из-за невыносимых условий, в которых они живут в результате наркомании, алкоголизма. Нередко родители сами отказываются от своих детей.
Мы высоко оцениваем соработничество Русской Православной Церкви с Министерством иностранных дел России. Особо отмечу значение совместных действий в защиту прав и по обеспечению религиозных интересов граждан России и соотечественников за рубежом. Пользуясь случаем, хотел бы привлечь ваше внимание к вопросу об открытии новых посольских церквей.
Как мне доложили, согласно штатному расписанию МИД России, в конце XIX века православные миссии действовали при посольствах в Берлине, Вене, Константинополе, Лондоне, Париже, Риме, Токио, Мадриде. А на содержание 31 священно- и церковнослужителя выделялось свыше 130 тысяч рублей в год. Теперь, конечно, не те времена, и все же есть отрадные примеры действующих при загранучреждениях МИД России храмов: в Праге (Чехия), Турку (Финляндия), Баку (Азербайджан).
Вы знаете, что я посетил МИД России 6 марта 2003 года, а недавно (это было 8 сентября 2004 года) встречался с новым министром Сергеем Викторовичем Лавровым. Встреча с ним оставила у меня самое приятное впечатление. Мы придаем большое значение созданию Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви и МИД России, образованной в марте 2003 года согласно договоренности, достигнутой в ходе визита Предстоятеля Церкви в МИД России. Это — постоянно действующий механизм. В состав группы, формируемой из министерской и церковной частей, входят ответственные сотрудники МИД и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. За полтора года работы группы проведено три пленарных заседания. Выработана и утверждена программа взаимодействия, в рамках которой осуществляется текущая работа Церкви с МИД. Разработан и подписан документ под названием «Порядок взаимодействия Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации». В рамках Рабочей группы рассматривались вопросы соработничества в деле развития духовных и культурных связей с государствами СНГ и другими странами, защиты прав российских граждан и соотечественников за рубежом, межцивилизационного диалога в рамках международных организаций и другие актуальные темы.
Теперь позвольте мне рассказать о задачах, возложенных на загранучреждения Московского Патриархата. Это, во-первых, труды по пастырскому окормлению церковной диаспоры, а во-вторых, представительство Московского Патриархата в разных странах, при братских Поместных Православных Церквах и международных организациях. Для полноты картины приведу статистику численности приходов, благочиний, епархий, представительств и подворий Русской Церкви в дальнем зарубежье. По состоянию на 1 сентября 2004 года в 42 странах действует 277 церковных учреждений Московского Патриархата, включая 8 епархий, 1 Духовную Миссию, Патриаршие приходы в США, Канаде и Финляндии, 16 монастырей, 1 скит, 10 часовен, 46 ставропигиальных приходов, 6 представительств и 9 подворий. В загранучреждениях трудятся 265 священнослужителей: 10 архиереев, 211 священников и 44 диакона; есть 62 насельника в Русском Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре на Святой Горе Афон и 61 насельница в Горненском женском монастыре Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Специфика церковно-государственных отношений в странах ближнего зарубежья (то есть, за исключением Грузии, на канонической территории Московского Патриархата) обусловливает необходимость более внимательного отношения к местным властям, проявления полной лояльности к государствам пребывания церковных структур и строгого соблюдения государственных законов. Здесь будет уместно обозначить подходы Церкви к миротворчеству на постсоветском пространстве. Это, во-первых, самостоятельные усилия Церкви и, во-вторых, совместные действия с другими традиционными конфессиями, например, по Карабаху. В качестве примера приведу миротворческую деятельность на Кавказе в форме встреч религиозных лидеров Азербайджана, Армении, Грузии и России.
Важную роль играет сотрудничество с другими традиционными конфессиями в рамках Межрелигиозного совета России, который в последние годы стал авторитетной и влиятельной структурой. Хочу вам также рассказать о создании Межрелигиозного совета СНГ. Решение об этом было принято на II Межрелигиозном миротворческом форуме в Москве в марте 2004 года. Его почетные сопредседатели — Предстоятель Русской Православной Церкви и председатель Управления мусульман Кавказа шейх Паша-Заде. В президиум вошли 22 ведущих лидера стран СНГ от России, Грузии, Армении, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, стран Средней Азии.
Как я уже сказал, проблема преодоления церковного разделения подробно рассматривалась на Соборе. Мы выступаем за скорейшее преодоление трагического разделения, произошедшего вследствие революции и гражданской войны. Если оценивать нынешнее состояние объединительного процесса Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, то можно отметить, что молитвенное общение восстановлено, на очереди — восстановление Евхаристического общения. Прошли две рабочих встречи комиссий Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей по диалогу о восстановлении церковного единства, согласованы проекты документов: об отношениях Церкви и государства, об отношениях Православия к неправославным общинам и межконфессиональным организациями, о каноническом статусе Русской Православной Церкви Заграницей как самоуправляемой Церкви.
Теперь попробую ввести вас в курс дел межправославных отношений. В качестве примера приведу Александрийскую Православную Церковь. Мы не раз встречались с покойным Патриархом Александрийским Петром VII, он был в числе лауреатов премии Фонда единства православных народов, и в январе этого года в Москве ему была вручена эта почетная награда. Вы знаете, что он недавно погиб в авиакатастрофе, его вертолет на пути в Афон рухнул в Эгейское море. В таких случаях у нас принято выражать письменные соболезнования, направлять делегацию Церкви на похороны. Была делегация нашей Церкви и на интронизации нового Александрийского Патриарха Феодора, который принял наших иерархов и выразил свое стремление посетить Россию так скоро, как это окажется возможным. Это у нас общая практика, когда вступивший на кафедру новый Предстоятель Поместной Православной Церкви начинает свое служение с того, что наносит визиты всем Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей. Так делал и я в первые годы моего Патриаршества.
Мы уделяем немало внимания сотрудничеству Поместных Церквей в разрешении стоящих перед мировым Православием проблем. В последние годы к нам стали чаще приезжать посланцы братских Поместных Церквей, которые, в частности, присутствовали в 2003 году на торжествах по случаю 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского в Сарове и в Дивеево. Принимали они участие и в работе VIII Всемирного Русского Народного Собора, посвященного теме «Россия и православный мир» Он проходил в феврале 2004 года, и на нем присутствовали сотрудники МИД России во главе с министром.
Православный мир сегодня — это не только страны православной традиции: Россия, государства Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Это и многочисленные диаспоры православных народов в различных странах мира. Общее количество православных верующих в мире оценивается в 227 миллионов, из них около 160 миллионов -это паства Русской Православной Церкви в России, ближнем и дальнем зарубежье.
Теперь несколько слов о наших взаимоотношениях с Римско-католической Церковью. Давать характеристику современного состояния отношений Русской Православной Церкви с Ватиканом легко и в то же время непросто. Эти отношения всегда отличались сложным характером и порой находились на грани полного разрыва. Основные «камни преткновения» — это католическая экспансия и прозелитизм на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана, притеснения греко-католиками православных в западных областях Украины (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области).
В то же время непросто характеризовать эти отношения в силу того, что нет стабильности, все время появляются новые вызовы. Это и июньский в 2001 году визит Папы Римского на Украину. Тогда весь епископат Православной Церкви Украины просил не осуществлять этот визит, потому что он не несет успокоение, примирение, а, наоборот, способен внести еще большее разделение между православными и католиками. Тем не менее, этот визит состоялся. Решение Ватикана в феврале 2002 года повысить статус католических апостольских администратур в России до уровня епархий и попытка создания греко-католического патриархата на Украине также осложнили наши отношения. Ватикан объявил Россию провинцией Римско-католической Церкви, которую возглавляет митрополит. Но когда Мы говорили: «Как же так? Вы назначаете митрополита, который пребывает в Москве, значит вы объявляете на церковном уровне Католическую Церковь на территории России. Как же быть с Московским Патриархатом в таком случае?» Они нам отвечали: «Митрополит не называется „Московский“, он — „митрополит в Москве“». Но я на это сказал, что это — иезуитская казуистика.
Обнадеживает и вселяет умеренный оптимизм то обстоятельство, что открываются новые возможности и каналы воздействия на Ватикан: это и помощь МИД России, и создание совместной рабочей группы по урегулированию проблем, существующих между Русской Церковью и Ватиканом. Эта группа уже провела два заседания, вырабатывается механизм воздействия на конкретные ситуации для разрешения проблем в наших отношениях.
Мы стремимся всемерно преодолеть любые расколы, которые являются трагедией в жизни русского народа, и прежде всего — разделение между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. Первоначально этот раскол имел характер чисто политический. Сколько обвинений высказывалось в адрес Русской Православной Церкви, особенно, в отношении декларации, которая была принята митрополитом Сергием в 1927 году, где говорилось о том, что мы хотим быть православными и хотим осознавать Советский Союз своей Родиной, радости которой — наши радости, и печали которой — наши печали. Нам бросали упрек: «Какие могут быть общие радости у Церкви с атеистическим государством?» Мы говорили, что здесь в послании митрополита Сергия не сказано ни одного слова об атеистическом государстве и вообще о государстве, а говорится о Родине. А Русская Православная Церковь всегда была со своим народом в радостях и испытаниях, на протяжении всей своей истории.
Труднее, быть может, преодолеть раскол со старообрядчеством, потому что он имеет уже более чем трехвековую историю. Но сейчас вместе с новым руководством Старообрядческой Церкви, пришедшим на смену покойному Митрополиту Алимпию, мы условились, что должны обсуждать вопросы совместной деятельности в социальной сфере, сохранять взаимопонимание и сотрудничество. Я думаю, что и в отношениях со старообрядчеством есть подвижки к тому, чтобы начались переговоры, которые помогут преодолевать отчуждение, имевшееся на протяжении нескольких веков.
С Римско-католической Церковью мы также не хотим находиться в конфронтации. Но мы должны защищать свою паству, когда осуществляется прозелитизм на территории России. К сожалению, иногда имеет место очень тонкий прозелитизм, когда католическими монахинями создаются детские приюты, детские ясли, и детей, которые рождены в православных семьях, воспитывают в католическом духе. Мы против этого протестуем и считаем, что это — не социальная помощь, а прозелитизм, потому что происходит навязывание детям духа и традиций Римско-католической Церкви.
Что произошло в западных областях Украины, я думаю, вы все знаете. В 1946 году советским правительством была запрещена деятельность Униатской греко-католической церкви. И на протяжении 50 лет в православных храмах духовно окормлялись те люди, которые в душе оставались униатами, но были и те, кто искренне вернулся в Православие. В наших духовных учебных заведениях, особенно, в Ленинградских духовных школах, получили образование многие клирики, которые сегодня совершают служение в Греко-католической церкви в западных областях Украины. И если бы сохранялось то отношение к нам со стороны Римско-католической Церкви, которое было провозглашено на II Ватиканском соборе, когда Православные Церкви были названы Церквями-сестрами, то католики должны были бы поблагодарить Русскую Православную Церковь — Церковь-сестру — за то, что в течение 50 лет верующие греко-католики духовно окормлялись в православных приходах.
Что же произошло в условиях религиозной свободы? На волне дикого национализма произошел разгром трех православных епархий — в Тернополе, Ивано-Франковске и Львове. Силой изгонялись православные из своих храмов, избивались священнослужители, осквернялись православные святыни. Можно было бы себе представить, если бы все это происходило в диком средневековье. Но это происходило в конце XX века в отношении Церкви-сестры, и мы не можем и не должны молчать об этом. Мы считаем, что верующие — и греко-католики, и православные — должны пользоваться в западных областях Украины равными правами и равными возможностями. Но этого, к сожалению, нет. До сих пор во Львове нет ни одной православной церкви, где бы совершалось православное богослужение на украинском языке. Сколько мы ни обращались в Ватикан, сколько мы ни обращались к властям Украины, этот вопрос до сих пор не решается. И помощи со стороны Ватикана в данном случаем не было оказано никакой. Я рассказал об этом, потому что не хочу, чтобы у вас возникло впечатление, что мы создаем искусственно сложности в отношениях между Церквями и конфессиями.
Я думаю, что всем вам придется встретиться и столкнуться с православными людьми, которые будут жить в тех государствах, куда направит вас руководство нашей страны. К вам будут обращаться люди с просьбами, связанными с удовлетворением духовных потребностей. Думаю, что еще не один приход придется открывать нам в странах Западной Европы, Америки, где проживают наши соотечественники и для которых очень важно иметь православный храм. Он будет связывать их с их Родиной, с Россией, с теми традициями, с которыми они жили в Отечестве и которые они хотят сохранять.
Я готов ответить на Ваши вопросы, если у вас таковые будут.