Русская линия
Русская линия01.11.2004 

Историко-патриотические чтения в честь 100-летия со дня рождения Цесаревича Алексия «Наследник Престола и наследники Империи»
тезисы докладов

С 11 октября в Нижнем Новгороде впервые проходят «Покровские дни», целью которых является возрождение старинного русского праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В программу «Дней» включены историко-патриотические чтения, круглые столы, семинары, а также просмотр кинофильмов, дискуссии о насущных вопросах Православия, концерты духовной музыки.

Этот год — особенный: 12 августа исполнилось 100 лет со дня рождения Цесаревича Алексия. И «Покровские дни» это вклад нижегородской общественности в общероссийское празднование последнему Наследнику Российского Престола. Алексий был вымолен на нижегородской земле во время Саровских торжеств 1903 года; с нижегородского ополчения началась история династии Романовых. Поэтому завершатся «Покровские дни» ставшим уже традиционным крестным ходом по Большой Покровской улице 4 ноября в день памяти нижегородского ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

«Покровские Дни» проводятся Нижегородской региональной организацией Союза православных граждан совместно с Епархиальным Просветительским центром Нижегородской епархии по благословению Его Преосвященства Преосвященного Георгия, епископа Нижегородского и Арзамасского.

Поскольку в этом году сороковой день со дня окончания бесланской трагедии выпал на Покров, то антитеррористическая тематика нашла свое отражение в программе чтений и решениях конференции, среди которых, например, следующие: признать аборты легальным терроризмом, а деятельность тоталитарных сект терроризмом духовным, признать уроженца Нижнего Новгорода Я.М.Свердлова (Бронштейна) террористом со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности, ходатайством пред городскими властями о том, чтобы с главной улицы города Большой Покровской был убран памятник этому террористу и др.

В настоящей публикации представляем вниманию читателей наиболее интересные тезисы докладов историко-патриотических чтений. К сожалению, не все участники чтений, например, иногородние, смогли своевременно предоставить тезисы в Оргкомитет. По завершении первых нижегородских «Покровских Дней» планируется выпуск сборника полных текстов докладов, а по отдельным секциям будут изданы стенограммы семинаров и круглых столов.
Заявки на сборник тезисов и сборник докладов высылать по адресу: 603 000, г. Н.Новгород, а-я 208, Сергею. E-mail: nro-spg@yandex.ru


Владимир Цветков
ДОЛГОЖДАННЫЙ НАСЛЕДНИК

Несмотря на большую искреннюю любовь и личное счастье, царившее в Августейшей Семье Последнего Государя Императора России Николая II Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны Романовых, к началу нового, XX века, возникла сложная ситуация. Драматизм ее состоял в отсутствии Наследника Престола, которого так жаждали иметь венценосные супруги и который так нужен был стране.

Наследника Цесаревича напряженно и с нетерпением ждали, но раз за разом рождались девочки. Они были прекрасны. Но как бы ни хороши были юные дочери Августейшего Семейства, ему не хватало сына.

Постепенно эта ситуация стала постоянным предметом нездоровых пересудов, в которые незаметно втягивался Двор. Одни сердечно сочувствовали Царской Чете, переживали за Нее. Другие же наоборот чуть ли не открыто злорадствовали, недолюбливая молодую Царицу.

Особую роль во всей этой истории играла волевая и властная Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, супруга почившего Государя Императора Александра III Миротворца, отца Царя. Она и так-то старалась везде первенствовать и нередко вела себя на приемах и других официальных мероприятиях весьма некорректно по отношению к своей невестке, явно нарушая дворцовый этикет. Например, Мария Феодоровна безцеремонно шла первой, как бы не замечая Царствующую сноху. Но это бы ладно, Вдовствующая Императрица очень болезненно воспринимала затянувшееся появление на свет Наследника, как будто это было сугубо ее дело. Зная столь острое недовольство ситуацией с Наследником со стороны Марии Феодоровны, что собственно и нагнетало ее драматизм, около Вдовствующей Императрицы образовался целый круг злобных подлыгал. Они неустанно подливали масло в огонь, подогревая и разжигая имеющееся недовольство матери Царя.

Благочестивая Чета со страстностью молилась о рождении Наследника, Императрица же смиренно воспринимала несправедливые упреки в свой адрес как справедливые.

Наверное, первой ласточкой таких ожиданий и упования на Бога было предсказание их духовного друга, француза мсье Филиппа, очень уважаемого Царской Четой и как всегда всячески оболганного придвоными клеветниками и в светском кругу северной столицы. Поэтому уроженец Савойи прослыл в ней колдуном и шарлатаном и в российскую страницу своей биографии вошел весьма темной личностью, что можно увидеть во множестве источников того времени.

Однако, вопреки злобной напраслине, которая так характерна была для русской столицы начала XX века, мсье Низье Ансельм Филипп на самом деле был очень высокодуховным христианином, считавшим соблюдение заповеди Христа «любить ближнего как самого себя» (Мф. 19, 19) главным основанием успеха своей работы. Он обращался к Богу каждый раз, когда начинал исцелять, и советовал людям чтить заповеди Христовы и не отступать от веры.

Кстати, мсье Филипп был «среднего роста, плотного телосложения, с простыми манерами, сдержанной жестикуляцией, мягким голосом, высоким лбом, покрытым густыми волосами, с хорошим, привлекательным и проникновенным выражением лица, он обладал удивительной, доброй притягательной силой, которая, похоже, действовала на всех, кто приближался к нему!»

Замечательный француз был известен как целитель без медицинского образования, являясь в то же время доктором философии. Он охотно помогал людям, но всегда бесплатно. Впечатляющие успехи целительства мсье Филиппа, естественно, вызывали злобу у многих современных ему медиков, невольным конкурентом которых он был. Отсюда не раз заводились процессы, которые ни к чему не приводили, породив лишь ни на чем не основанную худую славу о бессребреннике.

Царская Чета познакомилась с мсье Филиппом в начале века и отнеслась к нему с присущей ей серьезностью, тем более, что француз был коллегой Государыни, которая также являлась доктором философии. Положительная медицинская практика мсье Филиппа в России по инициативе Их Величеств удостоилась присвоения ему звания почетного доктора медицины Императорской Академии. Царь и Царица с удовольствием внимали беседам дивного француза и именно из его уст услышали о долгожданном сыне и «другом друге» в духовной жизни, под которым они позднее приняли Г. Е.Распутина. Это произошло во время второй встречи с мсье Филиппом, состоявшейся в Крыму в 1902 г.

Другое предсказание о скором рождении чаемого сына, Наследника Цесаревича Русского Престола принадлежало знаменитой подвижнице Нижегородской Дивеевской женской обители, блаженной Прасковье Ивановне, ныне прославленной Церковью лике общероссийски чтимых святых. И излишне говорить, что оба эти предсказания впоследствии исполнились с точностью.


Михаил Ляпин
МУЧЕНИКИ ЦАРСКОГО КРЕСТА:
Великий Князь Андрей Боголюбский и Государь Император Николай II (некоторые исторические параллели)

Совпадение даты убийства последнего Русского Царя с днем памяти благоверного Великого Князя-страстотерпца Андрея Боголюбского († 1174) знаменательно не только подобием их мученической смерти. Все та же «кругом измена», то же подлое убийство под покровом ночной тьмы, те же не помнящие родства «интернациональные бригады», поднявшие мятежную руку на своего Державного Господина, то же уничижение и глумление над телом растерзанного Государя, лишенного, по задумке убийц, возможности быть погребенным в родной матушке-земле. Даже формы выражения ненависти почти те же, и голощекинское «собакам — собачья смерть» в ночь на 4/17 июля 1918 года звучит, словно новейшее переложение анбаловского: «готовим его на съедение псам». Но возможны здесь параллели и более глубокие.

Известно, что Великому Князю Андрею Боголюбскому, с именем которого связано введение на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы, многие историки отводят особое место в деле созидания Государства Российского. В то время, когда раздробленная Русь была раздираема кровопролитными княжескими междоусобицами, князь Андрей «явно стремился к спасительному единовластию» (Н. Карамзин), а архимандрит Константин (Зайцев), подводя итоги его славного княжения, даже называет его «предтечею идеи Православного Царства Российского», государем, который «если не по имени, то по существу, по замыслу был первым Русским Царем» (1).

Как показывает тот же авторитетный автор, идея Царя жила в недрах русской души еще задолго до появления самого Русского Царства, и именно эту отвлеченную идею Князь Андрей интуитивно «сделал идеей-силой своей жизни». Все свои начинания он, будучи всего лишь удельным князем, хотя и на великокняжеском Престоле, осуществлял с поистине царским размахом, и потому его политические инициативы, его войны, его отношение к Матери-Церкви и к своему народу справедливо оценивать, по выражению того же архимандрита Константина, как «некое предварение Истории».

В Ипатьевском летописном своде, единственном из всех древнерусских летописных источников, сохранилось подробное повествование о последних часах жизни и смерти Великого Князя Андрея. В этом повествовании особенно бросаются в глаза слова последней молитвы истекающего кровью князя: «Сподоби мя, Господи, недостойного, — взывает к Богу в ожидании неминуемой смерти Князь Андрей, — прияти конец сей, якоже вси святии, тако и толики страсти и различныя смерти на праведники находили суть, како святии пророцы и апостоли с мученики венчашася, по Господе крови своя пролияша, и тако и святии священномученицы и преподобнии отцы и горькия муки [претерпеша, и] различные смерти прияша, и скрушены быша от диавола, яко злато в горниле [очищена быша], их же молитвами, Господи, [во] избранном Твоем стаде с десными овцами причти мя, — а далее более чем знаменательные слова (!), — како святии правовернии цари пролияша крови, стражюще за люди своя и еще же и Господь наш Иисус Христос искупи мира от прелести диаволя Честною Кровию Своею» (2).

Возможно, в словах этой последней молитвы, вложенной в уста «предтечи Православного Царства», было сокрыто некое духовное завещание державного князя-мученика, смысл которого стал так прозрачен для нас после событий 2 марта 1917 года.

Озвученная Великим Князем в предсмертной молитве идея самопожертвенного царского предстоятельства Богу за народ свой возвела на крест последнего Русского Царя, на котором исполнились слова предсказания преп. Авеля-тайновидца: «На венец терновый сменит он корону царскую. Он искупитель будет, искупит собою народ свой, Безкровной жертве подобно, […] и предан будет, как некогда Сын Божий, на пропятие» (3). Об этом задолго до своей смерти говорил и сам Царь-Мученик: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России. Я буду этой жертвой. Да свершится воля Божия!» (4), в этой мысли укрепляли его и близкие ему люди. Так, например, посол республиканской Франции в России М. Палеолог, которого трудно заподозрить в симпатиях к «русскому царизму» и его поборникам, утверждал в своих мемуарах, что Григорий Распутин, Друг Царской Семьи, был верным приверженцем «религиозной доктрины», согласно которой «Царь не только руководитель и светский вождь своих подданных. Священное миропомазание при короновании вручает ему гораздо более высокую миссию. Оно делает его их представителем, посредником и поручителем перед Всевышним Судьей. Оно, таким образом, заставляет его взять на себя все грехи и беззакония своего народа, так же как и все его испытания и все его страдания, чтобы отвечать за первые и выставить другие перед Богом» (5).

Быть может, об этом последний Русский Царь думал и тогда, когда 16 мая 1913 года паломником посетил Боголюбово — в то время вся Россия широко отмечала 300-летие Дома Романовых. По воспоминаниям очевидцев, Николай II посетил опочивальню, где христолюбивый князь был истязаем убийцами. Потом, как рассказывают, Государь со слезами помолился на том самом месте под лестницей в сенях великокняжеских палат, где его державный предок был повторно настигнут своими преследователями и до смерти исколот мечами. А уже проходя через великокняжеский двор, Царь коротко остановился в задумчивости там, где несколько дней лежало без погребения искалеченное и поруганное тело Великого Князя…

Николай II хорошо знал родную историю и помнил ее уроки. Наверняка помнил он и о том, что кучка заговорщиков, злодейски расправившись с Великим Князем и испугавшись мести от его подданных, написала лукавое послание жителям Владимира, где объяснила, что «не у нас одних была эта дума, но и у вас». — Владимерцы же, премного облагодетельствованные и возвеличенные своим любимым князем, хотя и не признали себя единомышленниками убийц, но заявили, что наше дело — сторона: «кто с вами в думе, то буди вам, а нам не надобе», «и разидошася, — продолжает летописец, — и влегоша грабить, страшно зрети» (6).

После убийства заговорщиками Великого Князя, к которому народ отнесся так равнодушно, по всей Владимиро-Суздальской земле вспыхнула смута: убийства, грабежи, разбои и прочие безчинства захлестнули Северо-Восточную Русь. Это «помрачение ума» как прямое следствие «окамененного нечувствия», безучастности, безразличия народа к судьбе Богом поставленного государя повторилось в русской истории и в начале ХХ века, только масштабы и последствия этой трагедии были совсем иные. Ибо на этот раз мятежники, по давней традиции прикрываясь «именем народа», посягнули не просто на верховного правителя, а на истинного Царя, Венценосца и Помазанника Божия, которому наши предки в 1613 году обязались служить верой и правдой до скончания века, запечатав те обеты крестным целованием по записи и сохранив для потомков в особой Утвержденной грамоте, «да будет вперед крепко и неподвижно и стоятельно во веки, как в сей утвержденной грамоте написано» (7).

Не раз уже за десятилетия, прошедшие со времени убийства Царской Семьи, говорилось о неслучайности такой зеркальности названий: Ипатьевский монастырь — Ипатьевский дом. Бывший владелец того злополучного особняка в Екатеринбурге, будучи в эмиграции, отмечал в своем интервью 1929 года, что: «Триста лет тому назад Михаил Федорович Романов был избран Царем в Ипатьевском монастыре в Костромской губернии. А через триста пять лет его Династия прекратилась после убийства Царя Николая II и его сына Наследника Алексея в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Начало и гибель Династии Романовых, таким образом, связаны с одинаковым именем» (8). Два «Ипатьевских» знаменуют собою две эпохальные вехи русской истории, когда сначала народ, возвысившись чрез сугубое покаяние, испросил себе у Господа Православного Царя и родоначальника новой Династии, а потом уже Православный Царь вымолил свой народ, не дав испить ему горькую чашу, как-то открылось в видении митрополиту Макарию Московскому вскоре после мартовских событий 1917 года.

Примечательно, что в переводе с греческого прилагательное «upatos» имеет несколько значений, среди которых: 1) высший, высочайший; 2) крайний, последний; 3) небесный. А события 1613-го и 1917−18 годов — это, несомненно, и высшее, и даже высочайшее, и крайнее, и определенно последнее, но вместе с тем и, безусловно, небесное. Здесь перед нами как бы выступают две духовные высоты, или, быть может точнее, — два горних восхождения, обозначивших собою те времена, когда Господь поставлял заветы Свои с Русским народом. — Наверное, будет справедливо сказать, что события 1613-го и 1917−18 гг. — это своего рода Синай и Голгофа Русской истории.

Так сложилось, что с этим же именем связан и древнерусский летописный свод, где особое внимание уделено мученической кончине Великого Князя Андрея Боголюбского, в день памяти которого Ипатьевский дом на Вознесенской горке стал местом злодейского убийства последнего Русского Царя и его Семьи, — Тех, кто, по приводимому выше выражению летописца, «пролияша крови, стражюще за люди своя».

Господь устроил так, что блаженную память Царя-Мученика, последнего великого страдальца Царского служения, и благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского, «первого мученика этой идеи, запечатлевшего ее своею кровью» (9), Православная Церковь отмечает теперь в один день — 4/17 июля.

Однако нельзя не обратить внимание на одно интересное обстоятельство: в летописях достоверно указана точная дата смерти Князя Андрея — убийство случилось в ночь на 30 июня (по юлианскому календарю), это Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Но при прославлении Князя в лике святых Церковь, по неизвестной нам причине, установила празднование его блаженной памяти не в день его мученической кончины, а 4 июля. Словно только потому, что спустя века 4-е июля станет днем подлого убийства ненавистниками России последнего Русского Царя, Наследника и всей Царской Семьи…

1. Архим. Константин (Зайцев). Чудо русской истории. М., 2000. С. 164, 476.
2. Полное собрание русских летописей. Т.2, стлб. 588.
3. Новые чудеса Царственных Мучеников / Сост. протоиерей Александр Шаргунов. М., 1996. С. 29−30.
4. Палеолог М. Царская Россия во время мiровой войны. М., 1991. С. 207.
5. Там же. С. 203.
6. Полное собрание русских летописей. Т.2, стлб.589.
7. Утвержденная Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Федоровича Романова (1613 г.) // Россия перед Вторым Пришествием. (Материалы к очерку Русской эсхатологии) / Сост. Сергей и Тамара Фомины. — Изд. 3-е, исправл. и расшир.- М., 1998. Т.1. С. 525.
8. Волков А. Около Царской Семьи. М., 1993. С. 128.
9. Георгиевский В. Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский: Его неоценимые заслуги для Русского государства и Православной Церкви. М., 1999. С. 109.


Артем Маркелов, руководитель пресс-службы Правительства Кировской области
ДУХОВНОЕ ОСОЗНАНИЕ ВЯТЧАНАМИ ГИБЕЛИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ

В последние годы вятские исследователи не раз обращались к теме связей диастии Романовых с нашей землей (1). Сегодня, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал Царскую семью, эта тема приобретает новое звучание

Начиная ее рассмотрение, следует обратиться к другому Собору — Поместному Собору 1917 — 1918 гг. 6/19 июля 1918 г. члены Собора вместе с Патриархом Тихоном совершили панихиду по убиенной Царской Семье, а на следующий день Патриарх в Казанском соборе Кремля произнес проповедь с осуждением совершенного злодеяния. После этого на Соборе развернулась довольно острая дискуссия. Одни поддержали поступок Святейшего Патриарха, другие считали, что Церковь должна обходить политические вопросы. В этой дискуссии принял участие и клирик Александро-Невского собора г. Вятки священник Александр Попов, заявивший: «Неужели же кто-либо из здравомыслящих русских людей скажет: „так ему и надо“. Нет, бывшего Государя пожалеют и убийство это осудят. И я думаю, как и большинство русских людей, что Святейший Патриарх в произнесенной им проповеди действительно явился выразителем чувств русского народа, осудивши это бессмысленное жестокое убийство» (2).

Следует подчеркнуть: вятчане участвовали в облегчении участи Царской Семьи. Есть устные сведения, что посланники из Вятки и Уржума ездили в Тобольск к Царственным узникам. А из документальных источников известно, что вятский уроженец епископ (будущий митрополит) Нестор (Анисимов) участвовал в попытке спасения Царской Семьи (к сожалению, попытке безуспешной) (3). Надо сказать, что Владыке припомнили панихиды об убиенных в Алапаевске членах Дома Романовых при аресте… в 1948 году, то есть спустя три десятилетия, и следующие восемь лет ему пришлось провести в мордовских лагерях (4).

Этот факт ярко свидетельствует о том, что для большевиков в царском вопросе не было «срока давности», и они упорно старались выкорчевать эту память всеми способами. Не случайно они с большим вниманием и подозрением относились к сообщениям о якобы спасшейся Царской семье (или некоторых ее членах). Подобные рассказы в изобилии ходили как за границей, так и в СССР (в том числе и на Вятской земле).

Уже генерал М. Дитерихс, занимавшийся расследованием убийства Царской семьи по свежим следам, приводил в своем исследовании одну из таких версий. Согласно ей, Царская Семья не погибла — сначала она жила в Перми, а затем была вывезена в направлении на Вятку и поселена в одной из деревень неподалеку от Глазова (5).

Еще несколько примеров. В 1930-х гг. НКВД уделяло большое внимание информации о том, что верующие перевозили лиц, выдававших себя за представителей Дома Романовых. Согласно по сведениям НКВД, верующие поддерживали связь с единомышленниками в ряде регионов СССР, в том числе в Шабалинском районе (6).

В с. Михайловское Тужинского района старожилы до сих пор уверены, что в начале 1920-х гг. здесь скрывался Цесаревич Алексий. Молодой человек по имени Алексей нанялся пастухом, на расспросы о родных отвечал: «Все погибли во время гражданской войны». Спустя время случайно наткнулись на его переписку с некоей княгиней. Потом Алеша сфотографировался со своими хозяевами — и когда те сравнили фотографию работника с сохранившейся картинкой, на которой была изображена Царская семья, то удивились: пастух был удивительно похож на Цесаревича. Алексей признался: да, он спасшийся Наследник престола. Вскоре по селу поползли слухи, и пастух покинул Михайловское (7).

Еще одна легенда: в с. Шурма Уржумского района якобы жил сам Государь со старшей дочерью Ольгой. Когда незнакомцы заболели и умерли, их могилки шурминцы не забывали и исправно посещали, чем, судя по всему, были недовольны местные власти. Могилы спустя время срыли… (8)

А уроженец Свечинского района Д.Ф.Доронин рассказывал своим детям, что участвовал в спасении цесаревича Алексия и Великой княжны Анастасии. Причем, он утверждал, что сопровождал Анастасию до самой Японии, и в благодарность Великая княжна предлагала Доронину следовать дальше — на южные острова Тихого океана: «У вас будут другие документы, вас никто не найдет. Все будет нормально». Причем, здесь важен настрой сына Дмитрия Федоровича А.Д.Доронина, поведовавшего корреспонденту газеты такую историю: «Это правда» (9).

Приведенные выше легенды ярко свидетельствуют, что для части русских людей Царь (или по крайней мере его родные) оставались живы. Слишком было сильно (возможно, неосознанное) желание поверить, что Отечество не осталось без Царского попечения, что Царь где-то рядом, пусть даже в обличье простого человека.

И все-таки более духовно трезвым подходом является молитва за упокоение Царской семьи. Причем, верующие делали это не только тайно. Например, известно, как в мае 1957 года на яранском городском кладбище при стечении нескольких сот человек состоялась поминальная служба за Николая Второго (10).

Социологическая экспедиция, работавшая в 1987 году в Санчурском районе выяснила, что император Николай Второй почитается наряду с такими подвижниками как преп. Серафим Саровский и св. прав. Иоанн Кронштадтский (11).

В 1990-х гг. в домах верующих вятчан, на крестных ходах часто можно было встретить иконы Царской Семьи, а священники во время служб поминали Царственных мучеников. Так что решение Архиерейского Собора о канонизации Царской Семьи молитвенно вызревало — и радостно, что в этом деле есть малая толика вятчан.

1. Маркелов А. «В Вятке к нам относились хорошо», — говорили князья Романовы незадолго до своей трагической гибели // Вятский край. — 1996, 27 янв.; Семибратов В. Дом, приютивший Романовых // Вятский край. — 1996, 2 февр.; Чудиновских Е. Держалось в секрете // Вятский край. — 1996, 13 февр. Маркелов А. Ссылка Романовых в Вятку весной 1918 года // Власть и общество: история и современность (Материалы научно-практической конференции). — Киров, 1998. — С.198 — 202.
2. Кравецкий А. Священный Собор 1917 — 1918 гг. о расстреле Николая Второго // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна богослова. — М., 1995, вып.1. — С.117.
3. Православный Царь-Мученик (Составитель С. Фомин). — М., 1997. — С.710.
4. Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900 — 1997 гг.). — М., 1998. — С.112.
5. Дитерихс М. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. — М.1991, ч.1. — С.115
6. Осипова И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…». — М., 1998. — С.80.
7. Смирнов М. Наследник престола скрывался в Вятке? // Вятский край.- 18.07.98
8. Маркелов А. Тужинская легенда не единственная // Вятский край. — 1998, 29 июля.
9. Бажина Л. «Царское дело» вятского мужика // Кировец (Кирово-Чепецк). 18.07.98
10. Балыбердин А. Кировская епархия в конце 1950-х годов // Европейский Север в культурно-историческом процессе (Материалы Международной конференции). Киров, 1999. С.275−276.
11. Кропотова О. Некоторые проблемы социологического изучения «истинно православных христиан» (по материалам исследования в Санчурском районе Кировской области) // Вятская земля в прошлом и настоящем (Тезисы докладов и сообщений к научной конференции). — Киров, 1989. — С.113.


Максим Антипов, председатель Союза православных граждан Санкт-Петербурга
ДУХОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТЕРРОРИЗМА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Как известно, каждый советский (а подчас и российский) школьник воспитывался, в числе прочего, на т.н. «героических примерах», где «спасителями и освободителями Отечества» являлись вовсе не прославленные полководцы и бесстрашные воины, положившие живот за землю Русскую, а самые обыкновенные террористы — бомбометатели, поджигатели и прочие представители революционного движения, выступавшие в основной своей массе как разрушители наших исконных ценностей.

Имена этих «героев» были увековечены большевистской властью, пожелавшей заменить православные святцы на пантеон героев-революционеров. Их же именами (или партийными кличками) были названы улицы, школы, заводы, острова, корабли и горные массивы.

В то же время ни для кого не секрет, что имя накладывает неизгладимый отпечаток на человека или неодушевленный предмет, этим именем названный. Таким образом, на территории нашей огромной страны еще находится и никак не желает уходить в небытие помноженное на тысячи квадратных километров скопище имен палачей, убийц и карателей, безжалостно истреблявших деятелей Русской Церкви, дворян, ученых и просто честных людей, не пожелавших поклониться «красному зверю».

Чего стоит в этой связи лишь одна история с мумифицированным телом «вождя мирового пролетариата» Ульянова-Ленина, до сих пор пребывающим у самых дорогих сердцу русского человека святынь Московского Кремля. Рядом же, в кремлевской стене (и подле нее), нашли свой приют те, кто творил черные дела вместе со своим кумиром или прикрываясь его именем — от цареубийцы Войкова до гонителя Церкви Хрущева. Нынешняя «демократическая» власть ни в какую не желает уважить чувства православных христиан и убрать подальше от русских святынь трупы вождей-богоборцев и их кровавых приспешников. Наоборот, из уст самого главы государства доносится мнение о том, что, дескать, еще не время, «надо уважить чувства представителей старшего поколения…»

Кроме этого, нынешняя власть пошла еще дальше — заявив себя преемницей России Советской, она не только, за редким исключением, не отказалась от традиционных богоборческих символов (знак пентаграммы еще является одним из символов Российской Армии) но и «канонизировала» такой диковинный праздник, как «День чекиста», отмечающийся 20 декабря. При этом власть предержащие, делающие реверансы в сторону Церкви, не очень-то любят вспоминать о том, сколько архиереев, священников, монахов и простых мирян было замучено в застенках ЧК и сгинуло в лагерях ГУЛАГа. При наличии в рядах современных российских спецслужб истинных воинов-патриотов, противостоящих терроризму, шпионажу и иным формам разрушения нашей страны, является крайне нелепым возрождать имя «чекист» как символ тяжких преступлений прошлого режима.

В нынешней Германии явно никому не придет в голову называть свою армию «вермахтом» или праздновать «день Освенцима». Любой, отважившийся на подобное, справедливо окажется вне общества. Но наши доморощенные «иваны, родства не помнящие», никак не желают признать всю пагубность богоборчества предков и вернуться к православным ценностям, насчитывающим тысячелетнюю историю. Отсюда, именно с духовной точки зрения, происходит большинство бед, терзающих нашу многострадальную страну, от нежелания и неумения покаяться в преступлениях прошлого ради будущего наших детей, ради возрождения идеалов Святой Руси.

Как справедливо отмечает петербургский писатель Александр Мелехов, терроризм не существует в чистом виде, он смешан с огромным количеством других явлений. Поэтому многочисленные басаевы, масхадовы и им подобные существа всего лишь замыкают кровавую цепь, наложенную на наше Отечество «предтечами» нынешних террористов — эсэрами и большевиками-ленинцами. Задачей же Русской Церкви и православных общественных организаций в деле искоренения терроризма в первую очередь является убеждение власти и российского общества в скорейшем избавлении России от всех атрибутов и «героев» не так давно ушедшего богоборческого режима. Без этого покаянного начала у России нет будущего.


Сергей Чесноков
ЧУДЕСНОЕ СПАСЕНИЕ СЕМЬИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III И ПОКАЯНИЕ ВОЖДЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ" НАРОДНАЯ ВОЛЯ" ЛЬВА ТИХОМИРОВА

«А колокол-то Московский, который стоит на земле, около колокольни
Ивана Великого, он сам придет к вам по воздуху и так загудит,
что вы пробудитесь и вся вселенная услышит и удивится». (1)
Дивеевское предание.

Своеобразное отражение событие чудесного спасения Семьи Александра III во время крушения Царского поезда при станции Борки Курско-Харьковского направления Императорской железной дороги 30(17) октября 1888 г. получило в современной художественной литературе:

«Министром путей сообщения, почтенным адмиралом Посьетом были разосланы телеграммы, извещающие начальников железных дорог ряда губерний, что государь едет на Москву, через Курск и Орел.

В Харьков должны были прибыть к полудню. <…> Государь распорядился обедать пораньше, чтобы успеть до Харькова. Сидя за столом Александр Александрович просматривал документы, присланные с последней почтой. На большинстве бумаг он писал в верхнем углу краткие резолюции, некоторые бумаги откладывал для обдумывания или обсуждения. Докладная записка Дурново с предложением о помиловании раскаявшегося Льва Тихомирова и дозволении ему вернуться в Россию заставила призадуматься.

Один из тех, кто замышлял революцию, один из тех, кто пытался убить и убил таки папа! Пусть приезжает и отправляется прямо в Шлиссельбург, свободных камер в крепости много!.. Дурново пишет, правда, что Тихомиров никогда не участвовал прямо в терроре и выступал против такого рода действий. Пусть так, но не прямо все-таки участвовал!… Или простить? Константин Петрович полагает, что царская милость произведет большое впечатление на общество, тем более, что сам Тихомиров готов выступить в печати с разоблачительными статьями… Или все-таки посадить его года на два?…

Император достал из приложенного конверта прошение бывшего революционера… Да, это написано искренне. Ну так и простим его искренне. Миловать, так миловать!

Далее шли бумаги из министерства финансов с большим количеством таблиц, но Александр Александрович отложил их на послеобеденное время.

В полдень за стол сели царская семья и свита, генерал-адьютанты, министры, всего двадцать три человека. Цесаревич, его братья и сестры сидели за небольшим столиком сбоку. Аппетит у всех оказался хороший, лакеи быстро вносили и уносили кушанья, разговор перескакивал с темы на тему. Наконец пришла очередь последнего блюда, и лакей поставил перед государем тарелку с горкой золотистой гурьевской каши, украшенной ломтиками персиков, яблок, груш, протянул руку со сливками…

Вдруг сильно тряхнуло вагон. Вагон закачался из стороны в сторону… Тарелки, приборы, бокалы, вазы с цветами свалились на колени сидящим, пачкая платье мундира, но не успел кто-либо что сказать или сделать, как в следующее мгновение все услышали сильный треск и почувствовали, как вагон куда-то летит… и все рухнуло.

Государь сидел посредине стола. Он невольно вскочил в момент падения. Стены вагона приплюснулись, крыша упала вниз и надавила на плечи государя… все завертелось вокруг… (2)

Из-за недостатка места не будем приводить весь этот крайне любопытный отрывок целиком, поскольку каждый желающий может найти его в книге преподавателя Православного Свято-Тихоновского Богословского Института профессора А.И.Яковлева «Корона и крест» (М., 2002. Сс. 148−152). Внимание же заострим на одной исторической неточности, которую допускает автор. На самом деле описанное Яковлевым прощение Александром III революционера произошло не 17 октября, а 20 ноября 1888 г. Однако означает ли это, что художественная версия Яковлева должна быть отвергнута целиком и признана художественным вымыслом?

Царствование Александра III в 1881 г. началось с трагического события — убийства террористической партией «Народной воли» его отца, Императора-Освободителя Александра II и ультиматума от лица «Исполнительного Комитета» этой партии, написанного ее идеологом Львом Александровичем Тихомировым (1852−1923). Ответом на этот ультиматум стала последовательно проведенная Александром III политика бескомпромиссной борьбы с терроризмом, позволившая отодвинуть давно назревавшую Революцию по крайней мере до 1917 г.

Чудесное спасение 30(17) октября произошло в 1888 г., т. е. той же осенью, когда Тихомиров ждал ответа Александра III на второе, но теперь уже покаянное письмо-прошение с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Россию. Прошение было подано 18 сентября, ответ пришел 10 декабря.

Удивительно, как на это совпадение не было обращено внимания еще в 1888 г. и не было написано лубка, подобного тому, каких много изготовлялось, например, в честь чудесных спасений во время неудачных покушений террористов на Александра II в 1866—1881 гг.).

Лубок мог бы называться так: «Получивший спасение от Небесного Царя, Русский Царь прощает убийцу Своего Венценосного Отца», — поскольку прошение о помиловании было подписано 20 ноября. Или: «Небесный Отец оставляет долги Русскому Царю, даровавшему прощение своему врагу», поскольку, факт помилования мог бы быть переосмыслен тогдашним автором лубка и вопреки букве истории — в духе версии А.И.Яковлева.

Но — всему свое время. Таким лубком как раз и может быть охарактеризован приведенный нами фрагмент из книги Яковлева, главная ценность которого в том, что в нем имеется попытка осмыслить связь между этими двумя, казалось бы, разноплановыми событиями.

Другой пример, дающий пищу для схожих сопоставлений, задает один из проектов, появившийся в 1888 г. в связи с событием 17 октября — проект исправления Царь-Колокола, перенесения его на Воробьевы горы и строительство для него огромной Царь-Колокольни, в которой на одном этаже был храм, а на другом музей, посвященный чудесному спасению Царской Семьи. Вот, что говорилось в этом интереснейшем документе:

«Волею Всевышнего свершилося чудо спасения жизни ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Его Августейшей Семьи при крушении ИМПЕРАТОРСКОГО поезда 17-го Октября 1888-го года.

Господь Бог проявил свое благоволение к Русскому Народу, сохранив ему драгоценную жизнь его Царя. Весь многомиллионный Русский Народ, проникнутый любовию к Монарху, потрясенный до глубины души великим чудом спасения Царя и Его Августейшей Семьи, запечатлел в сердцах своих на веки веков это благоволение к Нему Господа.

Россия поспешила ознаменовать это событие, занеся его на скрижали русской истории сооружением различного рода памятников в разных городах и местах нашего отечества. Но такие частные проявления чувств русского народа не соответствуют ни величию и знаменательности события, ни общности и единству чувств русского народа.

Чтобы увековечить великое значение совершившегося чуда и всю глубину всенародной благодарности к Всевышнему от всех нас Русских, необходимо сооружение величественного всенародного памятника в сердце России, — да памятуют наши потомки о том, что Десница Божия всегда хранит Единодержавие Царя для его народа.

Да воздвигнет же вся Русь достойный ее мощи памятник этому великому событию в своем Первопрестольном Граде Москве! (3)

Автор проекта Николай Николаевич Бенардос (1842−1905). Знаменит он как изобретатель «способа прочного соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока» вошедшего в историю под именем дуговой сварки. Изобретательство для Н.Н.Бенардоса не являлось объектом для привлечения материальных выгод, а было неотъемлемым элементом интеллектуальной деятельности. Именно изобретательская деятельность в конечном счете и разорила его (4).

В начале 1890-х гг. проект перенесения Царь-Колокола широко обсуждался в столичной (московской и петербуржской) прессе. Однако по понятным причинам он так и остался невоплощенным — «прожектом».

Фрагмент из книги Яковлева заканчивается словами: «Гром грянул совсем близко, но на сей раз обошлось. По всей России прокатилась волна радости от спасения царской Семьи и возмущение по поводу халатности на железных дорогах. Служились в церквах благодарственные молебны, комиссия из железнодорожных инженеров и специалистов по паровозам делала выводы, но никому-то в голову не приходило, что вполне может погибнуть вся царская семья и без паровозов» (5).

Читая эти слова невольно задумываешься над тем, что «прожект» Бенардоса имеет непосредственное отношение именно к покаянию революционера (Тихомирова). А ведь с Царь-Колоколом, как известно, связаны дивеевские предания о всемирной проповеди покаяния…

1. Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. — СПб., 1903. — С. 291.
2. Яковлев А.И. Корона и крест. Сцены российской церковной жизни конца XIX- начала ХХ века. — М.: Паломникъ, 2001. — Сс. 148−150.
3. «Проект Всероссийского памятника «Царь-Колокольня», долженствующего быть сооруженным в городе Москве, Н.Н.Бенардоса и М.Ф.Коровина, с добавлением проекта способа починки, перевозки и поднятия Царя-Колокола. Н.Н.Бенардоса. СПб. Тип-я В. Ерофеева, Томазов переулок, д. Коровина, N 22−2. 1890» См. также второе издание: Проект Н.Н.Бенардоса Исправление «Царь-Колокола» и сооружения в Москве всероссийского памятника «Царь-Колокольни». СПб.: Тип-я Ю.Н.Эрлих, Садовая, N 9. 1892.
4. О Бенардосе см. наприм.: Огневецкий А.С., Радунский Л.Д. Николай Николаевич Бенардос / Под ред. Б.Н.Ржосницкого. — М.-Л., Госэнергоиздат., 1952. — 206 с., ил. (библ.: стр. 199−204); Чеканов А.А. Н.Н.Бенардос (1842−1905). — М.: Наука, 1983. — 143 с.
5. Яковлев А.И. Указ. соч. — С. 148−152.


Юрий Покровский
НОВОЕ ЛИЦО ТЕРРОРИЗМА

Аномия — это такое состояние общества, подавляющая часть которого просто не знает как себя вести, перестает отделять приличное от постыдного, доброе от злого, красивое от уродливого. В эту пору возможно оправдание любой мерзости. Канализационная вонь во всеуслышание начинает именоваться благоуханием. Иуда вырастает до монументальной фигуры героя-богоборца, Бендер становится «золотым Остапом», а помогающие ворам и сектантам превращаются в глашатаев «новых истин» и защитников «угнетаемых меньшинств».

Слово «террор» обычно ассоциируется с массовыми казнями пленников или заложников. Террор — это состояние ужаса жертвы перед неотвратимой гибелью. Преступлением перед террористом обычно является сам факт принадлежности пленника к какому-то сословию или мировоззрению, или к какому-то народу. Властные органы, осуществляющие террор, создают чрезвычайные комиссии, карательные отряды, специализированные службы. Общественные движение, ступившие на тропу террора, — подпольные группы «охотников». Отношение общества к террористам — враждебно-брезгливое. Нам одинаково неприятны и подпольщик Богров, убивший Столыпина, и представитель революционного комитета Юровский, организовавший расстрел Императорской Семьи. Если Богров — борец за какоскратию, то Юровский — уже ее полномочный представитель. Власть таких людей неизбежно сопряжена с функциями палачей.

Привлекательность террора — в присвоении права распоряжаться чужими ценностями, в том числе и чужой жизнью, по собственному усмотрению. Террорист тем самым присваивает будущность отдельного человека или целого сословия. Терроризм — демократичен и позволяет любому меньшинству «возвысить свой голос».

Отдельный человек или группа людей придерживаются мнения, что имярек по каким-то причинам не «должен более поганить землю». Т. е. террорист формулирует совершенно самостоятельно содержание приговора, сам же исполняет его или выступает в роли заказчика. Индивидуальный предприниматель или слаженный коллектив малого предприятия ведут себя также. Только индивидуальный предприниматель рассчитывает на получение прибыли, а террорист — на восстановление справедливости в соответствии с собственными представлениями о справедливости. Тем самым террорист опирается на некое правовое пространство, из которого черпает уверенность в своей правоте. Одно дело — заповеди Божьи, а другой дело — закон уничтожения, сформулированный на основании научных истин, или очередного апокрифа.

«Раб начинает с требования справедливости, а заканчивает требованием господства», — писал Камю в середине ХХ в. Когда террористическая организация, вооруженная научно обоснованными законами уничтожения или сектантской доктриной испепеления иноверцев, приходит к власти, то начинается государственный террор. Причем традиционный террор (расстрелы, изгнания из страны, концлагеря) обычно привлекают самое пристальное внимание литераторов, журналистов, ученых и широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей. А экономический терроризм обычно выступает в статусе «героя второго плана». У этого вида террора свои особенности.

Дело в том, что изъятие ценностей, лишение источников существования, обречение на истощение, вымирание населения происходит не по злому умыслу некоего мистера «Х», а в соответствии с открытыми законами, требующими человеческого мяса и человеческой крови. Ведь раскулачивали и разказачивали, выселяли не по прихоти новой власти, а потому, что в грядущем обществе не было места казакам и кулакам, как впрочем и другим русским православным людям. Продразверстка, исход целых сословий из столиц, сдирание риз с икон, принудительные работы, сопровождающиеся беспризорничеством, эпидемиями, массовым голодом и даже людоедством — это и есть экономический терроризм. «Моль кабинетная» потихоньку трачит ткань общества, перетирает целые социальные группы в труху, сводит с ума, сбрасывает обессилевших людей в могилы. Причем, тот, у кого изымают будущность, саму возможность достойного существования, не имеет права на оправдание. Священник — это участник наркокартеля, специализирующегося на продаже опиума народу. Дворянин — это паразит, который только тем и занят, что воюет, командует губерниями, да сочиняет стишки.

Экономический терроризм сопровождается миллионными жертвами. Зачастую он неявен. Но, как любил говаривать Розанов, «лукавство видно по последствиям». Так вот, лукавство социально-экономических преобразований в России в конце ХХ. заключалось в том, что цели этих преобразований состояли в росте благосостояния народа, повышении эффективности экономики, а результаты оказались противоположными.

Деградация общества, вызванная крупномасштабными изъятиями и дальнейшим целенаправленным перераспределением материальных ценностей в пользу «узкой группы лиц» — это и есть экономический терроризм. Введенный в ранг государственной политики, он пестует уродов, а не достойных восхищения людей. В итоге, чиновники вместо того, чтобы управлять, ждут подношений, офицеры, вместо того, чтобы воевать, заняты торговлей оружия противнику. Женщины не рожают, мужчины не имеют возможности честным трудом содержать семью, старики чувствуют себя «лишними» в родной стране и прочее, прочее, прочее.


Анастасия Краева
ОБУЧЕНИЕ В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЕДИНОВЕРЧЕСКИХ ПРИХОДОВ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
(К 250-летиюсо дня рождения Императора Павла I)

Единоверческие или староообрядные приходы в лоне Русской Православной Церкви, в рамках официальной церковной организации, существуют с 1800 г. Тогда, именным указом императора Павла I, старообрядцам было позволено войти в состав Грекороссийской Церкви, с сохранением в полном объеме древлеправославного Богослужения, существовавшего при первых пяти Всероссийских Патриархах, а также всех особенностей старорусского бытового уклада. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917−1918гг. дал следующее определение Единоверия: «Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, — при строгом сохранении древнерусского бытового уклада».

После указа Павла I Единоверческие приходы стали возникать по всей России, а Собор 1917−1918гг. дал Единоверию полное каноническое устроение. С одной стороны, устранив все препятствия к взаимному церковному общению единоверцев и общеправославных, с другой, учредив кафедры единоверческих епископов. Первым единоверческим епископом стал священномученик Симон (Шлеев), прославленный на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г.

Окончательно, с каноническо-правовой точки зрения, «зеленая улица» для православного старообрядчества (Единоверия) была открыта Поместным Собором РПЦ в 1971 г. Тогда были сняты клятвы на придерживающихся старого русского обряда православных христиан, наложенные Московским Собором 1666−1667 гг., а сами старые обряды — равноспасительными.

Особое попечение о развитии старообрядных приходов РПЦ проявил состоявшийся 3−8 октября 2004 г. Архиерейский собор РПЦ, для отцов которого, данное направление церковной жизни оказалось одним из приоритетных. С нашей стороны, мы готовы сделать все от нас зависящее, для того чтобы отеческое попечение о нас не оказалось напрасным. Одним из важнейших направлений единоверческой приходской жизни становится обучение и воспитание нового поколения наших прихожан в святоотеческом, святоцерковном, патриотическом и, одновременно, отвечающем сложной современной обстановке, духе.

Эта традиция существует в Единоверии уже с XIX в. Из архивных документов, относящихся к истории единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии, который я представляю, известно, что при нем существовало церковно-приходское училище, открытое в 1837 г. По данным на 1858 г. в нем обучалось 32 мальчика и 11 девочек. Прихожане охотно жертвовали значительные средства на образование подрастающего поколения. Из тех же архивных документов нам известно, что при открытии училища, староста храма — купец Василий Ильич Кузнецов — пожертвовал на покупку учебников 200 руб. В дальнейшем училище было очень популярно среди местных жителей. Строгие ревнители церковной старины и древнего русского благочестия с гораздо большей охотой отдавали своих детей для обучения именно в церковно-приходское училище, предпочитая его земской школе, также находившейся в Михайловской слободе.

О том, что вопрос школьного образования был очень важен для единоверческого духовенства и мирян, красноречиво свидетельствует тот факт, что на Всероссийском Съезде православных старообрядцев (единоверцев), который состоялся в 1912 году в Санкт-Петербурге, одним из пунктов повестки дня был вопрос об образовании. По этому вопросу было 14 докладов. Важнейшими из них были доклады протоиерея Григория Шлеева, настоятеля Московской Троице-Введенской единоверческой церкви и священника Санкт-Петербургской Никольской единоверческой церкви Григория Дрибинцева. Эти два доклада вошли в книгу Материалов Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев), вышедшую в свет в том же 1912 году.

Необходимо отметить, что Никольский единоверческий храм города Санкт-Петербурга благодаря трудам и выдающейся организаторской деятельности его настоятеля отца Симеона Шлеева (будущего священномученика Симона) был в начале двадцатого столетия и крупнейшим единоверческим образовательным центром.

При нем в 1908 году было открыто Братское Реальное Училище. Первоначально Училище возникло в церковном доме и количество учащихся составляло всего 10 человек, но уже в 1912/13 году число учеников достигло 400. В октябре 1912 года было построено новое четырехэтажное здание для Братского Училища. Здание было освящено 14 октября 1912 года. Торжество освящения совпало с актом присвоения Училищу имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича. Это было единственное в России среднее учебное заведение, действовавшее при православном храме. Отец Симеон Шлеев был его Директором и законоучителем. Многие преподаватели училища были прихожанами Никольского единоверческого храма, и в деле воспитания молодого поколения участвовали совершенно бескорыстно. Некоторые из них были известными общественными и научными деятелями своего времени, среди таковых можно назвать будущего знаменитого академика князя Алексея Алексеевича Ухтомского, старосты Никольского храма и известного церковного писателя А. А. Папкова. Изучая обширную программу светских наук, воспитанники училища постоянно участвовали в Богослужениях, получали также знания в области крюкового знаменного пения и Богослужебного устава. 16 апреля 1913 года воспитанники Училища вместе с отцом Симеоном Шлеевым и некоторыми другими членами причта удостоились высокой чести пропеть «Пасху» Государю Императору Николаю Александровичу и членам Царской семьи в Александровском дворце. Затем в беседе Государь Император с глубоким интересом расспрашивал об училище его директора.

В 1913 году при Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга была открыта женская гимназия с полными правами Правительственных женских гимназий Министерства Народного Просвещения. Ее учебный процесс основывался на тех же принципах, что и обучение в Братском Реальном Училище.

Даже после того как отец Симеон стал епископом Симоном, он продолжал оставаться директором Училища и Председателем Педагогического Совета женской гимназии до самого своего отъезда в Уфу для временного управления вдовствующей Уфимской епархией. В Уфе в 1921 году, он принял мученический венец: его вероломно убили вечером 5/18 августа по возвращении домой после Богослужения праздника Преображения Господня.

Почти в это же время и училище и гимназия прекратили существование по распоряжению органов Советской власти.

Прерванные традиции образования в единоверческих приходах постепенно восстанавливаются с учетом богатого опыта наших благочестивых предшественников, который к счастью нам удается черпать из сохранившихся публикаций, изданных в свое время отцом Симеоном Шлеевым.

Хотелось бы рассказать об образовательной и просветительской работе, которая сегодня ведется единоверческим обществом при нашем храме святаго Архангела Михаила, что в селе Михайловская слобода Раменского района Московской области. Специфика нашего прихода в том, что он, находящийся вблизи от Москвы, соединяет в себе особенности традиционного сельского прихода и городского, привлекательного для людей науки, образования, искусства. Среди прихожан нашего храма современные деятели Российской науки и культуры профессор, доктор философских наук А. Г. Дугин; известные художники Д. М. Утенков и Б. П. Кошелев; член Союза Писателей, доцент В. И. Карпец; доктор физико-математических наук Е. Поляков; литератор М. Н. Душин. Все эти люди сознательно выбрали для себя Единоверие, стремясь к сохранению верности Матери-Церкви, при одновременной верности древним традициям Святой Руси. Под духовным руководством настоятеля нашего храма священноигумена Иринарха (1) эти люди, а также другие члены Михаило-Архангельского единоверческого общества прилагают большие усилия в деле воспитания православных христиан-единоверцев. Многие из них непосредственно преподают в создаваемой единоверческим обществом сети начального и среднего образования.

При нашем храме с 2000 г. работает Воскресная школа, имеющая уже один выпуск. Среди выпускников теперь есть студенты МГУ, Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, Российского православного Университета им. Святого Иоанна Богослова, Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, а также других московских ВУЗов. Директором школы является диакон Евгений Саранча. Школа делится на младшую и старшую группы. В ней преподаются Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Катехизис, Церковное пение, Основы рукоделия (для девочек), Русский язык, Словесность, История Отечества, Церковнославянский язык. При преподавании церковных предметов строго соблюдаются все особенности Богослужебного устава, языка и унисонного знаменного пения, сложившихся ко времени первых пяти Всероссийских Патриархов и хранимые единоверческой традицией. При этом делается акцент на принадлежность именно к Московской Патриархии Русской Православной Церкви и подчинению ее священноначалию. Большое значение в процессе обучения придается дисциплине и внешнему виду учащихся. Культивируется приверженность к традиционной русской одежде. Преподаватели воспитывают в учащихся нетерпимость к безделью, курению, пьянству и другим порокам, столь распространенным в современной юношеской среде.

Академическое обучение сочетается с трудовым воспитанием. Учащиеся работают на строительстве храма, помогают устроению приходского кладбища, работают в саду и на огороде, участвуют в ремонте школы. Любовь к родному краю прививается ежегодным крестным ходом по Раменскому району в неделю Святых Жен Мироносиц, а также походами по историческим местам и окрестным лесам и поездками в достопамятные места на поклонение русским православным святыням.

В настоящее время при храме осуществляется начальное школьное образование в полном объеме начальной образовательной школы. Занятия, как и во всех школах, проводятся каждый день по полному курсу начальной школы. По окончании начальной школы, мы планируем продолжение обучения этой группы в рамках среднего образования. Среди учащихся дети не только из семей, живущих в близлежащих населенных пунктах, но и из семей наших прихожан-москвичей.

В дальнейшем возможно преобразование школы в училище, где юноши и девушки будут получать специальность в области церковного пения, иконописи, ремесел, народных промыслов. Образцов для деятельности училища должно стать братское реальное училище имени наследника и Великого князя цесаревича Алексия Николаевича при Единоверческом Обществе Никольской единоверческой церкви в Санкт-Петербурге.


Юрий Покровский
ОЧАГИ
(очерк русской культуры)

Русь начиналась с городов. В ХI веке историки насчитывают на русской земле около 300 городов. Три сотни точек-звездочек на дремучих пространствах восточно-европейской равнины представляли собой колонии переселенцев, к которым туземцы не скрывали своих враждебных чувств.

Монастыри — новый тип города, зачастую приниженного и даже подземного. Подвижники духа, бесстрастные к мирским соблазнам, включались в новую систему иерархической соподчиненности. В каждом монастыре — свой устав. Но различия видны лишь посвященным в богослужебные таинства. Именно от монастырей расходилась кругами святоотческая культура…

Отречение себя от мира, отнюдь не означало отречения от людей, а тем более от потомков. Для них и трудились послушники и настоятели, за них и молились, не взыскуя наград и почестей. Монахи-воины, монахи-зодчие и богомазы составляют духовное ядро народа и являются выразителями Божьей воли. Мужество и самоотверженность армий Петра и Суворова возникли не сами по себе. Мужество и самоотверженность стали врожденными свойствами у многих русских солдат.

Аввакум — всего лишь один из большой кагорты правдолюдцев, людей-факелов, сгоравших дотла при поиске «последних ответов». Самосожжение, уподобление языку огня или хотя бы свече — эти образы будут вдохновлять поэтов и революционеров, солдат, штурмующих Шипку и танкистов на Курской дуге. Быть костром в ночи, очагом во льдах, обрести бессмертие, погибая — вот к чему стремились наиболее отважные и пылкие люди многих поколений, раздвигая границы Империи. Многие из них ничего не знали о жертвенном подвиге монахов северных монастырей, но тем не менее их память хранила смутные образы суровых предшественников; эти образы проступали в мечтах, как идеал, в критические минуты вспыхивали в сознании как внезапная подсказка. Северные монастыри, крайние гарнизоны воителей духа, чудо из чудес св. Руси, уйдут в тень после Петра. Но отблески этих очагов будут запечатлены на лицах многих полководцев, вельмож, иерархов церкви в последующие времена.

В дворянских усадьбах отсутствовал аскетический устав, но строго придерживались этикета. Каждый представитель первого служилого сословия сызмальства знал как здороваться с женщинами и со старшими по возрасту, как вести себя за столом. Вежливость в поведении, аккуратность в одежде, способность восхищаться окружающей природой и ценить искусства — обязательные черты дворянства. В своем подавляющем большинстве это были красивые люди. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на дагерротипы и фотографии, запечатлевшие последних представителей земельной аристократии. Статные, сильные, с орлиным взглядом, уверенные в движениях, всегда готовые выказать свой крутой нрав со смутьянами — такими их вытачивала и отшлифовала дворянская культура.

Богатые и знатные, правильноликие и удалые, они легко расставались с белым светом в бою или на дуэли. Многие заканчивали свой земной срок, не достигнув 40 лет. Но знакомясь с их свершениями, с их творческим наследием, люди «электронного века «неизменно удивляются тому, насколько яркой и плодотворной была столь скоротечная жизнь. Эти люди избегали все делать «по-быстрому», а делали на века, чурались упрощения в отношениях. Они были поборниками церемоний и светских ритуалов, пленниками обязательств и неукоснительного соответствия понятиям достоинства и чести.

Когда помещичьи усадьбы стали приходить в упадок, дворяне распростились с полусельским образом жизни, стали перебираться в крупные города России.

С Московским университетом связана судьба многих выдающихся личностей, определивших умонастроения и сам облик эпохи, которой мы гордимся по праву. Здесь учились или преподавали светила и светочи, деятельность которых до сих пор помогает русским людям сохранять самоуважение и надежду на лучшие времена. Одно только перечисление славных имен займет несколько страниц…

Гражданская война и революционный террор, голод и эпидемии стремительно выстудили эти очаги. Исход из России, начавшийся вскоре после октябрьского переворота, длился около пяти лет. Кто уносил с собой рукопись, кто горсть земли, кто полковое знамя.

Высокое стояние духа белой эмиграции сравнимо с подвижничеством безымянных отшельников у приполярных широт. Опыт далеких предков, приверженность понятиям достоинства и чести, впитанные с материнским молоком, помогали этим людям возжигать новые очаги в Сербии, Швейцарии, Франции. Свет и тепло этих очагов не были нужны европейцам или американцам. Демонстративно не замечала их и Родина. То были костры на ветру, в чистом поле, в затяжной ненастной ночи. То горели сердца воителей, мыслителей, созерцателей, спорящих со временем и судьбой.

На родине ростки дореволюционной культуры, казалось, были выглажены асфальтовым катком… Новая порода советских людей плохо помнила имена своих дедов, а далее — кромешная тьма. Но они были бдительны, сражались за урожай, вооружались, перевыполняли намеченные партией планы, победили в небывалой войне… И произошло удивительное. Где-то на исходе 50-х годов, в Рязани и Курске, Вологде и Пскове подало голос вымирающее, но еще не исчезнувшее, совсем последнее сословие Российской империи — крестьянство. Это можно назвать чудом.

С появлением «деревенщиков» выяснилось, что очаги не затухли, а обнаружили поразительную способность к самовозгоранию, какие бы ливни и камни не сыпались с неба. На протяжении стольких веков горение духа поддерживала и раздувала некая мистическая сила, перед которой отступали вражеские армии, северные холода, чуждые религии. Свет и тепло этих очагов неизменно восстанавливался в самых неожиданных местах, даруя растерянным людям «чувство пути». Этот свет сосредоточен в лампадных огоньках, исходит из откровений провидцев, им согреты свидетельства правдоискателей. Он — есть мудрость и достояние нашей истории.
Да разгорится вновь этот благодатный огонь!

http://rusk.ru/st.php?idar=319866

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика